Конспект по статье В. Г. Белинского "Взгляд на русскую
литературу 1847
года"
Какая литературная школа, по мнению Белинского, стала
главенствующей в
русской литературе?
- Натуральная школа стоит теперь на первом плане русской
литературы. С одной
стороны, нисколько не преувеличивая дела по каким-нибудь пристрастным
увеличениям, мы можем сказать, что публика, то есть большинство
читателей, за
нее: это факт, а не предположение. Теперь вся литературная деятельность
сосредоточилась в журналах, а какие журналы пользуются большею
известностью,
имеют более обширный круг читателей и большее влияние на мнение
публики, как не
те, в которых помещаются произведения натуральной школы? Какие романы и
повести
читаются публикою с особенным интересом, как не те, которые принадлежат
натуральной школе, или, лучше сказать, читаются ли публикою романы и
повести,
не принадлежащие к натуральной школе? Какая критика пользуется большим
влиянием
на мнение публики или, лучше сказать, какая критика более сообразна с
мнением и
вкусом публики, как не та, которая стоит за натуральную школу против
риторической?
Кто является родоначальником этой школы?
-... Литература наша была плодом сознательной мысли, явилась,
как
нововведение, началась подражательностью. Но она не остановилась на
этом, а
постоянно стремилась к самобытности, народности, из риторической
стремилась
сделаться естественною, натуральной. Это стремление, ознаменованное
знаменитыми
и постоянными успехами, и составляет смысл и душу истории нашей
литературы. И
мы не обинуясь скажем, что ни в одном русском писателе это стремление
не
достигло такого успеха, как в Гоголе.
-Одни говорят (и очень справедливо на этот раз) , что
натуральная школа
основана Гоголем;другие, отчасти соглашаясь с этим, прибавляют еще, что
французская неистовая словесность (лет десять тому назад, как уже
скончавшаяся
вмале) еще больше Гоголя имела участие в порождении натуральной школы.
В чем обвиняли писателей этой школы? Как Белинский доказывает
несостоятельность этих обвинений?
-... Для обращения к действительности нужно было обратить все
внимание на
толпу, на массу, изображать людей обыкновенных, а не приятные только
исключения
из общего правила, которые всегда соблазняют поэтов на идеализирование
и носят
на себе чужой отпечаток. Это великая заслуга со стороны Гоголя, но
это-то люди
старого образования и вменяют ему великое в преступление перед законами
искусства.
-... Теперь обвиняют писателей натуральной школы за то, что
они любят
изображать людей низкого звания, делают героями своих повестей мужиков,
дворников, извозчиков, описывать углы, убежища голодной нищеты и часто
всяческой безнравственности. Чтобы устыдить новых писателей, обвинители
с
торжеством указывают на прекрасные времена русской литературы,
ссылаются на
имена Карамзина и Дмитриева, избравших для своих сочинений предметы
высокие и
благородные, и приводят пример забытого теперь изящества чувствительную
песенку: "Всех цветочков боле розу я любил"...
Какое понятие Белинский вкладывает в слово "натуральный",
говоря о
"натуральной школе"?
- Литература наша была плодом сознательной мысли, явилась как
нововведение,
началась подражательностью. Но она не остановилась на этом, а постоянно
стремилась к самобытности, народности, из риторической стремилась
сделаться
естественной, натуральной. Это стремление, ознаменованное заметными и
постоянными успехами, и составляет смысл и душу истории нашей
литературы.
- Выражение "натуральная школа" было впервые употреблено
Булгариным
в 1846 году с намерениями унизить писателей определенного направления
за их
склонность к изображению "грязной натуры", а на самом деле за
обличительный характер их творчества. Белинский подхватил это выражение
и,
переосмыслив его, утвердил как название гоголевской школы в русской
литературе.