“Движение может по своему действию заменить любое
средство, но все лечебные
средства мира не могут заменить действия движения.”
Тиссо
Лечебная физкультура является составной частью общей
физкультуры и одним из
важнейших методов комплексного лечения больных язвенной болезнью, а
также
эффективным средством предупреждения обострений при правильном
построении
занятий и всего комплекса.
Цель этой работы указать физиологические основы для применения
ЛФК при
данной болезни, некоторые методические рекомендации, а также примерную
структуру занятий и основные упражнения.
Начнем с физиологии. Импульсы от рецепторов внутренних органов
поступают в
центральную нервную систему, сигнализируя об интенсивности
функционирования и
состоянии органов. При заболевании происходит нарушение рефлекторной
регуляции,
возникают патологические доминанты и порочные (патологические)
рефлексы,
извращающие течение нормальных процессов в организме человека.
Болезнь подавляет и дезорганизует двигательную активность -
непременное
условие нормального формирования и функционирование любого живого
организма.
Поэтому ЛФК является очень важным элементом лечения язвенных процессов.
Уже известно, что выполнение дозированных физических
упражнений, сопровождающиеся
положительными сдвигами в функциональном состоянии центров подбугорной
области
и повышение уровня основных жизненных процессов, вызывает положительные
эмоции
(т. н. психогенное и условно-рефлекторное влияние) . Особенно это
применимо при
язвенной болезни, когда нервно-психическое состояние пациентов
оставляет желать
лучшего (нормализация выраженных у больных явлений дистонии со стороны
нервной
системы. Следует отметить воздействие физических нагрузок на нервную
регуляцию
пищеварительного аппарата.
При регулярном выполнении физических упражнений, как и в
процессе физической
тренировки, постепенно возрастают энергетические запасы, увеличивается
образование буферных соединений, происходит обогащение организма
ферментными
соединениями, витаминами, ионами калия и кальция. Это приводит к
активизации
окислительно-восстановительных процессов и к повышению устойчивости
кислотно-щелочного равновесия, что в свою очередь благоприятно
отражается на
рубцевании язвенного дефекта (влияние на трофические и регенеративные
потенции
тканей ЖКТ) .
Влияние физических упражнений определяется их интенсивностью и
временем
применения. Небольшие и умеренные мышечные напряжения стимулируют
основные
функции желудочно-кишечного тракта, когда как интенсивные- угнетают.
Отмечается благоприятное влияние ЛФК на кровообращение и
дыхание, что также
расширяет функциональные возможности организма и повышают его
реактивность.
В зависимости от клинической направленности заболевания и
функциональных
возможностей больного применяются различные формы и средства. Так как
обычно в
учебных заведениях применяют по возможности лишь третий
(общеразвивающий)
оздоровительный комплекс упражнений, то я тоже буду придерживаться его.
К противопоказаниям к занятиям относят:
Свежая язва в остром периоде.
Язва, осложненная кровотечением.
Преперфоративное состояние.
Язва, осложненная стенозом в стадии декомпенсации.
Свежие массивные парапроцессы при пенетрации.
ЛФК при применении к больным, страдающим язвенной болезнью
оздоровительное
влияние осуществляется в следующих направлениях:
Повлиять на урегулирование процессов возбуждения и торможения
в коре
головного мозга; на усиление кортико-висцеральной иннервации и
выравнивании
соподчиненных расстройств вегетативной иннервации. Улучшить
согласованное функционирование
систем кровообращения, дыхания и пищеварения. Путём правильной
организации
режима движений, физических упражнений и пассивного отдыха повлиять на
урегулирование нервно-психической сферы больного. Улучшить
окислительно-восстановительные процессы во всех органах, способствовать
нормальному течению трофических процессов. Противодействовать
нарушениям
функций пищеварительного аппарата, имеющим быть при язвенной болезни
(запоры,
потеря аппетита, застойные явления и др.) .
Принцип индивидуализации при применении лечебной физкультуры
при данном
заболевании обязателен.
ОБШЕТОНИЗИРУЩИЙ ТРЕНИРУЮЩИЙ РЕЖИМ УПРАЖНЕНИЙ
Назначают после исчезновения болей и явлений обострения при
отсутствии жалоб
на основные признаки проявления заболевания при общем улучшении
состояния.
Сроки назначения - через 20-26 дней.
Целевая установка - Восстановление адаптации больного к
нагрузкам
расширенного режима. Возрастающая стимуляция обменных процессов,
воздействие на
урегулирование процессов возбуждения и торможения в коре головного
мозга,
воздействие на нормализацию вегетативных функций. Борьба с застойными
явлениями
в брюшной полости. Содействие регенеративным процессам в
желудочно-кишечном
тракте.
Содержание режима - При относительном щажении области живота
проводят
тренирование силы и выносливости. Постепенно расширяется амплитуда
движений в
крупных суставах и углубляется дыхание до максимально возможного в
каждом
случае. Для борьбы с дискенезией толстого кишечника учащается смена
исходных
положений. Исключаются резкие движения.
Характеристика применяемых физ. упражнений. Из исходных
положений лежа, на
боку и др. постепенно расширяют движения до полной амплитуды для
крупных
суставов в медленном и среднем темпе. Включают упражнения для всех мышц
брюшного пресса, выполняющиеся в медленном темпе с ограничением
амплитуды и с
исключением резких движений.
Постепенно возрастает (примерно до 40-50% от мах.) и
интенсивность
выполнения упражнений на сопротивление для мышц плечевого пояса и
межрёберных
мышц с целью рефлекторного воздействия на органы пищеварения в
сегментах D 6-9.
Можно применять гантели весом до 2-4 кг, набивные мячи весом не более
2-3 кг,
упражнения на спортивных снарядах. Для борьбы с застойными явлениями
хороший
эффект дается при диафрагмальном дыхании из различных исходных
положений,
которое доводится до большой глубины, чередующееся с грудным и полным
дыханиями; помогает также более частая смена и. п., упражнений, игр и
нагрузок
при их усложнении. Постепенно в занятия включаются усложняющиеся
упражнения на
внимание. Плотность занятий при этом остается не выше среднего.
Ходьба доводится до 4-5 км в день. При общем хорошем
самочувствии и
отсутствии болей разрешается игры с мячом (волейбол и др.) с учетом
индивидуальных реакций продолжительностью не более 25-35 минут.
Включение в
курс различного вида игр способствует поддержанию интереса и повышает
продукцию
положительных эмоций при общей физической нагрузке.
В процессе всего курса следует указывать учащимся на
положительные сдвиги
достигнутые в его состоянии и физическом развитии, внушать, что
нарушения со
стороны желудка незначительны и легко поправимы(психологическое
воздействие) .
ЛФК эффективна только при условии длительного,
систематического проведения
занятий с постепенным увеличением нагрузки как в каждом из них, так и
на
протяжении всего курса. Это должен знать и тренер, и учащийся для
достижения
подобающих результатов.
Ниже приведена таблица примерного построения занятия для
стадии ремиссии
язвенного процесса. Конечно, он не может приниматься как стандарт -
каждый
тренер и методист вносит свои поправки и дополнения, и создают свою, не
похожую
на все остальные курсы, специфичную тактику и методику упражнений.
Строгая последовательность в увеличении нагрузки и её
индивидуализация
являются основными условиями при проведении всех занятий. При этом
должно
учитываться состояние, реакция занимающихся, особенности клинического
течения,
сопутствующие заболевания и физ. подготовленность учащихся.
Важно и другое: занимаясь физическими упражнениями, больной
сам активно
участвует в лечебно-оздоровительном процессе, а это благотворно
воздействует на
его психоэмоциональную сферу.
Занятия имеют и воспитательное значение: учащиеся привыкают
систематически
выполнять физические упражнения, это становится его повседневной
привычкой.
Занятия ЛФК переходят в занятия общей физкультурой, становятся
потребностью
человека и после выздоровления.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА В ПЕРИОДЕ РЕМИССИИ
№ |
Содержание курса |
Дозировка в минутах |
Задачи разделов |
1 |
Ходьба простая и усложненная (сочетает движения рук и
ног) . Ритмично, в спокойном темпе. |
5-10 |
Постепенное втягивание в нагрузку, развитие координации
движений. |
2 |
Упражнения для рук и ног в сочетании с движениями
корпуса и дыхательными упражнениями в положениями сидя. |
7-14 |
То же, постепенное увеличение внутрибрюшного давления.
Усиление кровообращения в брюшной полости. |
3 |
Стоя. Упражнения в метании и ловле мячей, эстафеты.
Чередование с дыхательными упражнениями. |
10-15 |
Обще физиологическая нагрузка. Создание условий для
развития положительных эмоций. Развитие функций полного дыхания. |
4 |
Упражнения на развитие равновесия в чередовании с
упражнениями на гимнастической стенке типа смешанных висов. |
10-15 |
Общетонизирущее воздействие на нервную систему, развитие
статико-динамической устойчивости. |
5 |
Лежа. Элементарные упражнения для конечностей в
сочетании с глубоким дыханием. |
5-7 |
Снижение нагрузки. Развитие полного дыхания. |
|
|
ВСЕГО 37-61 |
|
ЛИТЕРАТУРА
1. Гишберг Л. С. Клинические показания к применению лечебной
физкультуры при
заболеваниях внутренних органов., СМОЛГИЗ, 1948
2. Козырева О. В. Лечебная физкультура при заболеваниях
органов
пищеварения., М., 1993
3. Мошков В. Н. Лечебная физкультура в клинике внутренних
болезней., М.,
1952
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО: Лечебная физкультура при стационарном
лечении., М.,
1962
5. Яковлева Л. А. Лечебная физкультура при хронических
заболеваниях органов
брюшной полости., Киев 1968