Проблема подготовки современного учителя
— одна из важнейших
социально-педагогических проблем. Разрабатывая педагогику как науку, К.
Д.
Ушинский особое внимание уделил проблеме учителя и системе его
подготовки.
Взгляды по этому вопросу изложены им в целом ряде работ.
В самом начале своей педагогической деятельности К. Д.
Ушинский в ряде
статей показывает, что «самый существенный недостаток в деле
русского народного
просвещения есть недостаток хороших наставников, специально
подготовленных к
исполнению своих обязанностей» Понятие «народный
учитель» в профессиональном
смысле отсутствовало, поскольку не существовало и народной школы как
типа
массового учебного заведения, В 60-е гг. учителями немногочисленных
неродных
школ работали дьячки, пономари, отставные солдаты, т.е. люди, не
имеющие
достаточного общего и тем более педагогического образования.
В статье «О пользе педагогической
литературы» (1857) К, Д. Ушинский делает
попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную общественную
роль. В
ней был представлен яркий образ народного учителя и сформулированы
основные
требования к нему. Прежде всего К, Д. Ушинский утвердил мысль о том,
что
учитель — самый важный элемент в педагогическом процессе:
«... влияние личности
воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую
нельзя
заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой
наказаний и
поощрений» .
В этой же статье К. Д. Ушинский дает яркую характеристику
общественного
значения народного учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с
современным ходом
воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было
благородного и
высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем
святых
заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым
звеном
между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и
сознает, что
его дело, скромное по наружности, — одно из величайших дел
истории, что на этом
деле зиждутся царства и им живут целые пополнения» .
Высокое общественное значение учителя определяет, по мнению
Ушинского,
серьезные требования к нему. Одним из важнейших качеств, которым должен
обладать учитель, является убеждение: «Учитель обязан
воспитать у своих
воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в том случае,
если он
имеет свое мировоззрение. «Главнейшая дорога человеческого
воспитания есть
убеждение, а на убеждение можно только действовать
убеждением» . Убеждения
учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, никакими
программно-методическими
указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений, превращается в слепого
исполнителя чужих инструкций.
Во многих своих работах К. Д. Ушинский высказывает твердое
убеждение в том,
что одним из важнейших качеств учителя являются знания, и не только
преподаваемого предмета, но и специально педагогические. Природные
воспитательные таланты, которые сами прокладывают себе дорогу,
встречаются
редко, «знание и умение преподавать и действовать
преподаванием на умственное и
нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым людям, и не
обладающим
особенными способностями» . Ушинский разработал вопрос о
различных формах и
содержании специальной подготовки учителя. Учитель должен обладать
разнообразными, ясными, точными и определенными знаниями по тем наукам,
которые
он будет преподавать. Для народного учителя, писал К. Д. Ушинский,
необходимо
всестороннее широкое образование.
Подчеркивая важность педагогической направленности
преподавания наук в
учительской семинарии, Ушинский вместе с тем придавал большое значение
специальной педагогической и методической подготовке учителя. Учитель
должен
получить такие специальные педагогические знания, которые бы помогли
ему ясно и
четкое определить цель воспитания и ясно руководить процессом
воспитания на
всех его этапах. Специальные педагогические знания нужны учителю также
для
развития умственных способностей детей и привлечения их активного
внимания.
Однако одних теоретических знаний учителю недостаточно,
необходимо еще
овладеть практическим искусством преподавания, получить навыки в
педагогической
работе. Эти навыки строятся на научных основах, но все же это есть
нечто
особое, приобретаемое в практической работе.
Кроме того, Ушинский считал, что будущему народному учителю
следует сообщить
целый ряд педагогических навыков, необходимых в работе. Так, учитель
должен
научиться красиво и правильно писать, рисовать, чертить, читать ясно и
выразительно и, если возможно, даже петь.
Перед педагогическими факультетами К. Д. Ушинский ставил три
задачи: 1)
разработка наук, всесторонне изучающих человека «со
специальным приложением к
искусству воспитания» ; 2) -подготовка широко образованных
педагогов; 3)
распространение среди учителей и общественности педагогических знаний и
убеждений. Наряду с выполнением этих задач педагогические факультеты
должны
обеспечивать высококвалифицированными кадрами учительские институты и
семинарии.
Разрабатывая проблему подготовки учителя, К. Д. Ушинский
рассматривает роль
женщины в воспитании и обучении детей. Он выступил в защиту
женщин-учительниц,
которые, по его мнению, могут быть «не только отличными
учительницами в младших
классах, но и образцовыми преподавательницами в классах высших, и
притом —
преподавательницами таких предметов, каковы, например, химия, физика,
высшая
геометрия и т.д.» .
Ушинский подчеркивает, что учитель не должен ограничиваться
полученными
знаниями. Очень важно развить в учителе способность и готовность к
постоянному
расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит
успешно до
тех пор, пока учится сам.
При всем разнообразии и многоплановости взгляды К. Д.
Ушинского на учителя и
его подготовку проникнуты большой любовью к народному учителю и его
благородному труду. Ушинский высоко поднял общественное значение
учителя,
разработал систему его научной и педагогической подготовки.
Значительную часть
своих работ он посвятил именно народному учителю. Его понимание
проблемы
народного учителя было прогрессивным в свое время и теперь остается
созвучным
нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского сохраняют свою творческую силу, зовут
к
новому научному поиску, они действенны в руках нынешних педагогов. Во
всей
системе педагогической подготовки, учителей плодотворно используется
прогрессивное наследие великого русского педагога.