"Я взвесил звук, измерил и расчислил, В загадку слова
хитростью проник.
И умное злодейство я замыслил - Предать железу свой живой
язык... " (А.
Журавлёв) Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно.
Много
писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел
в цвете.
Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве
звуков
музыки.
Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные,
тоже могут
восприниматься в цвете. А. Рембо написал даже сонет "Гласные", в
котором так раскрасил звуки: А черный; белый - Е; И -красный; У -
зелёный; О -
синий: тайну их скажу я в свой черед...
Но французский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем
другие цвета: он
считал И - синим, У - ярко желтым, А - красным. Немецкий лингвист А,
Шлегель
писал, что для него И - небесно-голубой, А - красный, О - пурпурный. А
вот
русский поэт А. Белый утверждал, что ему А представляется белым, Е -
желто-зелёным, И - синим, У - чёрным, О ярко-оранжевым. Если продолжать
называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук
окажется
раскрашенным во все цвета радуги.
Так существуют ли в таком случае вообще какие-либо
определённые
звукоцветовые соответствия? Не фантазии ли это? Или, может быть,
случайно возникающие
неустойчивые ассоциации между звуком и цветом? А возможно, что звуковые
связи -
следствие исключительно тонко устроенных механизмов восприятия
отдельных людей?
На эти вопросы давались разные ответы, но чаще всего сходились
на том, что
связь "звук речи - цвет" - редкий сугубо индивидуальный феномен.
Современная наука признает явление существующим лишь тогда,
когда оно либо
непосредственно наблюдается, либо воспроизводимо проявляет себя в
экспериментах, либо строго вычисляется. Причем в любом случае последнее
слово
остается за практикой: нужно, чтобы явление наблюдаемо функционировало
или
обнаруживались бы следы его действия.
Но там, где речь идет о психике человека, все выглядит иначе.
В эту область
наука, как в зону "пикника на обочине", проникает пока ещё редко и с
трудом, а проникнув, натыкается на непонятные "полные пустышки",
которые вскрыть своими инструментами не может. Психические явления чаще
всего
непосредственно не наблюдаются, в экспериментах то проявляются, то нет,
вычислению поддаются плохо, а следы их функционирования неопределенны,
зыбки,
нерегулярны. Особенно в области подсознания. Вот, скажем, интуиция.
Каждый
может припомнить случаи, когда, как нам кажется, правильное решение или
поступок были подсказаны нам интуицией. Более того, как выяснилось в
процессе
работ над искусственным интеллектом, человек в сложных ситуациях
принимает
решение не путем перебора всех возможных вариантов, а эвристически,
подсознательно, интуитивно находит нужный путь. Но с другой стороны,
интуиция
ведь и подводит нередко. Как же понять, когда интуиция нашептывает нам
правильное решение, а когда каверзно подталкивает нас в тупик?
Вот так и со звукоцветовыми соответствиями. Если они
существуют, то кто прав
- А. Рембо или А. Белый? Чья интуиция вернее?
Идея экспериментов проста: регистрируются реакции многих
испытуемых на
определённый стимул, а затем следует статистическая обработка
полученного
материала, чтобы выявить основные тенденции в реакциях. Техника
регистрации
разнообразна: испытуемым либо предъявляются звуки речи - требуется
подобрать к
ним цвета, либо предъявляются различные цветовые карточки - требуется
написать
на них звуки, либо даётся задание выстроить звуки по цвету, скажем, от
"самого красного" и до "наименее красного", "самого
синего" и до "наименее синего" и т.п.
Многие такие эксперименты с тысячами информантов показало, что
в подавляющем
большинстве испытуемые окрашивают по крайней мере гласные вполне
определённо.
Особенно единодушны мнения относительно трёх гласных - А, Е, И. Звук и
букву (звукобукву)
А вполне согласованно называют красной, Е - чётко зелёная, а И -
определённо
синяя. Звукобукву О все считают светлой и яркой, но хотя большинство
испытуемых
называют её жёлтой, всё же довольно часто встречаются ответы:
"белая". Получается, что она солнечная.
Заметьте, что лингвисты считают гласные А, О, Е, И основными,
опорными для
речевого аппарата человека и главными во всех языках. А физики главными
считают
соответствующие этим гласным цвета, потому что их комбинации дают все
другие
цвета и оттенки. Чем и пользуется цветная фотография, цветное
телевидение. Не
удивительно ли, что и в языке соответствия именно главным цветам
оказались
наиболее четкими?
Видимо, здесь проявляется "коллективная интуиция" людей:
цветовое
устройство мира отразилось в цветовом устройстве языка. Названия
главных цветов
встречаются в речи наиболее часто, и звуки О, А, Е, И наиболее частотны
из
гласных. А между названиями основных цветов и этими гласными, в свою
очередь,
прослеживается связь: название определённого цвета содержит
соответственно
"окрашенный" звук, причем он занимает в слове самую важную - ударную
позицию: красный, синий.
Остальные гласные имеют оттеночную окраску, как и цвета, с
которыми они
связываются, к тому же связь эта прослеживается менее четко - здесь
больше
разброс мнений испытуемых. Так, У - ассоциируется с тёмными оттенками
синего
цвета: тёмно-синим, тёмно-голубым, тёмным сине-зелёным, тёмно-лиловым.
Звукобуква Ю тоже связывается с оттенками синего цвета, но со светлыми:
голубым, светло-сиреневым.
Интересно ведёт себя звукобуква Ё. По написанию она сходна с
Е, а по
звучанию с О. И в цветовом отношении она вполне определённо
располагается между
жёлтой О и зелёной ЕЖ примерно половина испытуемых называет её желтой,
а
половина зелёной. Так что Ё - светлая жёлто-зелёная.
А вот Я окраской почти не отличается от А, разве что
воспринимается как
более светлая и яркая.
Что касается Ы, то здесь следует говорить не о цвете, а скорее
о световой
характеристике. Если О - звукобуква света, то Ы - звукобуква мрака,
тьмы. Она
самая тёмная из всех гласных, и ей испытуемые единодушно дают самые
тёмные
характеристики - темно-коричневая, чёрная.
Любопытно, что на восприятие, строго говоря, согласного звука
Й явно
повлияла графическая форма буквы Й, передающей этот звук. Сходство Й с
И
привело и к сходным цветовым оценкам - Й воспринимается как синяя
звукобуква,
хотя и с меньшей определенностью, чем И.
Букву Э пришлось исключить из анализа. Хотя она передаёт почти
тот же звук,
который в большинстве случаев передаётся буквой Е, зелёной звукобуква Э
по
ответам испытуемых не получается: буквенная форма другая. И вообще
никакой
определённый цвет с Э не связывается. А поскольку и встречается Э в
текстах
крайне редко (гораздо реже всех других гласных) , то при дальнейшем
анализе
текстов её решено было не учитывать.
Конечно, не у всех звукоцветовые соответствия одинаково прочно
закреплены в
подсознании. Есть испытуемые, которые во всех экспериментах показывают
чёткие и
единообразные результаты, совпадающие с "коллективным мнением" всех
опрошенных, а есть и такие, чьи ответы в разных экспериментах
разноречивы,
неустойчивы, и по их ответам никакой определённой окраски звуков не
прослеживается. Ну и что ж, ведь дальтоники не видят цвет предметов, но
это не
значит, что окраски предметов не существует. Важно, что большинство
испытуемых
в целом согласованно и достаточно единообразно устанавливают вполне
определённые связи между звуком и цветом, хотя почти никто этого не
осознаёт.
Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям
Звукобуквы |
Цвета |
А |
густо-красный |
Я |
ярко-красный |
О |
светло-жёлтый или белый |
Е |
зелёный |
Ё |
жёлто-зелёный |
И |
синий |
Й |
синеватый |
У |
тёмно-синий, тёмный сине-зелёный, тёмно-лиловый |
Ю |
голубоватый |
Ы |
мрачный тёмно-коричневый или чёрный |
Если соответствия звуков речи определённым цветам существуют,
пусть даже в
подсознании, то они должны где-то проявляться, звукоцвет должен как-то
функционировать в речи. И пожалуй, прежде всего нужно искать проявления
звукоцветовых ореолов в поэзии: там, где звуковая сторона особенно
важна.
Эффект звукоцвета может сыграть свою роль в том случае, когда в
стихотворении
создается определённая цветовая картина, и рисунок гласных стиха должен
бы
поддержать, "подсветить" эту картину звуками соответствующего цвета.
Если это так, то естественно ожидать, что при описании,
например, красных
предметов и явлений в тексте будет подчёркнута роль красных А и Я; они
будут
встречаться чаще, чем обычно, особенно в наиболее важных, наиболее
заметных
позициях (скажем, в ударных) . Описание чего-либо синего будет
сопровождаться
нагнетанием синих И, У, Ю; зелёного - нагнетанием Е, Ё и т.д.
Стоило начать проверку этой гипотезы, как в сухих
статистических подсчётах
стала на глазах проявляется живая игра звукоцветовых ореолов
поэтического
языка, поражающая своей неожиданностью, своим разнообразием и точным
соответствием понятийному смыслу и общему экспрессивно-образному строю
произведений. Судите сами.
У А. Блока есть стихотворение, которое он написал под
впечатлением от
картины В. Васнецова "Гамаюн, птица вещая". Стихотворение о грозных
пророчествах передаёт трагический колорит картины - мрачно-багровый
цвет
казней, пожаров, крови.
На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облечённых...
......
Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых И трус, и
голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых...
........
И вещей правдою звучат Уста, запекшиеся кровью!..
Если исходная гипотеза верна, то в звукобуквенной ткани
стихотворения должны
встречаться чаще, чем положено по норме, красные А, Я и тёмные, мрачные
У, Ы.
Не так ли?
Поскольку и сама проблема звукоцвета, и анализ стихотворений с
этой точки
зрения уж очень необычны, то одного утверждения, что это действительно
так,
будет наверняка недостаточно. Обычная реакция любого, кто впервые
слышит о
звукоцвете в поэзии: "Этого не может быть! " А на машинные расчеты
чаще всего смотрят с тайной уверенностью в подвохе. Поэтому опишем хотя
бы
кратко методику компьютерного анализа этого и других стихотворений, о
которых
здесь будет идти речь.
В тексте стихотворения (включая заголовок) подсчитывается
количество каждой
из 10 звукобукв, перечисленных в таблице. Чтобы учесть особую роль
ударных
гласных, они при счёте удваиваются. Так как Ё, Я, Ю, Й связываются лишь
с
оттенками основных цветов и ещё потому, что встречаются они
сравнительно редко,
самостоятельного значения в звукоцветовой картине стиха они не имеют.
Поэтому
приплюсовываются к основным гласным. Поскольку звукобуква Ё оказалась
двухцветной, то её количество разделяется поровну между О и Е. Синева Й
выражена слабо, поэтому количество Й сокращается наполовину и только
затем
приплюсовывается к И. Подсчитывается также количество всех букв с
удвоением
ударных (величина N) .
Затем определяются доля (частотность) каждой гласной в тексте
стихотворения
( ) и единицы размаха колебаний для данного
текста: Полученные
частности сопоставляются с нормальными (среднестатистическими для
языка) , и
вычисляются нормированные разности этих частотностей, чтобы установить,
случайно или нет наблюдаемые в стихотворении частотности отличаются от
нормальных и как именно отличаются: Звукоцвет в стихотворении "Гамаюн,
птица вещая"
Звукобуквы |
n |
Z |
Цвет |
|||
О+0.5Ё |
28 |
0.089 |
0.126 |
0.019 |
-1.95 |
|
А+Я |
50 |
0.159 |
0.116 |
0.018 |
2.39 |
красный |
Е+0.5Ё |
31 |
0.098 |
0.102 |
0.017 |
-0.24 |
|
И+0.5Й |
20.5 |
0.065 |
0.077 |
0.015 |
-0.80 |
|
У+Ю |
16 |
0.051 |
0.040 |
0.011 |
1.00 |
тёмный сине-зелёный |
Ы |
11 |
0.035 |
0.024 |
0.009 |
1.22 |
чёрный, коричневый |
Всего звукобукв в стихотворении 315 |
Как видим, звуков А и Я в обычной речи должно было бы
встретиться 116 на тысячу,
а в стихотворении их гораздо больше ( ) . При
такое отклонение
частности (0.159 - 0.116 = 0.044) превышает случайное в 2.39 раза, то
есть едва
ли может быть случайным. Значит, поэт интуитивно нагнетал красные А и
Я, чаще
обеспечивая им ударные позиции (вещает казней ряд кровавых) . Вторым по
превышению нормы идет Ы, придавая красному тону мрачное, трагическое
звучание.
Наконец, У (также с превышением частотности над нормой) добавляет
звукоцветовой
картине тёмные сине-зелёные и лиловые оттенки. Частотность всех
остальных
гласных ниже нормы.
Если теперь изобразить в цвете игру доминирующих в
стихотворении гласных, то
получится картина в красно-багровой и чёрно-синей гамме, кое-где с
тёмной
прозеленью. А это и есть цветовая гамма картины В. Васнецова. Остаётся
только
поражаться, насколько точно талант поэта подсказал ему выбор и
пропорции
доминантных звуков.
Таким способом на компьютере "прочитано" много стихотворений.
Для
некоторых из них в общей табличке приведены итоговые величины (Z) ,
чтобы можно
было убедиться, что обнаруженные звукоцветовые соответствия - не
парадокс
статистики, не случайное совпадение цифр. Значимые превышения
частотностей
отмечены полужирным шрифтом. В последнем, восьмом столбце дана цветовая
расшифровка результатов.
Звукоцвет в поэзии
Стихотворения |
Звукобуквы и величины |
Цвет |
|||||
|
О+0.5Ё |
А+Я |
Е+0.5Ё |
И+0.5Й |
У+Ю |
Ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Александр Блок |
|
|
|
|
|
|
|
"Гамаюн, птица вещая" |
-1.95 |
2.39 |
-0.24 |
-0.80 |
1.00 |
1.22 |
тёмно-красный, тёмный сине-зелёный |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сергей Есенин |
|
|
|
|
|
|
|
"Отговорила роща золотая... " |
1.00 |
-0.33 |
0.82 |
0.20 |
-1.00 |
-0.17 |
желтый, зелёный |
"Выткался не озере алый свет зари... " |
-0.75 |
1.56 |
-0.40 |
-2.00 |
2.70 |
0.35 |
красный, тёмный сине-зелёный |
"Воздух прозрачный и синий" |
-2.57 |
0.69 |
-0.23 |
1.18 |
0.00 |
0.00 |
синий |
"Зелёная причёска, девическая грудь... " |
-0.56 |
-2.00 |
1.36 |
-0.92 |
1.22 |
-0.29 |
зелёный, тёмный сине-зелёный |
|
|
|
|
|
|
|
|
Арсений Тарковский |
|
|
|
|
|
|
|
"Перед листопадом" |
3.47 |
1.93 |
-1.43 |
-0.83 |
-3.33 |
0.14 |
жёлтый, красный |
I строфа |
2.80 |
1.21 |
-1.25 |
-1.29 |
-2.22 |
-0.50 |
жёлтый |
II строфа |
1.65 |
-1.20 |
-1.43 |
1.88 |
-0.28 |
2.71 |
тёмно-синий |
III строфа |
0.45 |
2.27 |
0.43 |
-1.84 |
-1.72 |
-0.43 |
красный |
"Синицы" |
-0.68 |
0.17 |
0.29 |
1.33 |
-0.55 |
0.11 |
синий |
"Сирени вы, сирени" |
0.29 |
-1.94 |
0.40 |
0.08 |
0.40 |
-0.12 |
сине-зелёный |
"Дождь" |
0.27 |
-1.80 |
0.36 |
0.50 |
1.78 |
1.57 |
тёмный сине-зелёный |
"Петровские казни" |
-0.21 |
0.50 |
-1.47 |
0.13 |
0.45 |
2.33 |
чёрный, багровый |
"Пускай простит меня Винсент Ван Гог" |
1.93 |
0.14 |
-1.92 |
-0.82 |
1.25 |
0.00 |
жёлтый, тёмно-синий |
|
|
|
|
|
|
|
|
А. Вознесенский |
|
|
|
|
|
|
|
"Васильки Шагала" |
-1.50 |
-1.13 |
1.38 |
4.14 |
-0.60 |
0.25 |
синий, зеленоватый |
"Пожар в архитектурном" |
0.17 |
2.08 |
-4.36 |
1.80 |
-0.29 |
0.33 |
красный, синий |
"Сирень "Москва - Варшава" |
-3.09 |
-0.08 |
2.50 |
-0.75 |
2.70 |
-2.60 |
сине-зелёный |
"Очищение" |
3.14 |
-0.71 |
-0.85 |
-2.73 |
4.36 |
-1.83 |
тёмно-синий, бело-жёлтый |
Хорошо видно, как точно использует изобразительные возможности
звукоцветовх
ореолов С. Есенин. При сравнении уже первых строчек его стихотворений с
цветами
доминирующих гласных сразу обнаруживается явное соответствие словесных
и
звукоцветовых картин. "Отговорила роща золотая... " - доминирующий
цвет жёлтый, слегка зеленоватый. "Выткался на озере алый свет зари...
" - звуки создают густо-красную и тёмно-синюю гамму. "Воздух
прозрачный и синий... " - звукоцвет синий, чуть розоватый. "Зелёная
причёска, девическая грудь... " - зелёная и тёмно-зелёная с синевой
гамма
звукоцветовых соответствий. Как говорится, комментарии излишни. Да,
поэты могли
бы сказать о себе словами А. Вознесенского: "Мы видим звук". Они его
действительно видят внутренним взором таланта, чувствуют его радужный
ореол и
зажигают эту радугу в своих стихах.
Ну а компьютер проявляет скрытые в тексте цветные картины,
показывая тем
самым, что способен уловить и эту удивительную особенность поэтической
речи.
По книге А. Журавлёва "Диалог с компьютером". "Молодая
гвардия", 1987 год.