Под философией жизни подразумеваются те философские течения
XIX - начала XX
века, в которых выразился протест некоторых философов против засилья
гносеологических и методологических проблем в философии Нового времени,
прежде
всего в немецкой классической философии. Представители философии жизни
были
против акцентирования внимания на проблемах познания, логики,
методологии. Они
считали, что подробная философия отрывается от реальных проблем,
запутывается в
своих собственных идеальных конструкциях, становится слишком
абстрактной, то
есть отрывается от жизни. Философия должна исследовать жизнь.
С точки зрения большинства представителей философии жизни,
жизнь понимается
как особая целостная реальность, не сводимая ни к духу, ни к материи.
Принято
выделять два основных варианта философии жизни:
Первым представителям философии жизни был немецкий философ
Артур Шопенгауэр
(1788-1860) . Какое-то время Шопенгауэр работал вместе с Гегелем на
кафедре
философии в Берлинском университете. (Шопенгауэр был доцентом, а Гегель
-
профессором.) Интересно, что Шопенгауэр предпринял попытку читать свою
философию как курс, альтернативной философии Гегеля, и даже назначал
свои лекции
в одно время с Гегелем. Но Шопенгауэр потерпел неудачу остался без
слушателей.
Впоследствии со второй половины XIX века, слава Шопенгауэра затмила
славу
Гегеля. Неуспех лекций в Берлине был вдвойне обиден для Шопенгауэра,
поскольку
он резко отрицательно оценивал гегелевскую философию, называя её порой
то
бредом параноика, то наглой галиматьёй шарлатана. Особенно нелестным
было
мнение Шопенгауэра о диалектике, которую он считал хитроумным приёмом,
маскирующим абсурд и недостатки гегелевской системы.
Основное произведение Шопенгауэра - “Мир как воля и
представление” (1819) .
Названия этого произведения отражает основные идеи учения Шопенгауэра.
Весь
мир, с его точки зрения, представляет собой волю к жизни.
Воля к жизни
присуща всем живым существам, в том числе и человеку, воля к жизни
которого
наиболее значима, потому что человек наделён разумом, познанием. Каждый
отдельный человек обладает своей волей к жизни - не одинаковой у всех
людей.
Все прочие люди существуют в его представлении как зависящие от
беспредельного
эгоизма человека, как явления, значимые только с точки зрения его воли
к жизни,
его интересов. Человеческое сообщество представляет, таким образом, как
совокупность воль отдельных лиц. Специальная организация - государство
-
каким-то образом соизмеряет проявления этих воль, чтобы люди не
уничтожили друг
друга. Преодоление эгоистических импульсов осуществляется, по
Шопенгауэру, в
сфере искусства и морали.
Во взглядах Шопенгауэра можно заметить некоторое сходство с
идеями буддизма.
И это не случайно, поскольку он знал индийскую культуру, высоко ценил и
использовал её идеи в своём учении. Правда, Шопенгауэр не присоединялся
к
восьмеричному пути Будды, но так же, как и буддисты, пессимистически
относился
к попыткам и возможности создания на Земле справедливого и счастливого
общества, лишённого страдания и эгоизма. Поэтому учения Шопенгауэра
называют
иногда пессимизмом. Шопенгауэр был одним из первых
философов, который
указал на важную роль в жизни человека бессознательного, инстинктивных
импульсов, связанных с биологическим происхождением человека. Подобные
идеи
были впоследствии использованы Фрейдом при создании его теории.
Произведения
Шопенгауэра отличали яркий стиль, метафоричность, образность выражения.
Одним
из его оригинальных трудов был “Трактат о любви” ,
Шопенгауэр считал, что
любовь - это слишком серьёзное явление, чтобы оставлять его только
поэтам. В
“Трактате” Шопенгауэра много интересных, ярких
образов, вытекающих из его
системы, например, любовь - это сильное влечения, возникающее между
двумя
людьми противоположного пола. Влечение, таинственная сила,
притягивающая
влюблённых, - это проявления воли ещё не родившегося существа, их
будущего
ребёнка - то есть природа “вычисляет” на уровне
организмов двух людей, что с
биологической точки зрения комбинация этих организмов даст оптимальное
потомство, и в результате возникает энергия взаимного притяжения этих
организмов.
Шопенгауэра принято называть одним из основателей иррационализма,
подразумевая под этим термином все те направления, которые принижали
роль разумного,
сознательного в поведении человека. По воззрениям сторонников некоторых
философских школ, иррационализм- отрицательное явление.
Точнее было бы сказать, что Шопенгауэр просто лучше объяснил
основы
поведения человека, но не самым лестным для людей образом.