1. Вступление
Термин “шведская модель” возник в связи со
становлением Швеции как одного из
самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он
появился в
конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное
сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой
реформ на
фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ
успешной
и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом
социальных
и политических конфликтов в окружающем мире.
Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет
разный смысл в
зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают
смешанный
характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и
государственное
регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства
и
обобществление потребления.
Другая характерная черта послевоенной Швеции - специфика
отношений между
трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий
важной частью
шведской действительности была централизованная система переговоров о
заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием
мощных
организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных
действующих лиц,
причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между
различными группами трудящихся.
Еще один способ определения шведской модели исходит из того,
что в шведской
политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и
выравнивание
доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная
политика на
высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный
сектор (при
этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не
государственная
собственность) рассматриваются как результаты этой политики.
Наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь
комплекс
социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким
уровнем
жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие
“шведская
модель” не имеет однозначного толкования.
Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение
длительного времени
были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может
быть
объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека
- с 1932
г. (за исключением 1976-1982 гг.) - у власти находится
Социал-демократическая
партия Швеции (СДРПШ) . В течение десятилетий с СДРПШ тесно
сотрудничает
Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское
рабочее
движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной
занятости
в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский
народ в
целом - активный ее сторонник.
Стремление к равенству сильно развито в Швеции. Когда лидер
социал-демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию
Швеции как
“дома народа” , где говорилось об общности
интересов нации в создании общего
дома, большие группы населения вне рабочего движения смогли принять его
взгляды. В Швеции социал-демократические идеи привлекают значительную
часть
средних слоев.
К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо
отнести
неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814., неучастие в обеих
мировых
войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти
Социал-демократической
рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новым
формациям, в частности от феодализма к капитализму, длительные
благоприятные и
стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в
рабочем
движении, утвердившем эти принципы в своих отношениях с капиталом (их
символом
стали соглашения между руководством профсоюзов и предпринимателями в
Сальтшебадене в 1938 г.) , поиск компромиссов на основе учета интересов
различных сторон.
На экономическое развитие определенное влияние оказали
культура и
исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций
является
предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны
предприятия по
производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания
“Струра Коппарберг”
(основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих пор входит
в
дюжину крупнейших экспортеров страны.
Успешное функционирование экономической системы зависит от
динамики цен,
конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста. В
частности, инфляция - угроза как равенству, так и конкурентоспособности
шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы
поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и
отрицательному
воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между
безработицей и
инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.
С середины 70-х годов в связи с обострением конкурентной
борьбы на внешних
рынках и глубоким экономическим кризисом положение страны заметно
осложнилось,
и шведская модель стала давать осечку. В частности некоторые отрасли
промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали получать
государственную помощь, причем в очень большом масштабе. Но, не смотря
на
мрачные прогнозы многих экономистов, Швеция смогла выйти из кризиса.
Продолжающийся с 1983 г. непрерывный экономический подъем показал, что
шведская
модель смогла приспособиться к изменившимся условиям и показала свою
жизнеспособность.
Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная
рыночная
система производства эффективна, государство не вмешивается в
производственную
деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна
свести к
минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в
максимальном
росте производства частного сектора и как можно большем
перераспределении
государством части прибыли через налоговую систему и государственный
сектор для
повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы
производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и
коллективные денежные фонды.
Это привело к очень большой роли государства в Швеции в
распределении,
потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и
государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской
идеологии
такая деятельность получила название “функциональный
социализм”
2. Основные черты экономического развития
За сто лет из отсталой (одной из беднейших в Европе) страны,
какой она была
в середине XIX в., превратилась в одно из наиболее развитых в
экономическом
отношении государств. В 1970-х годах по стоимости промышленной
продукции на
душу населения Швеция находилась на первом месте в Европе.
Превращению экономики из отсталой аграрной в передовую
промышленную
способствовало наличие больших запасов важных природных ресурсов:
железной
руды, леса, гидроэнергии. Огромный внешний спрос на шведский лес и
железную
руду, способность Швеции разрабатывать ресурсы и близость европейских
рынков в
эпоху высоких транспортных издержек были основными факторами развития.
В 70-х годах прошлого столетия шведские железная руда и лес
были необходимы
для индустриализации Европы. Расширение шведского экспорта
способствовало
индустриализации страны и росту городского населения, что в свою
очередь
привело к развитию сети железных дорог и строительства. На основе
шведских
изобретений создавались и быстро росли новые компании в металлургии и
машиностроении. Хотя по-прежнему доминировали лесопильная и
железорудная
отрасли, быстро развивались целлюлозно-бумажная промышленность и
машиностроение.
Доля рабочей силы, занятой в промышленности, с 1870 по 1913 г.
выросла с 15
до 34%. К началу первой мировой войны на сельское хозяйство все еще
приходилась
половина работающего населения.
В условиях быстрого роста населения важное значение имела
эмиграция, прежде
всего в Северную Америку. В 1860-1930 гг. страну покинули 1,2 млн.
шведов.
Эмиграция позволила избежать голода и массовой безработицы. Швеция
избежала
участия в обоих мировых войнах, что позволило не только сохранить
производственный
потенциал и трудовые ресурсы, но и значительно обогатиться на поставках
воюющим
странам и при восстановлении европейской экономики.
В межвоенный период Швеция по темпам роста ВПП уступала только
США. Однако
серьезный удар по экономике нанесли два глубоких экономических кризиса:
в
1921-1922 гг. вследствие дефляции после первой мировой войны, что
привело к
падению промышленного производства на 25% ниже уровня 1913 г., и в
начале 30-х
годов, когда безработица среди членов профсоюзов в 1933 г. составляла
25%.
В послевоенный период экономика Швеции развивалась быстрыми
темпами. Это
были ее “золотые” годы. Главным фактором этого
развития был экспорт. Рост
производительности труда составлял в среднем в год 5,1% в первой
половине 60-х
годов и 4,3% в 1965-1974 гг. Это объяснялось значительными
капиталовложениями и
успехами в политике занятости.
В 70-е годы темпы роста упали. После энергетического кризиса
1973-1974 гг. в
промышленности страны возник ряд серьезных проблем. В значительной
степени это
стало следствием весьма глубокого и продолжительного мирового кризиса
середины
70-х годов. Швецию поразили глубокие структурные кризисы. Около 25%
промышленного производства приходилось на отрасли, пораженные кризисом:
горнодобывающую, черную металлургию, лесную и судостроение. Возросла
международная конкуренция. На мировой рынок вышли страны с низкими
трудовыми
издержками. Сократились издержки на транспорт. Резко возросли цены на
нефть. В
тоже время конкурентоспособность шведской промышленности резко
снизилась в 1975-1976
гг., когда издержки на рабочую силу возросли примерно на 40%. В
результате
шведская промышленность потеряла за 1975-1977 гг. почти 20% своей доли
на
мировом рынке.
Избыток мощностей и низкий мировой спрос на чугун и сталь
отрицательно
отразились на черной металлургии Швеции. Лесная промышленность теряла
свои
позиции под натиском конкурентов, прежде всего из Северной Америки.
Большой
мировой избыток мировых мощностей в судостроении в сочетании со слабым
спросом
как на новые суда, так и на фрахтование резко сократил выпуск судов в
Швеции.
Производство обуви и одежды испытывало очень серьезную конкуренцию со
стороны
некоторых развивающихся стран, где издержки на рабочую силу были
значительно
ниже, чем в Швеции. Чтобы избежать слишком резких структурных сдвигов в
промышленности и быстрого роста безработицы, государство с середины
70-х по
начало 80-х годов предоставляло в значительных объемах помощь
пораженным
отраслям, прежде всего черной металлургии, судостроению и
горнодобывающей
промышленности.
В 1977 г. (впервые за 25 лет) сократился ВПП. Слабый прирост в
1978-1980 гг.
сменился очередным падением в 1981 г. С середины 70-х годов темпы роста
производительности труда резко замедлились и составили в 1975-1984 гг.
только
1,4% в год. Количество отработанных часов с середины 60-х годов
сократилось в
основном вследствие законодательных реформ о рабочих часах, о
пенсионном
возрасте и об отпусках. Эти реформы учитывали рост населения и долю
занятых
женщин.
С целью восстановления конкурентоспособности правительство
осуществило серию
девальваций начиная с августа 1977 г., когда крона была девальвирована
на 10%.
Одновременно Швеция вышла из европейской валютной системы, известной
как
“валютная змея” . Однако спрос на новые товары и
технологический прогресс привели
к росту удельного веса высокотехнологичных отраслей. Машиностроение за
последний период укрепило свои позиции. Быстро развивалась и
фармацевтическая
промышленность.
С 1983 года положение резко изменилось, и шведская экономика
начала
выбираться из кризиса. Вследствие двух девальваций кроны возросла
ценовая
конкурентоспособность, что привело к росту экспорта. В 1883 г. ВПП
возрос на
2,4%, промышленное производство - на 5,1%, производительность труда -
на 7,4%.
В 1984 году рост ВПП составил 4% наивысший показатель с 1973 г. Главным
фактором роста опять являлся экспорт. В последующие два года темпы
роста
несколько снизились из-за замедления роста экспорта. Повышение доходов
населения привело к увеличению личного потребления, ставшего важным
катализатором продолжительного экономического подъема. В абсолютных
показателях
ВВС в текущих ценах составлял в 1970 г. -172 млрд. крон, в 1980 - 525
млрд., в
1985 г. - 861, в 1989 г. - 1221 млрд. крон.
В целом в 80-х годах Швеция имела прирост ВПП чуть выше
среднего по Западной
Европе. Благоприятная мировая конъюнктура положительно сказалась на
шведской
промышленности. Производственные мощности использовались на 90%, а во
многих
отраслях этот показатель был еще выше. Это потребовало значительного
объема
новых капиталовложений. За 1983-1989 гг. объем промышленных инвестиций
вырос
более чем на 60%. Нехватка квалифицированной рабочей силы и большое
количество
невыходов на работу - основные причины, сдерживающие расширение
промышленного
производства. Несмотря на это, объем производства быстро увеличивался.
Поступление и объем заказов, прибыльность после 1982 года находились на
достаточно высоком уровне. Высокий инвестиционный уровень наблюдался и
в сфере
услуг, которая в меньшей мере зависит от конъюнктуры. Он выражался
главным образом
в рационализации производства и насыщении его электронно-вычислительной
техникой.
Ведущей тенденцией экономического развития Швеции в 80-е годы
стал переход
от традиционной зависимости от железной руды и черной металлургии к
передовой
технологии в производстве транспорта, электротоваров, средств связи,
химических
и фармацевтических изделий.
3. Смешанная экономика
Существующая в Швеции экономическая система обычно
характеризуется как
смешанная экономика. В ее основе лежат рыночные отношения на
конкурентных
началах с активным использованием государственного регулирования, что
составляет экономический базис шведской модели. Под смешанной
экономикой
понимается сочетание, соотношение и взаимодействие основных форм
собственности
в капиталистическом рыночном хозяйстве Швеции: частной, государственной
и
кооперативной. Каждая из этих форм заняла свою
“нишу” , выполняет свою функцию
в общей системе экономических и социальных взаимосвязей. Подавляющее
большинство (около 85%) всех шведских компаний с числом занятых свыше
50
человек принадлежат частному капиталу. На частные предприятия
приходится 75%
занятых в производственном секторе, из них 8% работают в принадлежащих
иностранному капиталу фирмах. Остальная часть приходится на государство
и
кооперативы, на каждый по 11-13%. Государственный сектор расширялся, а
удельный
вес кооперативного почти не менялся с 1965 г.
Кроме этих трех форм собственности существует множество
компаний со
смешанной собственностью, фирмы, принадлежащие профсоюзам,
сберегательным
банкам и т.п. Однако их доля очень мала.
3.1 Частный сектор
Ведущую роль в производстве товаров и услуг в Швеции играет
частный сектор.
В его рамках можно выделить крупный капитал, доминирующий в отраслях,
определяющих экспортную специализацию, прежде всего в обрабатывающей
промышленности. Остальная часть частного сектора состоит из мелких и
средних
фирм. По этому критерию частные компании можно разделить на 2 группы. К
одной
относится множество мелких фирм, в которых основатель, собственник и
директор-распорядитель часто одно и тоже лицо. В другую группу входят
крупные
компании, зарегистрированные на фондовой бирже. За последние
десятилетия в
структуре собственности этой группы произошли большие изменения.
Заметно
снизилась доля акций, принадлежащих домашним хозяйствам (населению) и
частным
индивидуальным лицам - с 47% в 1975 г. до 21% в 1985 г., в то время как
страховые, инвестиционные и нефинансовые компании, фонды, в том числе
государственный Всеобщий пенсионный фонд (ВПФ) , заметно увеличился - с
53% в
1975г. до 79% в 1985 г. (включая 7%, принадлежащих иностранцам) . За
после
военный период произошло падение доли очень крупных индивидуальных
акционеров -
с 70% в 1951 г. до примерно 20% в 1985 г. вследствие прежде всего
высоких
ставок налогов на доходы и собственность.
Таким образом, институциональная собственность в значительной
степени
заменила частных лиц. В настоящее время 20 крупнейших владельцев
портфелей
акций - учреждения. Особенно возросли доли нефинансовых, инвестиционных
и
страховых компаний, на которые в 1985 г. приходилось соответственно
14,14 и
10%. Повышение роли нефинансовых компаний, занимающихся коммерческой
деятельностью, произошло в силу различных причин. Некоторые из них
ввели
принадлежащие им дочерние компании на фондовую биржу, сохраняя
значительную, а
часто и подавляющую часть акций в своем распоряжении. Другие, продавая
фирму
или ее отделения, получали в качестве платежа акции покупающей
компании.
Некоторые крупные пакеты акций возникли в результате долгосрочного
тесного
сотрудничества фирм. Обычным явлением стали
“стратегические” вложения капитала
в акции. Этому способствовала высокая ликвидность многих фирм
вследствие роста
продаж и прибылей после 1982 г. В частности,
“Сканска” купила “Сандвик” ,
“Вольво” - значительную часть
“Фармасия” и “Стура” -
“Суидиш мэтч” .
Вместе с тем резко возросло и число шведов, владеющих акциями.
Это
объясняется как сокращением портфелей акций частных индивидуальных
собственников, так и быстрым ростом числа компаний, зарегистрированных
на
Стокгольмской фондовой бирже. Важную роль сыграло появление новой
группы
индивидуальных владельцев акций после создания в 1978 г. различных
акционерно-инвестиционных фондов. Сбережения в этих так называемых
всеобщих
фондах под управлением банков или фирм получали разнообразные налоговые
субсидии от правительства. До 1984 г. вкладчики получали скидку 30% с
налогов
на свои годовые сбережения в дополнение к необлагаемым налогом
дивидендам и
приросту стоимости акций. В 1984 г. налоговая скидка была отменена, но
остальные стимулы остались. В 1985 г. на эти инвестиционные фонды
приходилось
6% всех акций, и эта доля продолжала постепенно расти.
В последние годы большой интерес к шведским акциям проявили
иностранные
инвесторы. К концу 1985 г. на них приходилось примерно 7% стоимости
всех акций.
Кроме того, некоторые шведские компании появились на некоторых
западноевропейских фондовых биржах, а также в Нью-Йорке и Токио, что
объясняется их желанием обеспечить лучшие, чем в Швеции, финансовые
условия и
дополнительную рекламу за границей.
Экономика Швеции характеризуется высоким уровнем концентрации
производства и
капитала и монополизации в ведущих отраслях. На крупных предприятиях (с
числом
занятых свыше 500 человек) сосредоточено около 40% занятых в
промышленности, а
на мелких (до 50 человек) 17%. При этом рост концентрации проявляется
прежде
всего на уровне крупных фирм. В одной из 20 крупнейших компаний
трудится более
40% рабочей силы в промышленности. На долю 200 крупнейших компаний
приходится
по 75% объема производства, числа занятых, капиталовложений и экспорта
Швеции.
В последние годы роль ведущих шведских компаний в мировой
экономике
возросла. В 1987 г. среди 500 крупнейших неамериканских промышленных
компаний
насчитывалось уже 20 шведских. Конечно, в число гигантов
капиталистического
мира они не входят. Так, крупнейшая шведская фирма
“Вольво” уступает по размеру
оборота почти в 7 раз компании номер один капиталистического мира
“Дженерал
моторз” (15 млрд долл. против 102 млрд долл.) Ведущие
шведские промышленные
фирмы имеют ярко выраженную международную ориентацию.
В экономике Швеции очень высока монополизация производства.
Она наиболее
сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как
производство
шарикоподшипников (СКФ) , автомобилестроение
(“Вольво” и “СААБ-Скания” ) ,
черная металлургия (“Свенска столь” ) ,
электротехника (“Электролюкс” , АББ,
“Эрикссон” ) , деревообрабатывающая и
целлюлозно-бумажная (“Свенска целлюлоза”
, “Стура” , “Му ок Думше” и
др.) , самолетостроение (“СААБ-Скания” ) ,
фармацевтика (“Астра” ,
“Фармасиа” ) , производство специальных сталей
(“Сандвик” , “Авеста” ) .
В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди
стран Северной
Европы. Он нашел свое организационное выражение в финансовых группах. В
настоящее время в Швеции можно выделить три финансовые группы. Во главе
двух из
них (по принятой в шведской экономической литературе терминологии,
“сфер
банков” ) стоят ведущие частные коммерческие банки страны -
“Скандинависка
эншильда банкен” и “Свенска
хандельсбанкен” , при этом первая по всем
показателям существенно превосходит своего конкурента. В первой
половине 80-х
годов началось формирование третьей финансовой группы
(“третьего блока” ) во
главе с крупнейшей компанией страны - автомобильным концерном
“Вольво” .
В финансовую группу “Скандинависка эншильда
банкен” , контролирующую до 40%
экспорта, 20% ВВП страны и обеспечивающую 40% занятости в
промышленности
Швеции, входят семейные группы Валленбергов, Юнсонов, Боньеров,
Лундбергов,
Седербергов. Среди них выделяется семейство Валленбергов,
контролирующее
компании, биржевая стоимость акций которых превышает 1/3 акционерного
капитала
всех зарегистрированных на бирже фирм. В целом примерно 25 компаний
Валленбергов имели в 1986 г. оборот 250 млрд крон и прибыли около 18
млрд крон.
В Швеции и за границей на их предприятиях занято примерно 450 тыс.
человек.
Империя Валленбергов считается одной из крупнейших в Западной Европе.
Вторая финансовая группа “Свенска
хандельсбанкен” - включает в свой состав
кроме объединения вокруг самого банка группы финансовых воротил Андерса
Валля и
Эрика Пенсера и семейные группы Стенбеков и чемпе. Однако здесь
семейства не
играют значительной роли.
3.2 Государственный сектор
Важнейшая роль государственного сектора в Швеции - аккумуляция
и
перераспределение значительных денежных средств на социальные и
экономические
цели согласно концепции шведской модели. Государственный сектор имеет
два
уровня владельцев собственности: центральное правительство и местные
(коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в
коммунальную
форму собственности. Они, вместе составляя по форме собственности
единое целое,
различаются как по месту в сфере экономики, так и по масштабам (в
каждом
отдельном случае, но не в совокупности) деятельности.
Государственный сектор и государственная собственность -
разные понятия. Под
государственной собственностью принято считать предприятия,
принадлежащие
государству полностью или частично (смешанная собственность) . Удельный
вес
государственной собственности в Швеции весьма низок. Напротив, по
размеру
государственного сектора, который можно охарактеризовать как объем
вмешательства
государства в экономическую жизнь, Швеция занимает среди развитых стран
первое
место.
Размер государственного сектора может измеряться в таких
показателях, как
удельный вес государственных расходов, потребления, налогов в ВВП,
населения,
занятого в государственном секторе. В 1988 г. в нем работал 31%
работоспособного населения, государственное потребление составляло 30%
ВВП, а
государственные капиталовложения - 3%. Доля государственных расходов,
включающих потребление, инвестиции и трансферты, достигала 61% ВВП в
1989 г.
Она возросла с 33% в 1960 г. до 45%в 1970 г., 50% в 1975 г. и 67% в
1982 г.
(рекорд капиталистического мира) . Затем она несколько снизилась. За
последние
десятилетия государственный сектор возрастал во всех странах, но
наиболее активно
- в Швеции.
Коммунальная собственность весьма ограничена и по закону
разрешена в сфере
коммунальных услуг и жилищном строительстве.
Национализированные предприятия в основном сконцентрированы в
сырьевых
отраслях: горнодобывающей, черной металлургии, а также в судостроении,
коммунальных услугах и в транспорте. В этих секторах на
национализированные или
принадлежащие государству предприятия приходится больше половины всех
товаров и
услуг. Их основная цель - расширение производства с достижением
прибыльности.
Однако конец 70-х годов характеризовался убыточным расширением,
особенно после
национализации коалиционным буржуазным правительством в 1977 г.
судостроительных и металлургических частных компаний и их дальнейшего
слияния в
результате структурного кризиса в этих отраслях с целью сохранения
занятости.
Правительство активно субсидировало эти компании до тех пор, пока
возвратившиеся к власти социал-демократы в 1982 г. не покончили с
политикой
“кормления хромых уток” .
Государственная собственность принимает форму либо акционерных
компаний,
либо государственных предприятий. Последние имеют значительную свободу
действий
в финансовых и кадровых вопросах. Решения в области цен ими принимаются
также
самостоятельно. Они должны покрывать издержки и приносить прибыль на
вложенный
капитал.
Созданный в 1970 г. для координации деятельности
государственных предприятий
холдинг “Статсферетаг” был реорганизован в 1983 г.,
когда из него вышла группа
крупных компаний, занимающихся добычей и переработкой сырья, а
оставшиеся вошли
в фирму, получившую название “Прокордиа” . Сейчас
она объединяет около 15 фирм
в химической, фармацевтической, пивоварной промышленности,
машиностроении,
производстве потребительских товаров и услуг. В 1987 г. число занятых в
“Прокордии” составило 25 тысяч человек.
Кроме “Прокордии” в число государственных
и смешанных предприятий входят
горнодобывающая компания ЛКАБ, целлюлозно-бумажные АССИ и НСБ,
металлургическая
“Свенска столь” , судостроительная
“Цельсиус” и коммерческий банк
“Нурдбанкен”
. В 1987 г. число занятых в этих фирмах составило 48 тыс. человек, а
всего в
государственных компаниях - около 150 тыс. человек.
Предприятия государственного управления предназначены для
выполнения особых
целей и в некоторых случаях по закону являются монополиями. На почту и
связь -
две крупнейшие государственные монополии - приходится свыше 60% всех
занятых на
государственных предприятиях. Другая важная сфера - транспорт. Шведские
государственные железные дороги составляют 95% всех жел. дорог в Швеции
и на них
работают 33 тыс. человек. Около половины производства электроэнергии
приходится
на государственное управление “Ваттенфалль” . В
последние годы оно также
занялось исследованиями в области как новых источников энергии (солнце,
ветер и
вода) , так и традиционных (уголь, торф и природный газ) .
Центральное правительство решающее воздействие на экономику
страны
посредством различных экономических инструментов. Основной из них -
государственный бюджет.
В Швеции более 50% государственных расходов составляют
трансфертные платежи,
то есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и
предприятиям) ,
в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей,
сельскохозяйственные и
промышленные субсидии. Сюда же входят выплаты процентов по
государственному долгу.
Оставшиеся после вычета трансфертных платежей из общих
государственных
расходов средства составляют государственное потребление и инвестиции.
На
государственное потребление приходится порядка 90% оставшейся суммы, в
том
числе почти 2/3 тратится на здравоохранение, образование,
государственную
администрацию и т.д. Большая часть государственного потребления состоит
из
зарплаты государственных служащих медицинских работников, учителей и
др.
Основная часть коммунальных расходов приходится на здравоохранение и
социальные
услуги, охрану окружающей среды (около 30%) , образование (около 21%) ,
электро- и водоснабжение (12%) , досуг и культуру (5%) , транспорт и
связь (5%)
.
Основа шведской системы социального страхования - различные
виды социальных
пособий, которые также являются важным инструментом политики
распределения. В
1988 г. переводы из сектора социального страхования домашним хозяйствам
составили 109 млрд. крон, в том числе более 50% - пенсии. Всего же
расходы
сектора социального страхования достигли 134 млрд. крон.
Финансирование государственных расходов в Швеции комплексное.
Различные
части государственного сектора имеют имеют собственные источники
доходов. Кроме
того, комунны, ландстинги[1] и сектор социального страхования получают
дотации,
в основном от центрального правительства. Для последнего основной
источник
доходов - косвенные доходы.
В 1988 г. налоги и взносы на социальное страхование,
выплаченные
государству, составили 340 млрд. крон, или 90% всех доходов
центрального
правительства (378 млрд. крон) . 50% этой суммы составляют косвенные
налоги,
15% - налоги на социальное страхование.
Для местных властей основной источник финансирования -
подоходные налоги
(60%) . Государственные трансферты коммунам в 1988 г. составили 67
млрд. крон,
что составляет 25% доходов коммун (270 млрд. крон) , и являются
дотациями
коммунам с низкими налогами, компенсацией потерь налогообложения,
помощью и
субсидиями на инвестиции.
В секторе социальных услуг взносы предпринимателей и
трудящихся на
социальное страхование - основной источник доходов.
Государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В
социальных услугах,
составляющих половину всей сферы услуг, доля государства - 92%, в том
числе в
здравоохранении - 92%, в образовании и НИОКР 88,7%, социальном
страховании -
98,2%. В целом же по статистике на государство приходится 49% занятых в
секторе
услуг, а с учетом государственных компаний 56%.
Государственный сектор важен для повышения эффективности
экономики. Этому
способствует, например, хорошее качество и низкие издержки на такие
важные
государственные услуги, как транспорт и связь, система образования. В
этом
четко видно взаимодействие частного и государственного секторов: рост
доходов
от первого используется через налоговые и другие поступления в
государственный
бюджет для увеличения прежде всего государственных услуг населению, что
в свою
очередь способствует большей эффективности экономики, где основу
составляет
частный сектор.
3.3 Кооперативы
Особенностью шведской экономики является роль и значение
кооперативного
движения в стране. Оно распространено по всей стране и занимает весьма
сильные
позиции. Кооперативы способствовали превращению Швеции из аграрной в
промышленно развитую, процветающую страну. Важную роль кооперативное
движение
играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в розничной торговле,
жилищном
строительстве и других сферах деятельности.
Кооперативы делятся на производственные и потребительские.
Производственные
кооперативы с общим числом занятых около 50 тыс. чел доминируют в
производстве
молока и мяса и занимают важное место в производстве других продуктов,
а также
в целлюлозно-бумажной промышленности. Потребительские кооперативы с
числом
занятых 70 тыс. человек, из которых примерно половина приходится на два
крупнейших, играют важную роль в розничной торговле.
В смешанной экономике кооперативное движение действует в
качестве “третьей
силы” , или “третьей альтернативы” ,
частной и государственной собственности,
основываясь на принципах демократии и пользуясь широкой народной
поддержкой. В
некоторых областях - особенно среди потребительских кооперативов -
кооперация
стала уравновешивающей силой на рынке в интересах простых людей,
например в
вопросах ценообразования. В прошлом потребительские кооперативы
выдержали
немало битв с частными картелями. Эту роль они играют и сейчас, хотя и
в менее
драматичных формах.
На кооперативы в Швеции приходится 5% промышленного
производства и всех,
7,5% занятости в промышленности, 14% в розничной торговле и 5% от числа
всего
работающего населения. В Швеции 2/3 домашних хозяйств тем или иным
образом
связаны с кооперативами. На потребительские кооперативы приходится 20%
продаж
товаров повседневного спроса. От 1/2 до 2/3 продовольствия,
потребляемого в
Швеции, производится фермерами, входящими в кооперативы, а по молоку и
мясу эта
доля равна 99% и 80% соответственно.
Термин “кооператив” обычно относится к
экономическому понятию,
основывающемуся на совместных действиях и взаимопомощи. Кооперативное
предприятие должно иметь прямую связь с нуждами и экономическими
интересами его
членов. Среди принципов кооперативного движения: свобода членства -
никто не
может быть исключен, кроме случаев нарушения устава ; независимость от
политических партий и вероисповеданий; демократическое управление -
“один член
- один голос” ; ограничение доходов на вложенный пай,
кооперативное общество -
ассоциация людей, а не капитала; накопление капитала на развитие и
экономическую самостоятельность; просветительская деятельность;
взаимодействие
кооперативов.
Кооперативное движение возникло в Швеции во второй половине
XIX в. Но
решающий прорыв произошел в 90-е годы прошлого века и следующие за ним
десятилетия вследствие промышленной революции и возникновения растущего
рабочего класса в новых городских районах. Кооперативное движение нашло
поддержку среди членов других народных движений:
“свободного” религиозного,
трезвости, крестьянского, рабочего - в лице его политической и
профсоюзной
частей. В 1896-1899 гг. появилось более 200 новых потребительских
кооперативных
ассоциаций. В 1899 г. они образовали Кооперативный союз (КФ) .
КФ - национальная организация шведских самоуправляющихся
обществ
потребительских кооперативов. Число членов постепенно возросло, а число
обществ
заметно сократилось вследствие слияний; с 950 в 1920 г. до 138 в 1987г.
Общества различаются по числу членов от 306 тыс. до 67. Всего же в
потребительских кооперативах в Швеции состоит 2 млн. человек. КФ
занимается
торговлей, производством, банковской, издательской, туристической и
просветительской деятельностью. КФ имеет более 80 торговых отделений, в
том
числе за рубежом, ряд заводов по переработке продовольствия, в
частности
мукомольные, пекарни, по упаковке мяса, пивоваренные и консервные, а
также
несколько промышленных предприятий.
Сфера деятельности кооперативов широка; помимо упомянутых
существуют
кооперативы жилищные, страховые, туристические, автомобильные и даже
похоронные.
Таким образом, кооперативы играют очень важную роль в
современном шведском
обществе. Но происшедшие в 50-60 годы сдвиги к укрупнению экономических
предприятий с целью снижения издержек оказали воздействие и на
кооперативы,
также как и на другие виды бизнеса. Эта тенденция стала серьезно
угрожать
демократии в кооперативах. В настоящее время кооперативное движение
ищет пути
усиления влияния рядовых членов на положение дел в кооперативах.
4. Уровень жизни
Каждая социально-экономическая модель преследует и создана для
определенных
целей. В шведской модели первостепенную роль играет социальная
политика,
которая призвана создавать более или менее нормальные условия
воспроизводства
рабочей силы (преимущественно высококвалифицированной) - обстоятельство
исключительной важности для Швеции, если иметь в виду специфику ее
развития и
место в международном разделении труда, - и является инструментом
ослабления
социальной напряженности, нейтрализации классовых антагонизмов и
конфликтов.
В шведской модели социальная политика способствует
преобразованию
общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию
доходов,
сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового общества
демократического социализма на базе государства благосостояния.
Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в
мире и
наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных
показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает
одно из
первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает
все
остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в
Швеции
самое высокое в мире Согласно одной из целей шведской модели равенства,
доходы
выравниваются весьма прогрессивной системой подоходных налогов. Широкое
перераспределение через систему социального страхования способствует
значительному сокращению различий в доходах. В 1986 г. в Швеции на 20%
самых богатых
семей приходилось 37,5% доходов, на 20% самых бедных - 12% (для США
соответственно 43,7% и 4,6%) . Заметно сократилась разница в оплате
мужчин и
женщин; в 1987 г. средняя заработная плата женщин составляла 89,6%
зарплаты
мужчин (для сравнения: в Италии - 84,8%; в Германии - 73% ; в
Великобритании -
70,5% ; в Японии 48,5%) .
После продолжительного роста чистых (после вычета налогов)
доходов в
послевоенный период реальные (в постоянных ценах) чистые доходы
домашних
хозяйств в 1981-1983 гг. сократились. В 1984-1989 гг. в среднем
ежегодно они
росли на 2,2%. Реальные доходы трудящихся отставали по темпам роста от
доходов
других слоев населения (например, пенсионеров) . В 1950 г. на чистые
доходы
домашних хозяйств приходилось 70% ВВП. К 1989 г. эта доля упала
примерно до
50%. Прямые налоги и взносы на социальное страхование с населения росли
заметно
быстрее обратного потока переводов из государственного сектора домашним
хозяйствам.
Более половины собственности домашних хозяйств приходится на
материальную
собственность, а финансовые активы в виде счетов в банках, облигаций,
акций и
других требований составляют около 40%. На автомашины, лодки и другие
потребительские товары длительного пользования приходится еще 10%.
Собственность распределена менее равномерно, чем доходы, но за
последние
десятилетия была заметна тенденция к более равномерному распределению.
Распределение собственности в Швеции более равномерное, чем в
большинстве
других стран.
Показатели жизненного уровня (на 1000 чел.) в 1987 г.
Страны |
ВВП на душу населения (долл. США) |
Телефоны (шт.) |
Телевизоры (шт.) |
Легковые автомобили (шт.) |
Потребление электроэнергии на душу (кВч) |
Безработица (%) |
Швеция |
18876 |
890 |
393 |
420 |
17079 |
1,6 |
Германия |
18280 |
640 |
379 |
463 |
6900 |
8,7 |
Англия |
11765 |
524 |
346 |
318 |
5477 |
8,4 |
США |
18338 |
760 |
813 |
559 |
11204 |
5,4 |
Япония |
19465 |
555 |
261 |
241 |
5733 |
2,5 |
Франция |
15818 |
608 |
332 |
394 |
5870 |
10 |
Уровень доходов в 1987 г.
Размер дохода |
Число мужчин |
Число женщин |
Итого |
0 |
20 278 |
21 755 |
42 033 |
1-39 999 |
476 061 |
905 017 |
1 381 078 |
40 000-79 999 |
560 063 |
1 139 362 |
1 699 425 |
80 000-119 999 |
1 029 254 |
1 020 719 |
2 049 973 |
120 000-159 999 |
778 000 |
320 563 |
1 098 563 |
160 000-199 999 |
274 161 |
69 438 |
343 599 |
200 000-299 999 |
186 304 |
29 199 |
215 503 |
300 000-499 999 |
52 067 |
5 756 |
57 823 |
500 000 и выше |
10 707 |
1 227 |
11 934 |
5. Заключение
Итак, основные цели шведской модели полная занятость и
равенство, которые
зависят от стабильности цен, экономического роста и
конкурентоспособности.
Сочетание общих рестриктивных мер и активной политики на рынке труда
рассматривалось
как средство совмещения полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая
политика благосостояния и профсоюзная политика солидарности в области
зарплаты
- составные части шведской модели. Модель развивалась в течение
нескольких
десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в
области
зарплаты, полной занятости без инфляции, активной политики на рынке
труда.
Какие же выводы из опыта и достижений шведской модели можно сделать?
Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла
исключительно низкую
безработицу в послевоенный период, в том числе с середины 70-х годов,
когда
серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в
большинстве
развитых капиталистических стран.
Есть определенные достижения и в длительной борьбе за
равенство. Полная
занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной
занятостью
избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из
массовой
безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям в
доходах. Доходы
и жизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском обществе.
Политика
солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за
равный
труд. Правительство использует прогрессивное налогообложение и систему
обширных
государственных услуг.
Меньших успехов Швеция добилась в других областях: цены росли
быстрее, чем в
большинстве других стран ОЭСР, ВВП увеличивался медленнее, чем в ряде
стран
Западной Европы, производительность труда почти не росла. Падение
темпов роста
производительности труда международное явление, вызванное, в частности,
расширением сектора услуг, который менее способен к рационализации. В
определенной степени неблагоприятное развитие в Швеции объясняется
большим
государственным сектором, который, по определению, не дает роста
производительности. Таким образом, инфляция и относительно скромный
экономический рост являются определенной ценой, уплаченной за полную
занятость
и политику равенства.
Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания
полной занятости
и стабильности цен. Но до 80-х годов эти трудности не проявлялись в
виде
серьезной угрозы модели в целом. Причины лежат в области политики.
Социал-демократы имели правительство, опирающееся на меньшинство в
рикстаге, и
позиции партии постепенно ослабевали. Правительство понимало
необходимость
более сильной налоговой политики, но не нашло поддержки этому в
риксдаге.
Рестриктивная политика обычно непопулярна, а период пребывания
правительства у
власти короткий: общенациональные выборы проходят через 3 года, и
правительству
требуются твердость и политическое мужество при сдерживании высокой
конъюнктуры.
Таким образом, шведская модель оказалась под угрозой.
Сохранение в будущем
двух основных целей шведской модели - полной занятости и равенства
видимо,
потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся
условиям.
Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели -
низкая
безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные
переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и
соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель соответствовала
лишь
особым условиям послевоенного периода.
7. Литература
1) Волков А. М. “Швеция: социально-экономическая
модель” М.” Мысль” 1991