П Л А Н
1. Значение нефтяной промышленности в народном хозяйстве
Российской
Федерации. Топливный баланс страны, его структуры, удельный вес нефти в
нем
2. Экономико-географическая характеристика размещения
месторождений нефти РФ
3. География нефтедобывающей промышленности РФ. Главные районы
нефтедобычи и
их удельный вес в общероссийской добыче
4. Особенности размещения нефтеперерабатывавающей
промышленности. Главные
центры размещения
5. Транспорт нефти. Магистральные нефтепроводы
6. Задачи перспективного развития отрасли. Влияние кризиса
1. Значение нефтяной промышленности в народном хозяйстве
Российской
Федерации. Топливный баланс страны, его структуры, удельный вес нефти в
нем
Нефтяная промышленность сегодня - это крупный
народнохозяйственный комплекс,
который живет и развивается по своим закономерностям.
Что значит нефть сегодня для народного хозяйства страны?
Это: сырье для нефтехимии в производстве синтетического
каучука, спиртов,
полиэтилена, полипропилена, широкой гаммы различных пластмасс и готовых
изделий
из них, искусственных тканей; источник для выработки моторных топлив
(бензина,
керосина, дизельного и реактивных топлив) , масел и смазок, а также
котельно -
печного топлива (мазут) , строительных материалов (битумы, гудрон,
асфальт) ;
сырье для получения ряда белковых препаратов, используемых в качестве
добавок в
корм скоту для стимуляции его роста.
Нефть - наше национальное богатство, источник могущества
страны, фундамент
ее экономики.
В настоящее время нефтяная промышленность Российской Федерации
занимает 3
место в мире. В 1993 году было добыто 350 млн. т нефти с газовым
конденсатом.
По уровню добычи мы уступаем только Саудовской Аравии и США.
Нефтяной комплекс России включает 148 тыс. нефтяных скважин,
48,3 тыс. км
магистральных нефтепроводов, 28 нефтеперерабатывающих заводов общей
мощностью
более 300 млн т/год нефти, а также большое количество других
производственных
объектов.
На предприятиях нефтяной промышленности и обслуживающих ее
отраслей занято
около 900 тыс. работников, в том числе в сфере науки и научного
обслуживания -
около 20 тыс. человек.
Топливно-энергетический баланс (ТЭБ) это соотношение между
добычей,
производством и потреблением топливно-энергетических ресурсов. Все виды
топлива
и энергии при расчете структуры ТЭБа переводятся в условные единицы -
тонны
условного топлива - с помощью показателя их теплотворной способности и
условных
коэффициентов.
За последние десятилетия в структуре топливной промышленности
произошли
коренные изменения, связанные с уменьшением доли угольной
промышленности и
ростом отраслей по добыче и переработке нефти и газа. Если в 1940 г.
они
составляли 20,5%, то в 1984г - 75,3% суммарной добычи минерального
топлива.
Теперь на первый план выдвигается природный газ и уголь открытой
добычи.
Потребление нефти для энергетических целей будет сокращено, напротив,
расширится ее использование в качестве химического сырья. В настоящее
время в
структуре ТЭБа на нефть и газ приходится 74%, при этом доля нефти
сокращается,
а доля газа растет и составляет примерно 41%. Доля угля 20%, оставшиеся
6%
приходятся электроэнергию.
Изменения структуры добычи минерального топлива в СССР (в % к
итогу)
Виды топлива |
1940 |
1960 |
1970 |
1980 |
1988 |
Уголь |
59,1 |
53,9 |
35,4 |
25,2 |
22,8 |
Нефть (включая газ. конденсат) |
18,7 |
30,5 |
41,1 |
45,5 |
42,0 |
Газ |
1,8 |
7,9 |
19,1 |
27,1 |
33,3 |
Прочие виды топлива |
20,4 |
7,7 |
4,1 |
2,2 |
1,9 |
ИТОГО |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
В 1987г. добыча нефти с газовым конденсатом в Российской
Федерации составила
569,5 млн. т или 91% общей добычи бывшего СССР. За более чем 100 летнюю
историю
развития нефтяной промышленности России было добыто почти 13 млрд. т
нефти и
около 40% этой добычи получено за последние 10 лет.
Однако, в последнее время происходит интенсивное снижение
добычи нефти. С
1988 по 1993г. годовая добыча уменьшилась более чем на 210 млн. т.
Отрасль
находится в состоянии глубокого кризиса. Это обусловлено целым
комплексом
факторов, совпадение которых во времени усилило их негативный эффект.
Высокопродуктивные запасы крупных месторождений в значительной
мере
выработаны и по крупным залежам происходит интенсивное снижение объемов
добычи
нефти. Практически весь фонд нефтяных скважин переведен с фонтанного на
механизированный способ добычи. Начался массовый ввод в разработку
мелких,
низкопродуктивных месторождений. Указанные факторы вызвали резкий рост
потребностей отрасли в материальных и финансовых ресурсах для своего
освоения,
выделение которых в условиях экономического и политического кризиса
СССР и
России было сокращено.
Особенно негативное влияние оказало разрушение экономических
связей с
Азербайджаном и Украиной, на территории которых находилось большинство
заводов
бывшего СССР по производству нефтепромыслового оборудования и труб
нефтяного
сортамента.
2. Экономико-географическая характеристика размещения
месторождений нефти
Российской Федерации
До революции почти вся добыча нефти в нашей стране была
сконцентрирована на
Кавказе, где добывалось 97% нефти. В 30-е годы были открыты новые
нефтяные
месторождения - в Поволжье и на Урале, но вплоть до Великой
Отечественной войны
основным нефтедобывающим районом был Кавказ. В 1940-1950-е гг. добыча
нефти на
Кавказе вследствие истощения месторождений сократилась (ее добыча там в
настоящее время имеет локальное значение, на территории России это
район
Северного Кавказа) . Добыча нефти в Волго-уральском районе наоборот
сильно
возросла, в результате чего этот район выдвинулся на первое место в
нефтяной
промышленности СССР. До недавнего времени это был важнейший по
разведанным
запасам нефти район. Здесь были открыты такие известные месторождения,
как
Ромашкинское, Бавлинское, Арланское, Туймазинское, Ишимбаевское,
Мухановское,
Китель-Черкасское, Бугурусланское, Коробковское. Добыча нефти в этом
районе
обходится недорого, но нефть Башкирии содержит много серы (до 3%) ,
парафина и
смол, что осложняет ее переработку и снижает качество продукции. На
севере и на
юге к ним прилегают Пермское и Оренбургское.
В 1960г. было открыто первое нефтяное месторождение в Западной
Сибири, а с
начала 60-ых около 300 месторождений нефти и газа, расположенных на
обширной
территории Западной Сибири, от Урала до Енисея. Оконтурены Шаимский,
Сургутский
и Нижневартовский нефтеносные районы, где находятся такие
месторождения, как
Самотлорское, Усть-Балыкское, Федоровское, Мегионское,
Сосницко-Советское,
Александровское и др. В 1964 г. там началась промышленная добыча нефти.
В
последующие годы нефтяная промышленность Западной Сибири росла очень
быстрыми
темпами и в 1974 г. опередила по добыче нефти все другие районы СССР.
Нефть Западной
Сибири отличается хорошим качеством, высокой экономической
эффективностью
добычи. В настоящее время Западная Сибирь - главный нефтедобывающий
район
страны.
На северо-востоке европейской части России расположен
Ухтинский нефтяной
район (месторождения Тибугское и Вайваш) . Он обеспечивает нефтью север
европейской части страны. Недалеко от него, у места впадения реки Усы в
Печору,
разрабатывается группа месторождений нефти (Тимано - Печерская
нефтегазоносная
провинция) . Часть добываемой здесь нефти по трубопроводу поступает в
Ярославль.
Кроме основных нефтедобывающих районов нефть добывают на
севере острова
Сахалин (месторождение Оха) . С Сахалина нефть по нефтепроводам
поступает на
материк в Комсомольск-на-Амуре. В Калининградской области находится
месторождение
нефти локального значения.
Признаки нефтеносности имеются на обширной территории Севера,
Восточной
Сибири и Дальнего Востока.
Нефтяная промышленность страны вступила в качественно новую,
более сложную
стадию развития, когда возникает необходимость резко увеличить объем
поисково-разведочных работ, особенно в Восточной Сибири, в зонах глубин
под
газовыми месторождениями Западной Сибири, в шельфовых зонах морей,
формирования
необходимой для этого производственно-технической базы. Начата добыча
нефти в
Арктике, на шельфе у о. Колгуев (Песчаноозерское месторождение) .
3. География нефтедобывающей промышленности РФ. Главные районы
нефтедобычи и
их удельный вес в общероссийской добыче
К настоящему времени в разработку вовлечено более 60% текущих
запасов нефти.
В разработке находится 840 месторождений, расположенных во многих
регионах
страны: от Калининградской области на западе до о-ва Сахалин на
востоке, от
о-ва Колгуев в Баренцевом море на севере до предгорий Кавказа на юге.
Основным
нефтяным регионом является Тюменская область, где сосредоточено более
70%
текущих запасов и добывается 66% российской нефти. Вторым по значению
районом
является Урало-Поволжье, где добывается 27%, далее следует
Тимано-Печерская
нефтегазоносная провинция - 3,2%, Северный Кавказ - 1,6%, Сахалин -
0,5%.
Большинство старых нефтяных районов вступило в поздние стадии
разработки,
когда добыча нефти стабилизируется или даже уменьшается. Степень
выработанности
текущих запасов нефти превысила 50%, в том числе более 30% в Тюменской
области,
70% в Волго-Уральской провинции и 80% - на Северном Кавказе. Особенно
значительно выработаны запасы на наиболее крупных и высокопродуктивных
месторождениях, обеспечивающих основную часть добычи нефти в России. В
этой
связи одна из важнейших проблем - сохранение высокой производительности
старых
районов.
Наблюдается "старение" Волго-Уральского района. Его
технико-экономические стали ниже по сравнению с прежним уровнем, а
добыча нефти
(например, в Башкирии) даже сократилась.
При "старении" ряда нефтяных районов огромную роль приобретает
создание новых нефтяных баз. Среди них резко выделяются Западно -
Сибирская
низменность, где возникла главная база страны. Добыча Западно -
Сибирской нефти
возрастала стремительными темпами. В дальнейшем удельный вес этой
нефтяной базы
сохранится на достигнутом уровне. Из новых нефтяных баз формируется
также
Тимано-Печерская (крупнейшее месторождение Усинское) .
Произошли изменения в структуре добычи нефти по способам
эксплуатации
месторождений. В 1965г почти 2/3 всей нефти добывалось наиболее дешевым
фонтанным способом. Теперь его доля заметно сократилась, наоборот резко
возросло значение насосного способа, с помощью которого в 1987г было
добыто
свыше 2/3 всей нефти.
Оценивая в целом сырьевую базу нефтяной промышленности России,
можно сделать
вывод, что в количественном отношении она достаточна для решения
текущих и
прогнозных задач по добыче нефти. Однако качественные изменения в
структуре
разрабатываемых и прогнозных запасов нефти будут негативно отражаться
на эффективности
процессов нефтеотдачи. Разработка таких запасов потребует применения
более
сложных и дорогостоящих технических средств и технологических
процессов, а
также применение новых более эффективных методов повышения нефтеотдачи
продуктивных пластов.
В условиях непрерывного ухудшения качественного состояния
сырьевой базы
отрасли увеличение нефтеотдачи приобретает стратегическое значение для
стабилизации и развития процессов нефтедобычи.
4. Особенности размещения нефтеперерабатывающей
промышленности. Главные
районы размещения
Размещение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности
зависит от
размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техники
переработки и
транспортировки нефти, территориальных соотношений между ресурсами и
местами
потребления жидкого топлива.
Добытая из недр земли нефть содержит большое количество песка,
солей и воды.
Нефть нужно очистить, поэтому она сначала поступает на
нефтеочистительные
заводы, которые строят обычно в районах ее добычи. Затем очищенная
нефть
поступает на нефтеперерабатывающие заводы, которые строятся в районах
потребления нефтепродуктов.
Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает
нефтепродукты (мазут,
бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла) , которые
непосредственно
используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке
нефти привел
к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей.
Переработка
нефти чаще сосредотачивается в районах массового потребления
нефтепродуктов.
Между тем приближение нефтеперерабатывающей промышленности к
местам
потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее
транспортировкой и хранением: транспортировка нефти всегда экономичнее
перевозки ее многочисленных производных; для транспортировки нефти
могут быть
широко использованы трубопроводы которые, помимо сырой нефти,
осуществляют
перекачку светлых продуктов; хранение сырой нефти обходится дешевле,
чем
нефтепродуктов; потребитель получает возможность одновременно
использовать
сырую нефть, поступающую из разных районов.
Размещение переработки нефти приобретает повсеместный
характер. В то же
время экономический фактор становится лимитирующим.
Нефтепереработка в разных районах страны находится в
зависимости не только
от качества исходной сырой нефти, но и от того, какие виды топлива в
местных
условиях оказываются наиболее эффективными.
Нефтеперерабатывающие заводы разместились на трассах
нефтепроводов (Нижний
Новгород, Рязань, Москва, Кириши, Полоцк, Орск, Омск, Ангарск) , на
водных путях
(Волгоград, Саратов, Сызрань, Самара, Ярославль, Хабаровск) и в морских
портах
(Туапсе) , куда сейчас проложены трубопроводы. Поэтому удельных вес
районов
добычи нефти в ее переработке резко сокращается. В них сосредоточена
еще
значительная часть нефтеперерабатывающих заводов (Уфа, Салават,
Ишимбай,
Грозный) , идет интенсивная их реконструкция и зачастую расширение.
Новых
заводов в районах добычи нефти уже не строят. Они сооружаются на
трассах
нефтепроводов идущих на восток (Ачинск) .
Эта тенденция территориального разрыва нефтедобывающей и
нефтеперерабатывающей промышленности еще больше усилилась в связи с
превращением Западной Сибири в главную базу добычи нефти страны. В
настоящее
время там имеется лишь один центр переработки нефти в Омске, куда
поступает
небольшая часть добываемого в районе жидкого топлива.
Распределение нефтепереработки по экономическим районам России
в % к
Экономические районы |
Нефтепереработка |
Север |
1,9 |
Северо-Запад ЦЭР |
16,6 |
Волго-Вятский |
7,7 |
ЦЧР + Поволжье |
17,5 |
Северный Кавказ |
7,1 |
Урал |
24,3 |
Западная Сибирь |
9,9 |
Восточная Сибирь |
11,1 |
Дальний Восток |
3,9 |
ИТОГО |
100 |
5. Транспорт нефти. Магистральные нефтепроводы
В настоящее время география нефтеперерабатывающей
промышленности не всегда
совпадает с районами ее переработки. Поэтому задачи транспортировки
нефти
привели к созданию большой сети нефтепроводов. По размеру грузооборота
нефтепроводный транспорт в 2,5 раза превзошел железнодорожный в части
перевозок
нефти и нефтепродуктов. Транспортировка нефти по нефтепроводам стоит в
настоящее время дороже, чем перевозка по воде, но значительно дешевле,
чем
перевозка по железной дороге.
На железной дороге основной поток нефти образуется в Западной
Сибири и
Поволжье. Из Западной Сибири нефть по железной дороге транспортируется
на Дальний
Восток, Южный Урал и страны центральной Азии. Из Урала нефть везут на
Запад,
Северный Кавказ и Новороссийск.
Транспортировка нефти водным путем обходится дешевле и
экономичней других
видов транспортировки, однако, из-за географических особенностей нашей
страны
используется мало, в основном при перевозке нефти на экспорт, а также
по
внутренним бассейнам страны (Ленский, Амурский) и северному морскому
пути.
Трубопроводы наиболее эффективное средство транспортировки
нефти (исключая
морские перевозки танкерами) . Пропускная способность нефтепровода
диаметром
1200 мм составляет 80-90 млн. т в год при скорости движения потока
нефти 10-12
км/ч.
Трубопроводный транспорт является важной подотраслью нефтяной
промышленности. На сегодняшний день сформировалась развитая сеть
магистральных
нефтепроводов, которая обеспечивает поставку более 95% всей добываемой
нефти
при средней дальности перекачки 2300 км. В целом вся сеть нефтепроводов
представлена двумя неравными по значимости и условиям управления
группами объектов:
внутрирегиональными, межобластными и системой дальних транзитных
нефтепроводов.
Первые обеспечивают индивидуальные связи промыслов и заводов, вторые -
интегрируют потоки нефти, обезличивая ее конкретного владельца.
Связывая очень
большое число нефтедобывающих предприятий одновременно со многими
нефтеперерабатывающими заводами и экспортными терминалами, нефтепроводы
этой
группы образуют технологически связную сеть - единый объект
экономического и
режимного управления, которая получила название системы дальних
транзитных
нефтепроводов и в которую входят такие трубопроводы, как Нижневартовск
- Курган
- Самара; Усть-Балык - Курган - Уфа Альметьевск; Сургут - Полоцк;
Холмогоры -
Клин; Самара - Тихорецкая; система нефтепроводов "Дружба" и другие
трубопроводы,
включая выходы к экспортным терминалам.
В свое время создание нефтяной базы между Волгой и Уралом
намного улучшило
снабжение нефтью центральных и восточных районов страны. Занимая
выгодное
транспортно-географическое положение, Волго-Уральский район вызвал
появление
целой системы магистральных нефтепроводов, идущих по следующим
направлениям: На
восток - Туймазы - Омск - Ангарск; Туймазы - Омск; Уфа Новосибирск
(нефтепродукты) ; Уфа - Курган - Петропавловск (нефтепродукты) ; На
запад -
нефтепровод "Дружба" от Альметьевска через Самару - Брянск до Мозыря
(Белоруссия) , откуда в Польшу, Германию, Венгрию, Чехию, а также с
ответвлением: Унеча - Полоцк - Вентспилс; Самара - Пенза - Брянск
(нефтепродукты) ; Альметьевск Нижний Новгород - Рязань - Москва с
ответвлением
Нижний Новгород Ярославль - Кириши (Северо - Запад) ; На юг - Пермь -
Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай Орск.
Формирование в Западной Сибири главной нефтяной базы страны
изменило
ориентацию основных потоков нефти. Волго-Уральский район теперь
"повернут" целиком на запад. Важнейшие функции дальнейшего развития
сети магистральных нефтепроводов перешли к Западной Сибири. Отсюда
нефтепроводы
идут по следующим направлениям: На запад - Усть-Балык - Курган -
Альметьевск;
Нижневартовск Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон - Одесса; Сургут
-
Новополоцк; Самара - Лисичанск - Грозный - Баку; На юг - Шаим - Тюмень;
Усть-Балык - Омск - Павлодар - Чимкент -Чарджоу; На восток
Александровское -
Анжеро-Судженск. Для транспортировки нефти на запад, так и восток
используются
трубопроводы Волго-Уральского района восточного направления.
Из других магистральных направлений, возникших под влиянием
добычи нефти в
разных районах, выделяются Волгоград - Новороссийск; Грозный - Армавир
-Туапсе;
Грозный Армавир - Донбасс (нефтепродукты) ; Ухта - Ярославль; Оха
Комсомольск-на-Амуре.
6. Задачи перспективного развития отрасли
В настоящее время нефтяная промышленность России находится в
состоянии
глубокого кризиса, что обусловило резкое падение добычи нефти. Только в
1992г.
она уменьшилась по сравнению с предыдущим годом более чем на 60 млн. т
и в
1993г. еще на 40-45 млн. т.
Выход из сложившегося кризисного положения в нефтяной
промышленности
Правительство Российской Федерации и Минтопэнерго связывают не с
дополнительными
государственными инвестициями, а с последовательным развитием рыночных
отношений. Предприятия отрасли должны самостоятельно зарабатывать
необходимые
для их отрасли средства, а Правительство - создавать им для этого
необходимые
экономические условия.
В указанном направлении уже предприняты крупные меры. Задания
по поставкам
нефти для государственных нужд сокращены до 20% ее добычи, остальные
80%
предприятия имеют право реализовать самостоятельно. Ограничивается лишь
вывоз
ее из России, чтобы не оставить российский рынок без нефтепродуктов в
условиях
существующего несоответствия внутренних и мировых цен на нефть.
Практически снят контроль за уровнем внутренних цен на нефть.
Государство регулирует лишь предельно допустимый уровень
рентабельности в
цене.
Важное значение для повышения эффективности функционирования
нефтяного
комплекса России имеет проводимая в настоящее время работа по его
акционированию и приватизации. В процессе акционирования принципиальные
изменения происходят в организационных формах. Государственные
предприятия по
добыче и транспорту нефти, ее переработке и нефтепродуктообеспечению
преобразуются в акционерные общества открытого типа. При этом 38% акций
указанных обществ остается в государственной собственности. Для
коммерческого
управления пакетами акций, находящихся в государственной собственности,
образовано специальное Государственное предприятие "Роснефть",
которому передаются пакеты государственных акций около 240 акционерных
обществ,
в том числе по добыче нефти и газа - 26, по нефтепереработке - 22, по
нефтепродуктообеспечению - 59, а также по производству масел и смазок,
переработке газа, бурению скважин, геофизике, машиностроению, науке и
другим
видам обслуживающих производств. В состав "Роснефти" вошли также
различные ассоциации, банки, биржи и другие организации.
Для управления акционерными обществами по транспорту нефти и
нефтепродуктов
созданы акционерные компании "Транснефть" и
"Транснефтепродукт", которым передается 51% акций акционерных
обществ. В связи с особенностями функционирования предприятий по
транспорту
нефти и нефтепродуктов их приватизация в настоящее время запрещена.
Перспективы развития нефтяной промышленности России на
предстоящий период в
определяющей мере зависят от состояния ее сырьевой базы. Россия
обладает
крупными неразведанными ресурсами нефти, объем которых кратно превышает
разведанные запасы. Результаты анализа качественной структуры
неразведанных
ресурсов нефти в России свидетельствует об их неидентичности
разведанным
запасам. Ожидается, что открытие новых крупных месторождений возможно
главным
образом в регионах с низкой разведанностью - на шельфах северных и
восточных
морей, в Восточной Сибири. Не исключена вероятность открытия подобных
месторождений в Западной Сибири. В этом регионе прогнозируется открытие
еще
нескольких тысяч нефтяных месторождений.
Внедрение новых методов и технологий повышения нефтеотдачи
пластов
сдерживается высокими капитальными вложениями и удельными
эксплуатационными
затратами на их применение по сравнению с традиционными способами
добычи нефти.
В связи с этим Минтопэнерго РФ разрабатываются предложения о
принятии в
законодательном порядке ряда мер, направленных на экономическое
стимулирование
применения новых эффективных методов повышения нефтеотдачи пластов. Эти
меры
позволят улучшить финансирование научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ по созданию новых технологий и технических
средств, активнее развивать материально-техническую базу институтов,
занимающихся разработкой новых методов, а главное - более динамично
наращивать
добычу нефти из месторождений с трудноизвлекаемыми запасами.
Сотрудничество с иностранными фирмами в области
нефтегазодобывающей отрасли
приобретает все большие масштабы. Это вызывается как необходимостью
привлечения
в создавшихся экономических условиях иностранного капитала, так и
стремлением
использования применяемых в мировой практике наиболее прогрессивных
технологий
и техники разработки нефтегазовых месторождений, которые не получили
должного
развития в отечественной промышленности.
Литература
1. В. А. Динков, "Нефтяная промышленность вчера, сегодня,
завтра"
Москва, ВНИИОЭНГ 1988г
2. "Трубопроводный транспорт нефти" Москва, ВНИИОЭНГ N1 1993г
3. "Топливно-энергетический комплекс" Москва, Менатеп N4-9
1993г
4. Байков, Берлин "Нефть СССР" Москва, Недра 1987г
5. Эскин и др. "Нефть в структуре энергетики" Москва, Наука
1989г
6. "Нефть и газ в экономике: Встреча с прессой" Москва 1989г
7. В. Л. Березин "Нефть и газ Западной Сибири" Москва 1990г
8. "Нефтяная промышленность" Москва, ВНИИОЭНГ N1 1994г
9. "Народное хозяйство Российской Федерации" Москва 1993г