СОДЕРЖАНИЕ:
Возникновение и развитие права.
Понятие и признаки права.
Понятие правосознания.
Основные функции правосознания.
Виды правосознания.
Структура правосознания.
Понятие правовой культуры.
Подразделение правовой культуры на виды.
Структура правовой культуры.
Взаимодействие правовой культуры с другими областями культуры.
Взаимодействие права и культуры. Роль закона в формировании
культуры.
Список использованной литературы.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВА.
В родовой общине или в племени действовали правила поведения
или так
называемые социальные нормы. Это были нормы обычаев, нормы обычного
права,
которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и
семейные
отношения. Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали,
религии,
которые регулировали обрядовые отношения.
Особенностью норм поведения в родовой общине было то, что
нормы поведения
выражали интересы всех членов рода. У членов рода не было четкого
разграничения
прав и обязанностей. Исполнение норм поведения обеспечивалось
привычкой,
естественной потребностью соблюдать укоренившиеся правила, а также при
необходимости обеспечивалось общественным мнением родовой общины или
племени.
В процессе перехода от первобытности к государственной
организации общества
возникает право. Источниками права являются:
1. санкционированные государством первобытные обычаи,
превращенные в нормы
права и охраняемые государством от нарушений;
2. юридический прецедент, которому государство придает
юридически
обязательную силу для аналогичных дел;
3. издание государством нормативных актов, содержащих нормы
права.
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА.
Как было сказано выше, право, как и государство, является
продуктом
общественного развития. Оно возникло в государственно организованном
обществе
как основной регулятор общественных отношений.
Есть различные точки зрения о том, что такое право, но все они
имеют ряд
общих положений: право - это социальное явление, без которого
невозможно
существование цивилизованного общества; право в нормативной форме
должно
отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам
общества
в целом, а также учитывать индивидуальные интересы и потребности
личности как
первоосновы общества; право частной собственности является основой всех
прав
человека.
Право - это система норм и правил поведения, которые исходят
от государства,
сформулированы в специальных государственно-нормативных актах,
охраняются от нарушений
силой государственного принуждения и выражают волю и интересы либо
большинства
общества, либо определенных его слоев.
Признаками права являются: общеобязательная нормативность;
выражение норм в
законах или в других нормативно-правовых актах, признаваемых
государством;
право действует через дозволения, через субъективное право;
государственная
обеспеченность.
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
Важнейшим признаком правового государства, обязательным
условием его
построения является высокий уровень правовой культуры населения,
профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц.
Правовая культура представляет собой разновидность общей
культуры, состоящей
из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой
действительности.
При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых
явлениях
относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. Она - не
только
результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая
культура
понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ВИДЫ.
Как и правосознание, правовая культура подразделяется на
правовую культуру
общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру
(личности) .
Высший уровень правовой культуры индивида - это правовая активность.
Она
проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным,
творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в сфере
реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности)
поведения
(деятельности) , в основе чего лежит убеждение в необходимости служения
закону
как высшей ценности. Особую разновидность групповой и индивидуальной
правовой
культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.
Правовую активность следует отличать от правомерного
поведения. Не всякое
правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности.
Критериями
разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно
значимый
результат деятельности в правовой сфере. Не следует относить к ней и
просто
инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицом. Такая
инициатива
является прямым служебным долгом, в частности профессиональным долгом,
юриста и
заключается в обязанности безупречно служить закону.
Если рассмотреть правовую активность как интеллектуальную
активность
личности, то согласно концепции Д. Г. Богоявленской, можно выделить три
уровня:
1. если субъект права при самой добросовестности и энергичной
работе
остается в рамках заданного или первоначально найденного способа
действия, его
интеллектуальная активность относится к пассивному уровню, что
подчеркивает не
отсутствие умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность
каждый
раз определяется действием какого-то внешнего стимула;
2. если субъект права, имея достаточно надежный способ решения
своей задачи,
продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности,
сопоставляет
между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне
более
остроумных способов решения к формулированию закономерности, то такой
уровень
интеллектуальной активности называется эвристическим. Этот уровень
наиболее
характерен для следователей и представителей других сходных профессий;
3. самый высокий уровень интеллектуальной активности носит
звание
творческого. Здесь обнаруженная закономерность становится не
эвристической -
формальным приемом (способом) действия, а самостоятельной проблемой. Не
стимулированная извне, самостоятельная постановка проблемы
качественная,
особенность личностей, обладающих этим уровнем интеллектуальной
активности.
Интеллектуальная активность, в том числе в правовой сфере, является
интегративной характеристикой личности, объединяющей ее мыслительную и
мотивационную сферы.
Правовая культура характеризуется состоянием правосудия,
законности и
правопорядка. В нее входят ценностные ориентации общества, социальных
групп и
слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое значение. Они
концентрируются в правосознании. Наивысшими среди них являются
ориентации на
общечеловеческие ценности, а их ядром - человеческая личность с ее
естественными правами. Не все, что относится к области права и правовой
действительности, можно считать ценностью в конкретных исторических
условиях. И
сама правовая культура представляет собой ценность в той мере, в какой
позволяет людям пользоваться благами свободы и справедливости, служит
обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и
достаточного уровня жизни.
Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру
юристов можно
рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую)
категорию и как
категорию содержательную. В первом случае она понимается как
качественное
состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития.
Это
позволит охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные ее сферы
в
отдельности. Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу
принято
считать определенные понятия правовой культуры общества как
качественного
состояния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне
совершенства
правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности,
правосознания и
правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и
взаимной
ответственности государства и личности, положительно влияющих на
общественное
развитие и поддержание самих условий существования общества.
Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом
аспекте
правовая культура это знание и понимание права, осознанное исполнение
его
предписаний.
Профессионально-правовая культура - это глубокие, объемные и
формализованные
знания законов и подзаконных актов, а также источников права,
правильное
понимание принципов права и задач правового регулирования,
профессиональное
отношение к праву и практике его применения в строгом и точном
соответствии с
правовыми предписаниями или принципами законности, т.е. высокая степень
владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно
для
каждого юриста - это степень овладения профессией, уровень специальной
подготовки.
СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
Содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание
ее как
системы осуществленных и идеальных элементовЛ, относящихся к сфере
действия
права и отражению в сознании и поведении людей. Структура правовой
культуры в
конкретно-социологическом аспекте соответственно включает следующие
наиболее
крупные элементы, которые у юристов-профессионалов имеют свое
определенное
содержание и качественный уровень: право как систему норм, выражающих
возведенную в закон государственную волю; правоотношения как систему
общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и
обязанностями; правосознание как систему духовного отражения всей
правовой
действительности; правовые учреждения как систему государственных
органов и
общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию
права;
правовое поведение, деятельность.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ КУЛЬТУРЫ.
Правовая культура функционирует во взаимодействии с другими
областями (или
сферами) культуры: политической, нравственной (этической) ,
эстетической,
религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой
культуры
обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как
господствующей
культуре данного общества, так и отдельным ее областям. Обеспечение
максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой
культуры -
магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка.
В связи с этим особо значимым является взаимодействие,
взаимообслуживание
элементов правовой и нравственной культуры и областей культуры в целом.
Обеспечить социально адекватное, законопослушное поведение личности в
условиях
демократического государства можно лишь через нравственное и правовое
сознание
одновременно.
Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры
служит
непосредственным внутренним (личностным) механизмом определения
правовой
позиции (выбора правомерного или противоправного варианта поведения) .
Поэтому
основными составляющими профессионально-юридической культуры следует
считать
профессионально-правовую и профессионально-нравственную культуры.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И КУЛЬТУРЫ. РОЛЬ ЗАКОНА В ФОРМИРОВАНИИ
ПРАВОВОЙ
КУЛЬТУРЫ.
Связь права и культуры не так явна, как соотношение права и
политики, права
и морали. Но она существует, поскольку право является весомой частью
общечеловеческой культуры. Серьезное, ответственное, сознательное
отношение к
правовому регулированию общественной и частной жизни, стремление
совершенствовать социальную действительность посредством правовых
механизмов
есть яркое проявление цивилизованности общества.
Право определяет и специфический вид общей культуры общества -
правовую
культуру.
Правовая культура - это одновременно: определенный уровень
правового
мышления и чувственного восприятия правовой действительности; состояние
процессов правотворчества и реализации права; специфические способы
правовой
деятельности; результаты правовой деятельности в виде духовных и
материализованных благ, созданных людьми.
Каждый из названных срезов правовой культуры может
рассматриваться на
личностном уровне, когда акценты смещаются в сторону личностных свойств
и
качеств, и на уровне универсалистских обобщений, когда обращается
внимание на
функционирование социального организма в его целостности. И в том, и в
другом
случае принимается во внимание деятельное творческое начало,
обеспечивающее
движение по пути прогресса и цивилизованности. Такое понимание отвечает
широкому взгляду на культуру вообще как на категорию, объединяющую все
ценности,
созданные человечеством в процессе его духовной и практической
деятельности.
Основополагающей культурной ценностью являются само право и
правовые законы.
Закон как инструмент организации общественных отношений и как основной
источник
права является пока непревзойденным и всеобъемлющим среди всех средств
социального регулирования и контроля. Конструирование правовых законов
-
важнейшее завоевание цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая
культура
неизбежно порождает законодательство. Оно, в свою очередь, как дитя
культуры, в
идеале проявляет заботу о своей матери, упрочивая и приумножая
культурные
завоевания. И здесь следует особо подчеркнуть: законы способны, если
они
совершенные, формировать в том числе и право как одно из проявлений
культуры.
Одновременно упрочиваются и другие (обусловленные правом) юридические
ценности.
В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах
(способах) и
формах правовой деятельности можно указать на законность и правосудие.
Без них
трудно было бы ожидать надлежащего правопорядка.
Законом создаются исходные ценности процедурно-процессуального
порядка. Об
уровне правовой культуры свидетельствуют, например, такие процессы, как
парламентские процедуры по принятию законов, порядок разрешения
конфликтов между
властями, отправление правосудия по уголовным или гражданским делам и
т.д.
Относительная самостоятельность закона в том и проявляется,
что он способен
активно воздействовать на все проявления правовой культуры. Во-первых,
будучи
отражением правовой идеологии, закон способен питать правовые идеи,
способствовать появлению новых, более прогрессивных подходов к решению
проблем
правового регулирования. Во-вторых, на основе закона издаются
подзаконные
нормативные акты, формируются правовые институты, свидетельствующие об
уровне
правовой культуры. В-третьих, через посредство закона и основанных на
нем
подзаконных актов утверждается система поступков и отношений,
отвечающих
минимальным стандартам культуры. В-четвертых, законом создаются или
оформляются
те учреждения (органы, которые способны нести юридическую культуру в
широкие
массы. Таким образом, любое состояние правовой культуры - интериорное
(отражающее психические процессы) , нормативное (фиксирующее
совокупность норм
права) , поведенческое (указывающее на характер действий) ,
объективизированное
(закрепляющее результаты правовой деятельности) - подвластно в той или
иной
степени закону и испытывает с его стороны прямое или косвенное
воздействие.
Правовая культура, равно как и любая другая разновидность
культуры,
подвержена оценкам. Отсюда представляется возможным говорить о роли
закона в
формировании высокой культуры при ориентации его на средний уровень и
преодоление уровня низкого.
Разумеется, оценки будут относительны. Разные люди, разные
общности людей,
политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут
оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Как с
субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные
препятствия в
достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве
культурных
завоеваний. Тем не менее эти препятствия преодолимы. История выработала
уже
некоторые общецивилизованные критерии в определении уровня культуры, и
на этой
основе создается возможность для определения основных направлений
повышения
правовой культуры, в том числе с помощью закона. К их числу следует
отнести:
формирование чувства права и законности; освоение достижений
логико-правового
мышления; совершенствование законодательства; увеличение объема и
качественное
совершенствование правопослушного поведения; совершенствование
юрисдикционной и
иной правоприменительной деятельности; разделение власти
законодательных,
исполнительных и судебных учреждений; изучение памятников права и
правоприменительной практики как основы юридического образования.
Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной
стороны, работу с
гражданами, а с другой - надлежащее кадровое оснащение юридических
учреждений,
законодательных, исполнительных и правоохранительных органов.
Определяя роль закона в формировании правовой культуры, нельзя
забывать о
культуре тех, кто занимает какие-либо должности в государстве.
Формирование
подлинно государственного правосознания должностных лиц связано с
преодолением
узковедомственных, национальных и региональных интересов. В центр всей
политики
ставится гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая
нуждается в помощи и защите со стороны государства. Но в фокусе
правовой
деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные
интересы
вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным, если
они
стремятся к собственной выгоде, игнорируются при этом и если при этом
игнорируется право и порядок.
Выделяется также профессиональный уровень правовой культуры.
Это культура юристов,
практикующих в той или другой области. Данной культуре присуща более
высокая
степень знания и понимания правовых явлений. Повышение профессиональной
культуры связано с глубиной юридического образования, формированием
высокого
уровня прогрессивного правосознания, степенью развития юридических
наук,
приобретение практических юридических навыков, степенью правовой
активности
профессионалов.
Вместе с тем область культуры, человеческие отношения в этой
сфере столь
специфичны, что их регулирование с помощью законов является делом не
менее
тонким, чем регулирование других отношений. Есть большая доля истины в
том, что
право не может быть выше, чем культурное развитие общества. Поэтому
издаваемые
государством законы если и должны в качестве определенной модели вести
за собой
(формировать) соответствующие отношения, то не настолько, чтобы
отрываться от
них и превращаться в законы неправовые.
Можно также утверждать, что для большого числа людей
нормативом поведения
служит не закон, а сама культура (общая и юридическая) , поскольку они
не знают
конкретных нормативно-правовых предписаний, никогда не знакомились с
правовыми
актами. Однако здесь легко впасть и в другую крайность, а именно -
недооценить
роль законодательства в формировании культуры. Причем не обязательно
напрямую.
Чаще всего косвенно через правоприменительную практику (решение
юридических дел
в судах и управленческих учреждениях) , через общение с друзьями и
коллегами.
Следует всегда иметь в виду двустороннюю связь закона и
культуры, не упуская
из виду "производительную" роль культуры в процессе законодательной
деятельности. В ходе правоприменения общая и правовая культура
выполняет роль
дополнительного (наряду с законом и вместе с ним) фактора оценки
фактических
обстоятельств и решения юридического дела. Но при реализации права
гражданами
их культуре и правосудию доверяют меньше, поскольку велика опасность
отклонения
от нормы закона в силу личной заинтересованности, неразвитости
юридической
культуры, пробельности ее или отсталости, сориентированности на
социальные
ценности. Роль законодательства в сфере культуры, взаимодействие и
взаимопроникновение этих феноменов социального бытия можно выяснять не
только
на уровне конкретных актов реализации права (микроуровень) или на
уровне
законодательной деятельности (средний уровень) , но и на самом высоком
(макроуровень) срезе государство и общество. Высокий уровень культуры
неизбежно
открывает путь правовому развитию общества, правовому закону и
правовому
государству. Неразвитость культуры, напротив, обусловливает правовой
нигилизм,
деспотические формы и методы властвования. Таким образом, эффективность
регулирующей роли законодательства в области культуры прямо
пропорциональна
уровню развития культуры, т.е. объекту регулирования.
Взаимодействие права и культуры в практическом плане мыслится
только в
рамках определенной страны (государства) и ее общей, политической,
религиозной,
нравственной, правовой культуре.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Алексеев С. С. "Государство и право" Начальный курс. Москва,
1996.
Алексеев С. С. Закон и наша жизнь. Москва, 1978.
Каминская В. И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент
правовой культуры:
Правовая культура и вопросы правового воспитания. Москва, 1974.
Каминская В. И., Ратинов А. Р. Указательные работы.
Культурология ХХ век: Антология. Москва, 1995.
Лазарев Б. М. Что такое правовое государство. Москва, 1990.
Учебник для ВУЗов "Теория государства и права" Курс лекций.
Редакторы Малько А. В. и Матузов Н. И. Москва, 1996.
Учебник для ВУЗов "Философия права" Редактор Нерсесянц В. С.
Москва, 1997.
Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Лекции и
интервью. Москва,
1992.
Юридический словарь. Москва, 1989.