Особое место в системе государственных органов России занимали
Земские
соборы, проводившиеся с середины XVI в. до середины XVII в. Их созыв
объявлялся
царской грамотой. В состав собора входили Боярская Дума,
“Освященный собор”
(церковные иерархии) и выборные от дворянства и посадов.
Духовная и светская аристократия представляла элиту общества,
царь в решении
важнейших вопросов не мог без неё обойтись. Дворянство было основой
царского
войска и бюрократического аппарата. Верхушка посадского населения была
главным
источником денежных доходов для казны. Этими основными функциями
объясняется
присутствие представителей всех трёх социальных групп в Соборе.
противоречия,
существовавшие между ними, позволяли монархической власти балансировать
и
усиливаться.
Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней
политики,
законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы
обсуждались
по сословиям (“по палатам” ) , но принимались всем
составом Собора.
Кроме названия “Земский собор” ,
представительные учреждения в московском
государстве носили и другие наименования: “совет всея
земли” , “собор” , “общий
совет” , “великая земская дума” . Свои
организационные формы Земский собор
заимствовал как у церковных соборов, так и у вечевых собраний. Через
систему
соборов правительственная власть стремилась выявить мнение отдельных
наиболее
влиятельных классов и групп населения.
Идея соборности начала развиваться с середины XVI в.
— известны соборы
1547,1549,1550,1551,1560,1575,1576,1579,1580,1584,1598,1604,1611,1613,1619,1622,1632,1634,1637,1639,1642,1645,1648–49,1653
гг. Их значения и принятые на них решения неоднородны. Соборные решения
служили
источником избрания на царство, например, соборы 1584 г. —
Федора Иоанновича,
1598 г. — Бориса Годунова, 1613 г. — Михаила
Фёдоровича. В 1611 и 1612 гг.
проходили “военные соборы” , решавшие
стратегические вопросы. Собор 1648–49 гг.
принимает важнейший акт — Уложение. Структура соборов сложна:
так, в состав
Стоглавого собора (1551г.) входили в полном составе
“Освященный собор” ,
Боярская Дума и “Избранная рада” . Наиболее
представительным с социальной точки
зрения был Собор 1566 г., решавший вопрос о войне с Польшей,
— на нём
сформировались пять курий, представлявших разные слои населения
(духовенство,
боярство, приказные люди, дворянство и купечество) .
Некоторые соборы исполняли роль избирательного органа в период
междуцарствования, другие — совещательного, как Дума. Однако
полномочия
Земского собора были неопределённы и безграничны, поэтому поводы к их
созыву
могли быть разными. Собор действовал в тесной связи с царской властью и
Думой.
Выборы на Собор и принятие решений проходили в определённом порядке. Из
Разрядного приказа воеводы получали предписание о выборах, которое
зачитывалось
жителям городов и крестьянам. Затем составлялись сословные выборные
списки,
число представителей в которых не было фиксированным. Выборные получали
наказы
от избирателей. Выбирали глав семейств и монашествующих,
“крепких разумом,
добрых и постоянных” . Соборы собирались на Красной площади,
в патриарших
палатах или Успенском соборе Кремля, позже — в Золотой палате
или столовой
избе. Каждое сословие заседало отдельно и подавало собственное
письменное
мнение. в результате их обработки составлялся соборный приговор.
Для новой кодификационной (уложенной) комиссии, которую
предполагалось
создать, Екатерина II написала “Наказ” (1766 г.) ,
в котором формулировались
принципы правовой политики и правовой системы. Значительная часть
текста
“Наказа” (250 статей) заимствована из трактата Ш.
Монтескье “О духе законов” ,
трактата Ч. Беккариа “О преступлениях и наказаниях”
(около 100 статей) ,
“Энциклопедии” Д. Дидро и
д’Аламбера. В целом заимствования составили
более 80 % статей и 90 % текста. Однако по своей концепции
“Наказ” был
самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского
“просвещённого
абсолютизма” .
Текст “Наказа” состоял из 20 глав (526
статей) , разделённых на 5 разделов.
В первых пяти главах (ст. 1–38) сформулированы общие принципы
устройства
государства, в главах 6–7 (ст. 39–79) “О
законах вообще” и “О законах подробно”
— основы государственного законодательства и общие формы
правовой политики.
Главы 8–9 (ст. 80–141) посвящены уголовному праву и
судопроизводству, тому же
(в трактовке Ч. Беккариа) посвящена глава 10 (ст. 142–250) .
В главах 11–18 (ст. 251–438) излагаются
основные положения сословно–правовой
(крестьяне – дворянство – средний класс) . Главы
19–20 (ст. 439–521) посвящены
вопросам юридической техники, теории законодательства и правовой
реформы.
“Наказ” обосновывает политические принципы
абсолютистского государства:
власть монарха, бюрократическая система организации, сословное деление
общества. Эти признаки выводились из
“естественного” положения России и
подкреплялись ссылками на русскую политическую историю.
Монархия полагалась лучшей формой правления. Монарх объявлялся
источником
самодержавной неограниченной власти. Он объединяет, консолидирует
общество и
трактует законы.
Цель всех действий верховной власти — обеспечение
безопасности каждого
гражданина, “власть сотворена для народа” .
Монархия призвана содействовать
непрерывному совершенствованию общества. Для достижения этих целей
необходимо
установление в государстве “наилучших законов” .
Монарх призван проявлять
“кротость и снисходительность” , следуя
установившимся традициям, стремясь
обеспечить в обществе “блаженство каждого и всех”
(что стало девизом уложенной
комиссии) . Вместе с тем, никаких ограничений (кроме этических)
“Наказ” для
верховной власти не усматривал.
“Наказ” декларировал общую для всех
граждан свободу (вольность) и равную
обязанность всех перед лицом государственной власти. Однако далее он
обосновывал неравное положение сословий перед властью и законом. Даётся
чёткое
деление общества на правящих и повинующихся, что связывалось с
естественными
законами рождения, происхождения и способностей.
Сословная структура общества соотносилась с естественным
делением на
профессиональные классы: земледельцы, мещане, дворяне. Дворянству
верховная
власть отводит особое место, учитывая особую важность его функций:
военную
службу и отправление правосудия. “Наказ”
устанавливает сословное деление с
соответствующей разницей в правах и привилегиях: первое место отводится
дворянству,
второе — “среднему роду” , последнее
— “нижнему роду людей” , крестьянству.
Попытки нарушить сословное деление оцениваются
“Наказом” , как гибельные для
общества. Равенство видится лишь в одном — одинаковом
подчинении уголовным
законам (хотя это не означало одинакового применения этих законов к
разным
сословиям) .
Закон рассматривался как главный инструмент государственного
управления,
который необходимо сообразовать с “духом народа” и
“естественным положением
дел” . Закон должен обеспечивать полное и сознательное
повиновение.
В “Наказе” была разработана юридическая
техника, ранее не знакомая
российскому праву, выработаны новые представления о системе
законодательства:
а) законов должно быть не много, и они должны оставаться неизменными;
б) временные
учреждения определяют порядок деятельности органов и лиц, регламентируя
его
посредством наказов и уставов; в) указы являются
актами
подзаконными, могут быть краткосрочными и отменяемыми.
Законы описывают отношения, не вдаваясь в толкование и не
делая исключений.
Они просты и чётки в своих формулировках и предписаниях.
Главной задачей “Наказа” было указать на
необходимость стабильности и
фундаментальности правовой системы.
Екатерина II расширяет привилегии дворян. Дворяне располагали
личными
правами на родовую геральдику (герб, титул) . Они не подвергались
аресту, если
на то не было оснований и доказательств (поличного) или решения суда.
Без
решения суда их нельзя было признать виновными. Дворяне освобождались
от
телесных наказаний.
Расширенными по сравнению с другими сословиями были дворянские
имущественные
права. Только дворяне могли владеть деревнями и крестьянами,
организовывать на
своих землях фабрики и заводы. Дворянам разрешалась оптовая (но не
розничная)
торговля. В пределах своего имения дворянин мог осуществлять любую
хозяйственную деятельность, не запрещённую законом. Дворянство получило
полную
свободу в сфере наследственного права. К политическим правам относились
привилегии при приёме на государственную службу и увольнении, право
проведения
земских съездов и собраний.
Проект ограничивал положения Табели о рангах, открывающей
возможности для
производства в дворянское состояние по военной линии. По гражданской
линии
такое производство воспрещалось вообще. Всей полнотой прав и привилегий
пользовались
потомственные дворяне. Определённо наметилась линия на корпоративную
замкнутость дворянского сословия, на ограничение проникновения в него
чуждых
элементов.
Правовой статус крестьянского сословия оказался производным от
прав
дворянства: последнему предоставлялись все права над крестьянами, кроме
“отнятия жизни” , проведения пыток, наказания
кнутом. Однако на практике
дворяне и купцы распоряжались жизнью крестьян полностью.
“Манифест о вольности дворянской” (1762г.)
отразил требования и нужды дворянского
сословия. Главной идеей Манифеста стало закрепление принципа вольного
характера
государственной службы. Служба монарху и государству стала
рассматриваться как
почётный долг дворянства и гарантировала ряд привилегий, но уже не
считалась
обязанностью.
Дворянам было разрешено покидать пределы государства и
поступать на
иностранную службу, и они обязаны были вернуться только по призыву
верховной
власти. Манифест предполагал, что стремление к государственной службе
“укоренилось в сердце дворянства” и принуждать к
этому больше нет смысла.
Дворяне могли прекратить свою службу в любое время и могли вовсе не
поступать
на службу.