1. Предупреждение преступности.
В предмет криминологии входит предупреждение преступности.
Проблема
предупреждения преступности неотрывна от других составных предмета
криминологии. Она как бы завершает все, что связано с наличием
преступности в
человеческом обществе и борьбой с ней.
Борьба с преступностью в широком обще-социальном плане (в
криминологии это,
в первую очередь, связано с идеей предупреждения преступлений) есть
использование мер экономических, социально-культурных, воспитательных
и,
наконец, правовых.
К обще-социальным видам предупреждения преступности относятся:
а) развитие и совершенствование экономических отношений,
технологических
процессов и технического оснащения производства - промышленного,
сельскохозяйственного, что неразрывно связано с повышением жизненного
уровня и
материального благосостояния людей;
б) повышение уровня культуры членов общества, улучшения их
образования, а
следовательно, воспитанности, установления нравственных взглядов,
основанных на
всем том лучшем, что накопило человечество в данной области, за весь
период
своего развития.
Названные меры косвенно влияют на состояние преступности, и
чем выше уровень
экономического, технического, культурного состояния общества, тем
больше
оснований полагать, что преступность в таком обществе будет ниже,
нежели в
обществе, прозябающем в экономической разрухе, социальной и
политической
неустойчивости.
Специально-криминологические меры предупреждения преступности
могут быть
общим и конкретными. Они хотя и затрагивают. Допустим, сферу
управления, однако
являются такими, которые не требуют совершенствования крупных ее
блоков, а
требуют изменения каких-то частей. Конкретные рекомендации - еще более
узки по
своей целенаправленности, например меры организации охраны материальных
средств
на конкретном предприятии.
Меры предупреждения различны и для различных видов
преступлений (например,
для корыстных и насильственных, убийств и изнасилований, краж и
мошенничества и
т.д.) . “Блоки” преступности тоже требуют
специфических мер (организованная
преступность - одних мер, рецидивная - других, женская - третьих и
т.п.) .
внутри же этих общих блоков различны и многочисленные виды конкретных
преступлений, требующие конкретных для их предупреждения мер.
Деление преступности на уровни определяет особенности
индивидуальной
профилактики, ибо отдельные преступления совершаются людьми, каждый из
которых
неповторим, и воспитательная работа с ними требует индивидуального
подхода.
Теория предупреждения преступности - это совокупность знаний о
деятельности
по совершенствованию общественных отношений в целях: выявления и
нейтрализации
причин преступности и условий, ей способствующих; выявления и
нейтрализации
явлений и процессов, обусловливающих совершение, рост и распространение
отдельных
форм и видов преступлений, факторов, влияющих на формирование
антиобщественных
черт у определенных категорий лиц, влияния на условия их жизни и
воспитания,
устранение конкретных условий, обусловливающих совершение преступлений
отдельными лицами, определение форм и методов контроля за
преступностью.
Предупреждение преступности состоит из иерархически связанных
между собой
задач. Первая из них - профилактическое воздействие на динамику,
структуру,
причины преступности в целом (социальная профилактика) . Вторая -
предупреждение видов и форм преступного поведения, предупреждение
преступлений
в определенных сферах общественной жизни; предупреждение преступлений
отдельными социальными группами лиц и т.д. (криминологическая
профилактика) .
Третья задача состоит в предупреждении совершения преступлений
отдельными
лицами (индивидуальная профилактика) .
Решение первой задачи выходит за рамки криминологии и является
составной
частью общественной практики вообще и предметом всех наук об обществе и
человеке и контроле за преступностью.
Криминология непосредственно изучает лишь ту часть проблемы,
которая
ограничивается профилактическим воздействием на деяния, запрещенные
уголовным
законом.
В зависимости от характера решаемых задач классифицируются
меры
профилактического воздействия: общие, специализированные и
индивидуальные.
Специфика задач и особенности профилактических мер определяют субъектов
профилактики, их компетенцию и взаимодействия друг с другом, т.е.
систему
предупреждения преступлений.
Теория предупреждения преступлений делится на две части: общую
и особенную.
В общую часть входят: предмет и понятие предупреждения преступлений, ее
субъекты, специфика мер в зависимости от уровня решаемых задач,
организация и
управление этим видом деятельности, прогноз развития системы,
планирование и
координация профилактики преступлений и т.д. К особенной части
относятся
разработка криминологических характеристик и специфики предупреждения
отдельных
видов и форм преступлений.
Система предупреждения преступлений выполняет регулятивные,
охранительные и
воспитательные функции.
Регулятивная функция профилактики состоит в создании таких
условий, которые
позволяли бы людям решать возникающие у них противоречия и конфликты в
рамках
требований закона. Предупредительная деятельность в данном случае
является
одной из гарантий обеспечения принципов верховенства закона.
Выполняя охранительную функцию, профилактика ограждает свободы
и права
граждан от правонарушений, защищает социально-значимые ценности. В этом
проявляется гуманистическая направленность предупреждения преступлений.
Это же
должно быть целью правового государства.
Воспитательная функция профилактики состоит в том, что она
широко использует
методы убеждения, коррекции поведения людей, приведение их поступков в
соответствие с требованиями права и гуманистической морали.
К субъектам профилактики преступлений, в широком смысле,
относятся все
государственные и общественные институты, формирования граждан, своей
деятельностью влияющие на предупреждение преступности. Классификация
субъектов
криминологической профилактики (три группы) : Первая те субъекты,
которые
непосредственно ведут индивидуальную профилактику.
Вторая - субъекты, осуществляющие профилактику в ходе
выполнения своих
контрольных и правоохранительных функций.
Третья - субъекты, занятые преимущественно руководством или
координацией
деятельности по предупреждению преступлений.
Конечно, такое деление в известной мере условно, так как
отдельные аспекты
непосредственной профилактики, контрольной и правоохранительной
деятельности,
ее координации проявляются при функционировании субъектов каждой из
трех
названых групп. Кроме того, субъекты профилактики действуют не
изолированно, а
во взаимодействии друг с другом.
Субъекты непосредственной профилактики преступлений:
(первичные ячейки
гражданского общества) ·семья; ·трудовые и
учебные коллективы;
·правоохранительные органы.
Субъекты, осуществляющие профилактику преступлений при
выполнении
правоохранительных функций:
·суд;
·прокуратура;
·органы внутренних дел;
·Федеральная служба контрразведки;
·следственные аппараты прокуратуры и органов
внутренних дел.
Социально-экономические и организационные основы
предупреждения
преступлений.
Управление профилактикой преступлений. Как и любой другой
социальной
системой, включает в себя: сбор и анализ информации; принятие на этой
основе
решений; прогнозирование и разработку планов борьбы с преступностью; их
реализацию, оценку достигнутых результатов.
Криминалистический прогноз - основанное на анализе и данных
расчета
вероятное суждение о вариантах будущего состояния преступности с учетом
осуществления предполагаемых мер борьбы с ней и профилактики
преступлений.
В зависимости от объема информации, сроков других данных
используются три
метода прогноза: экстраполяция, экспертная оценка и моделирование.
Экстраполяция - метод, применяемый чаще всего при сравнительно
краткосрочных
прогнозах, когда очевидно, что в основном будут действовать причины,
определившие и современную криминологическую ситуацию.
Суть экстраполирования состоит в том, что будущие изменения
определяются на
основе показателей, характеризующих преступность в прошлом и настоящем.
На
основе исходных данных формируются статистические ряды, которые
распространяются на будущее. Степень точности экстраполирующих
прогнозов
зависит от времени упреждения и стабильности криминологической
ситуации.
Экспертная оценка используется в более сложной
криминологической ситуации и
при необходимости более длительных по времени прогнозов. Суть метода
состоит в
том, что отобранной группе высококвалифицированных криминологов
передаются
вопросы, требующие количественной оценки возможных изменений и их
удельного
веса в шкале соответствующих факторов.
Моделирование применяется, когда анализ факторов, влияющих на
преступность,
с помощью соответствующих криминологических правил и математических
формул
формируется в программы и обсчитывается с помощью компьютера.
Криминологическое планирование позволяет осуществлять
согласованные
мероприятия социально-экономического, воспитательного,
организационного,
профилактического, государственно-правового характера. Оно нацеливает
на более
правильную расстановку сил в борьбе с правонарушениями, обеспечивает
дифференцированный подход к организации предупредительных мероприятий
применительно к законам с различной степенью распространенности
преступлений, к
разным социальным группам населения и т.д. Планирование - это
одновременно и
организационная форма эффективной координации деятельности органов,
ведущих
борьбу с преступностью, усиления их связи с общественными организациями
и
трудовыми коллективами.
Разработка планов складывается из трех взаимосвязанных этапов:
1) определение задач, которые предстоит решить в определенный
период
времени;
2) разработка и координация программ мероприятий в целях более
эффективного
решения этих задач;
3) распределение сил по выполнению программ в целом и
отдельных мероприятий
в строго установленные сроки.
Первому этапу предшествуют анализ и прогноз преступности.
Кроме анализа
состояния борьбы с преступностью, изучается и результативность
мероприятий,
осуществлявшихся в анализируемый период.
Программы комплектуются по соответствующим разделам плана, в
которых каждая
задача конкретизируется в перечне конкретных мер их выполнения.
При выполнении третьего этапа полагается соблюдать два
требования:
1) конкретные мероприятия должны исполняться только теми
государственными,
хозяйственными и общественными объединениями, к компетенции которых они
относятся;
2) различные мероприятия в пределах раздела задания были
скоординированы по
времени и месту их исполнения, необходимо также определить
ответственных за
исполнение и тех, на кого возложен контроль за своевременной и полной
реализацией данного плана.
2. Задачи.
1. В регионе Г. 8 млн. человек (из них достигли возраста
уголовной
ответственности 6 млн.) совершено 42 тыс. преступлений. В регионе Д.
600 тыс.
человек (из них достигли возраста уголовной ответственности 400 тыс.) ,
совершено 800 преступлений. Рассчитать коэффициент преступности для
обоих
регионов. Сравнить состояние преступности в регионах.
Решение: Коэффициент преступности Кпр
равен отношению числа
преступлений, совершенных в данном регионе к числу жителей данного
региона,
достигших возраста уголовной ответственности и умноженному на 100000.
Т. е., для региона Г.: Кпр =(42000/6000000)
´ 100000 = 700, для
региона Д.: Кпр = (800/400000) ´
100000 = 200.
Как видно в регионе Г. коэффициент преступности выше, а
следовательно и хуже
криминогенная обстановка.
2. Сравнить интенсивность преступных проявлений в названных
возрастных
группах, которые в общей массе преступников составили следующие доли
(удельный
вес) : 14 -17 лет - 10% 18 - 24 года - 25% 25 - 30 лет - 15% 31 - 40
лет - 30%
41 - 60 лет - 20%.
Решение: Как видно из приведенных данных наименьшая
интенсивность преступных
проявлений наблюдается в возрастной группе 14 - 17 лет (10% от общей
массы) ,
наибольшая - в возрастной группе 31 - 40 лет (30% от общей массы) .
Среди
промежуточных можно выделить возрастную группу 18 24 года, в которой
интенсивность наиболее приближена к максимальному значению и возрастную
группу
25 - 30 лет, в которой интенсивность наиболее приближена к минимальному
значению. Общую картину интенсивности преступных проявлений можно
представить
на графике: Список литературы:
1. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В. Н. Кудрявцева,
проф. Е. Ф.
Эминова. - М., 1997.
2. Гаухман Л. Д. Правовые основы предупреждения преступлений.
- М., 1990.
3. Голоднюк М. Н., Зубкова В. И. Предупреждение преступности.
- М., 1990.
4. Исмаилов И. А. Проблемы предупреждения преступлений. -
Баку, 1990.
5. Сергиевский В. А., Орынбаев Р. Проблемы профилактики
преступлений.
Алма-Ата, 1991.
6. Марцев А. И., Максимов С. В. Общее предупреждение
преступлений и его
эффективность. Томск, 1989.