ФРАНЦИЯ - это государство в Западной Европе. Территория 552
тыс. км2.,
население 50 млн. человек. Столица Франции – город Париж. Две
тысячи лет назад
на месте Парижа был лишь маленький посёлок Лютенция, расположенный на
острове
Сите, посередине реки Сены. Франция высокоразвитая с большим
количеством
мировых культурных достопримечательностей страна. Одним из культурных
периодов
развития Франции является – художественный стиль Готика.
В середине 12 века в городах Северной Франции зародилась
культурное течение
– готика (Готический стиль) . Слово
Готика происходит от названия
германского племени готов.
Что такое Готика
Готический стиль - это художественный стиль, явившийся
завершающим этапом в
развитии средних веков искусства стран Западной, Центральной и частично
Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков) . Термин
“Готика” введен в
эпоху Возрождения как уничижительное обозначение
всего средневекового
искусства, считавшегося “варварским” . С начало 19
века, когда для искусства
был принят термин романский стиль, были ограничены
хронологические рамки
Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.
Готика развивалась в странах, где господствовала католическая
церковь, и под
её эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре
эпохи
Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по
назначению
и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с
“высшими”
иррациональными силами.
Для Готики характерны символико - аллегорический тип мышления
и условность
художественного языка. От романского стиля Готика унаследовала
главенство
архитектуры в системе искусств и традиционные типы культур, зданий.
Особое
место в искусстве Готики занимал собор - высший образец синтеза
архитектуры,
скульптуры и живописи (преимущественно витражей) . Несоизмеримое
с
человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов,
подчинение
скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние
витражей
оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.
Развитие искусства Готики отражало и кардинальные изменения в
структуре
средневекового общества: начало формирования централизованных
государств, рост
и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных,
а также
придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания,
ремесла и
техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических
мировоззрений,
расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального
мира;
складывались новые архитектурные типы и тектонической системы.
Интенсивно
развивались градостроительство и гражданская архитектура.
Городские архитектурные ансамбли включали культурные и
светские здания,
укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто
обстраивалась домами
с аркадами, торговыми и складскими помещениями в
нижних этажах. От
площади расходились главные улицы, узкие фасады двух-, реже трёх
-этажных домов
с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и
набережных. Города
окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями.
Замки
постепенно превращались в сложные комплексы крепостей, дворцовых и
культурных
сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его застройкой,
находился
собор, становившийся средоточием городской жизни. В нем наряду с
богослужением
устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили
собрания
горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом
богословского) , символом Вселенной, а его художественный строй,
сочетавший
торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических
мотивов со
строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только идеи
средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над
человеком, но
и растущее самосознание горожан, каркас из столбов (в зрелой Готике -
пучка
колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок.
Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей)
, ограниченных
4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов
крестового свода, заполненного облегченными
небольшими сводами - распалубками.
План собора в Реймсе (Франция) . 1211—1311г.
Боковой распор свода главного нефа передается с помощью
опорных арок (аркбутанов)
на наружные столбы - контрфорсы. Освобожденные
от нагрузки стены в
промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация
распора
свода за счет вынесения наружу основных конструктивных элементов
позволила
создать ощущение лёгкости и творческое величие усилий человеческого
коллектива.
Готика зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в
середине 12 в. и
достигла расцвета в первой половине 13в. Каменные готические соборы
получили во
Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5 - нефные базилики
с поперечным нефом - трансептом и полукруговым
обходом хора
(“деамбула-торием” ) , к которому примыкают
радиальные капеллы (“венец
капелл” ) . Их высокий и просторный интерьер озарен цветным
мерцанием витражей.
Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создается рядами
стройных
столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным
ритмом аркад
верхней галереи (трифория) . Благодаря контрасту
высокого главного и
полутемных боковых нефов возникает живописное
богатство аспектов,
ощущение беспредельности пространства.
На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые
архитектурно-пластические декорации, детали — узорные вимперги,
фиалы,
краббы и т.д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в
их верхней
арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов,
а также на
капителях колонн образуют цельную символическую сюжетную систему, в
которую
входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы.
Лучшие
произведения готической пластики декор, статуи фасадов соборов в Шартре,
Реймсе, Амьене, Страсбуре проникнуты одухотворённой красотой,
искренностью
и благородством.
На главной площади городов строились ратуши с обильным
декором, нередко с
башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509) . Замки превращались
в величеств.
дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне)
, строились особняки (“отели” ) богатых
горожан.
Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора,
воплотившая
торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть
массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать
динамическое
единство внутреннего пространства.
В Готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств,
расширение
системы сюжетов, в которой отразились средневековое представления о
мире.
Основным видом изобразительного, искусства была скульптура, получившая
богатое
идейно-художественное содержание и развитые пластические формы.
Застылость и
замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их
обращением друг к
другу и к зрителю. Со временем возник интерес к реальным природным
формам, к
физической красоте и чувствам человека. Новую трактовку получили темы
материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной
стойкости
человека.
В Готике Франции органически переплелись лиризм и трагические
аффекты,
возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и
фольклорность, острые жизненные наблюдения. Во эту в эпоху расцвела
книжная миниатюра
и появилась алтарная живопись; достигло высокого подъёма декоративное,
искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.
В поздней Готике, во Франции, получили распространение
скульптурные алтари в
интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную
скульптуру и
темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный
строй
образов, отличающийся драматической (нередко экзальтированной)
экспрессией,
особенно в сценах страданий Христа и святых. К лучшим образцам
французского
готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости,
серебряные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.
Для поздней (“пламенеющей” ) Готики
характерен прихотливый, напоминающий
языки пламени узор оконных проёмов (ц. Сен-Маклу в Руане) . Появились
росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне,
14—15 вв.) . В
миниатюрах (гл. обр. часословах) наметилось стремление к одухотворённой
человечности образов, к передаче пространства и объёма. Воздвигались
светские
постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания,
танцевальные
залы) . Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбубге)
отличают
жизненная конкретность и монументальность образов, мощная пластическая
экспрессия. Части храмов украшались рельефами, статуями, растительным
орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в
декоре
светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и
сатирич.
изображения) . Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых
преобладали
красные, синие и жёлтые тона.
Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви
аббатства Сен-Дени
(1137—44) . К ранней готике относятся также соборы в Лане,
Париже, Шартре,
например, собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже. Богатством ритма,
совершенством архитектуры композиции и скульптуры декора отличаются
грандиозные
соборы зрелой Готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в
Париже
(1243-1248) с многочисленными витражами. С середине 13 века
величественные
соборы строились в других европейских странах - в Германии (в Кельне)
, Нидерландах
(в Утрехте) , Испании (в Бургосе, 1221— 1599) ,
Великобритании (Вестминстерское
аббатство в Лондоне) , Швеции (в Упсале)
, Чехии (хор и трансепт
собора св. Вита в Праге) , где готич. строит,
приёмы получили
своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы донесли принципы Г. до
Родоса,
Кипра и Сирии.
В конце 13 начале 14 века строительство соборов во Франции
переживало
кризис: архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получили
одинаковый подчёркнутый З-образный изгиб и черты куртуазности.
ОСОБЕННОСТИ ГОТИКИ ФРАНЦИИ
Старые города постепенно разрастались, укреплялись,
перестраивались, новые
обычно возводились на регулярной основе, зачастую имели прямоугольную
сетку
улиц, очень плотную застройку и две главные площади - соборную и
рыночную.
Главным городским сооружением остался собор, господствовавший над всей
застройкой и получивший во Франции свои классические формы. Это три -
пять
нефные базилики с трансептом и полукруглым обходом хора, венцом капелл,
высоким
и просторным интерьером, двух-башенным фасадом с тремя перспективными
порталами
и готической розой в центре. Произведения раннеготического зодчества
(церковь
аббатства Сен-Дени: соборы в Сансе, ок. 1140, в Париже,
в Шартре)
сохранили массивность стен, грузность нервюр,
горизонтальность композиций
линий фасадов, тяжёлые двух-пролётные аркбутаны. Подчёркнутый
вертикализм,
обилие скульптуры и декор, деталей свойственны грандиозным соборам
зрелой
готики в Реймсе, Амьене, часовне Сент-Шапель в
Париже. В конце 13 - 14
веков в архитектуре соборов стал преобладать обильный декор, скрывающий
архитектурные членения, появились искривленные линии, пламенеющего
стиля
(церковь Сен - Маклу в Руане) . Замки превратились
в богато украшенные
внутри дворцы (папский дворец в Авиньоне; замок
Пьерфон, 1390–1420г.) .
В 15 веке возник тип богатого городского дома - отеля (дом Жака Кёра в
Бурже,
1443-1451г.) .
В готической скульптуре, тесно связанной с архитектурными
формами,
возродился интерес к физической красоте и чувствам человека, к реальным
природным формам. В этот период были созданы подлинные шедевры
скульптуры: рельефы
и статуи северного портала собора в Шартре, глубоко человечный образ
благословляющего Христа на западном фасаде собора в Амьене,
высокоодухотворённые образы группы “Посещение Марией
Елизаветы” на западном
портале собора в Реймсе. Эти произведения оказали большое влияние на
развитие
всей западноевропейской скульптуры. В готической живописи главным
элементом
цветового оформления интерьера стал витраж, звучный и интенсивный по
цвету.
Особенно выделяются витражи часовни Сент-Шапель и собора в Шартре.
Фресковая
живопись, в которую наряду с каноническими сценами включались светские
сюжеты и
портреты, украшала стены дворцов и замков (росписи папского дворца в
Авиньоне,
14 -15 вв.) .
В готической миниатюре усилилось стремление к достоверному
воспроизведению
натуры, расширился круг иллюстрируемых рукописей, обогатилась их
тематика. Под
влиянием нидерландского и итальянского искусства появились станковые
картины и
портреты. Решительный переход к правдивому и жизненно убедительному
изображению
реальной среды произошёл в творчестве Лимбург. Высоким
мастерством,
тщательностью отделки отличались произведения искусства: мелкая
пластика, эмали
шпалеры, резная мебель.
Стиль французской Готики проявился в удобных и вместе с тем
торжественно-импозантных постройках королей и дворянских замков,
функционально
продуманных и прихотливо отделанных городских особняках. В них
готически
логичная конструкция, вертикализм и живописность композиции, живой
силуэт
удачно сочетаются с лёгким изящным декором и тонким членением
плоскостей стен.
Таковы замки Амбуаз (1492-1498) , Гайон (1501—10) , отель
Бур-терульд и Бюро
финансов в Руане.
Помимо приглашавшихся из Италии мастеров появились
многосторонне
образованные французские архитекторы — Н. Башелье, Ф. Делорм,
П. Леско,
Ж. А. Дюсерсо. Глубоко национальные произведения стали
живописные,
неотъемлемые от окружающего пейзажа замки-резиденции в долине Луары
(Азе-ле-Ридо, 1518-1529г. ; Шенонсо, 1515-1522г. ; Шамбор, начат в
1519г.) .
Роскошная отделка парадных залов резным деревом, фресками, стуком
характерна
для дворца Фонтенбло, где работали итальянские
мастера-маньеристы Россо
Фьорентино и Приматиччо.
Жемчужиной зрелости эпохи во Франции стало здание нового Лувра
(1546—74,
арх. Леско, скульптор Ж. Гужон) в Париже.
Жизнерадостный и изящный стиль
французского Возрождения в изобразительном искуссве наиболее ярко
проявился в
портрете (живописном и карандашном) таких замечатательных мастеров, как
Ж. Фуке
(известен также как выдающийся мастер миниатюры) , Ж. и Ф. Клуэ,
Корнеля де
Лион.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Большая художественная энциклопедия. I – II том.
1980г.
Воронцов А. И. Экскурс мировых достопримечательностей. Москва,
1983г.