Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма
России.
Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания
русского
народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот
период
оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного
искусства,
театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной
политикой
сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского
происхождения
получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян
и
чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в
университет. В
первой половине XIX века в России было образовано семь университетов.
Кроме
действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский,
Казанский,
Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших
государственных
чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях - лицеях.
Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное
дело. В 1813
году в стране было 55 казённых типографий.
Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные
библиотеки и
музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814
году (ныне
Государственная Национальная библиотека) . Правда, в то время её
богатейшее
книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю.
Первую треть XIX называют “золотым веком”
русской культуры. Начало его
совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.
Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и
спокойным
ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург
утопал в
зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась
регулярная
застройка города. Петербургский классицизм - это архитектура не
отдельных
зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью.
Работа
началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д.
Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи
на
стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль
Петербурга,
приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет
строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое
большое
здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу
правительства
собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его
тесный союз
с православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената
и
Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый
Петербург,
оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным,
Монферраном,
Росси и др. выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового зодчества.
В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие
краски. После пожара
1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину
и
Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой
Кремлёвский
дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа
Спасителя в
память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в
культурной
жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери
Эрмитаж, где
были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России
появился
первый общедоступный художественный музей.
В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли
иностранные
труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились
антрепренёрами.
Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до
33-х
лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра.
Большим
событием в театральной жизни России была премьера гоголевского
“Ревизора” , где
роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была
поставлена
опера М. И. Глинки “Жизнь за царя” . Некоторые
сцены в опере поражают своим
проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую оперу
Глинки
“Руслан и Людмила” публика встретила холодно. В те
времена ещё далеко не все
осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые
Алябьев,
Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В
первой
половине IX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную
ещё
высоту.
А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл
стремительный взлёт
в культурном развитии России. Время Пушкина называют “Золотым
веком” русской
культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе
была
поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера
звучит
пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения
обществу.
После разгрома декабристов в литературе усилились настроения
пессимизма, но
упадка в творчестве не наблюдалось. Пушкин является создателем русского
литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии
не
только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и
убеждённым
патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать,
что до
Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по
глубине и
разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В
произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к
родине и
веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года,
великолепный, по истине державный образ родины. А. С. Пушкин -
гениальный поэт,
прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано, - это
классические
образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам:
“Гордиться славою своих
предков не только можно, но и должно... Уважение к минувшему - вот
черта,
отличающая образованность от дикости...” Ещё при жизни
Пушкина широкую
известность стал приобретать Н. В. Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным
состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге двумя частями вышли
“Вечера на
хуторе близ Диканьки” . Первая печатная форма
“Ревизора” появилась в 1836 году.
В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось
беспощадным
разоблачениями самодержавных российских порядков.
Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов.
Смерть Пушкина
явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта.
Творчество
Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у
молодого
поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие деспотические
порядки.
Стихотворение “Смерть Поэта” , ходившее в рукописях
и другие поэтические
произведения возбудили к автору такую ненависть со стороны толпы,
стоявшей у
трона, что поэту не дали дожить десяти лет до пушкинского возраста.
Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном
счёте
определялось экономическими и социально-политическими процессами,
происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё
более
осознавалось растущее мировое значение русской культуры.
Список литературы:
1. И. А.
Заичкин И. Н. Почков “Русская
история от Екатерины великой до Александра II”
2.
“История России” Ответственный редактор А.
Н. Сахаров