Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые
летописи. В
архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот, но по
существу
это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в 9 веке
и
окончив его спустя семь столетий.
Сначала надо определить, что же такое летопись. В большом
энциклопедическом
словаре написано следующее: " Историческое произведение, вид
повествовательной литературы в России 11 - 17 веков, состояли из
погодных записей,
либо представляли собой памятники сложного состава - свободные своды. "
Летописи были общерусскими (" Повесть временных лет ") и местными
(" Новгородские летописи ") . Летописи сохранились главным образом в
поздних списках.
Первым начал изучать летописи В. Н. Татищев. Задумав создать
свою
грандиозную " Историю Российскую ", он обратился ко всем известным в
его время летописям, разыскал много новых памятников. После В. Н.
Татищева
изучением летописей, конкретно " Повесть временных лет ", занимался А.
Шлецер. Если В. Н. Татищев работал ~ вширь ~, соединяя дополнительные
сведения
многих списков в одном тексте и как бы идя по следам древнего летописца
-
сводчика, то Шлецер работал ~ вглубь ~, выявляя в самом тексте массу
описок,
ошибок, неточностей. Оба исследовательских подхода при всем своем
внешнем
различии имели сходство в одном: в науке закреплялась мысль о
непервоначальном
виде, в котором до нас дошла " Повесть временных лет ". Это и есть
большая заслуга обоих замечательных историков. Следующий крупный шаг
был сделан
известным археографом П. М. Строевым. И В. Н. Татищев, и А. Шлепцер
представляли себе " Повесть временных лет ", как создание одного
летописца, в данном случае Нестора. П. М. Строев высказал совершенно
новый
взгляд на летопись, как на свод нескольких более ранних летописей и
такими
сводами стал считать все дошедшие до нас летописи. Тем самым он открыл
путь не
только к более правильному с методической точки зрения исследованию
дошедших до
нас летописей и сводов, которые не дошли до нас в своем первоначальном
виде.
Необычайно важным был следующий шаг, сделанный А. А. Шахматовым,
который
показал, что каждый из летописных сводов, начиная с 11 века и кончая 16
веком,
не случайный конгломерат разнородных летописных источников, а
историческое произведение
со своей собственной политической позицией, продиктованной местом и
временем
создания. Так историю летописания он связал с историей страны. Возникла
возможность взаимопроверки истории страны, историей источника. Данные
источниковедения стали не самоцелью, а важнейшим подспорьем в
воссоздании
картины исторического развития всего народа. И теперь, приступая к
изучению
того или иного периода, прежде всего стремятся проанализировать ворпос
о том,
каким образом летопись и ее сведения связанны с реальной
действительностью. Так
же большой вклад в изучение истории русского летописания внесли такие
замечательные ученые, как: В. М. Истрин, А. Н. Насонов, А. А. Лихачев,
М. П.
Погодин и многие другие.
Существует две основных гипотезы относительно " Повести
временных лет
". Первой мы рассмотрим гипотезу А. А. Шахматова.
История возникновения начальной русской летописи привлекала к
себе внимание
не одного поколения русских ученых, начиная с В. Н. Татищева. Однако
только
академику А. А. Шахматову удалось в начале нынешнего столетия разрешить
вопрос
о составе, источниках и редакциях " Повести ". Результаты его
исследований изложены в работах " Разыскания о древнейших русских
летописных сводах " (1908 год.) и " Повесть временных лет "
(1916 год.) . В 1039 году в Киеве учредили метрополию самостоятельную
организацию.
При дворе митрополита был создан Древнейший Киевский свод, доведенный
до 1037
года. Этот свод, предполагал А. А. Шахматов, возник на основе греческих
переводных хроник и местного фольклорного материала. В Новгороде в 1036
г.
создается Новгородская летопись, на основе которой в 1050 г. возникает
Древний
Новгородский свод. В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Нестор
Великий,
используя древнейший Киевский свод, составил первый Киево-Печерский
свод, куда
включил исторические события происшедшие после смерти Ярослава Мудрого
(1054
г.) . На основании первого Киево-Печерского и Новгородского свода
создается
второй Киево-Печерский свод. Автор второго Киево-Печерского свода
дополнил свои
источники материалами греческих хронографов. Второй Киево-Печерский
свод и
послужил основой " Повести временных лет ", первая редакция которой
была создана в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестером,
вторая
редакция - игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 году и
третья -
неизвестным автором в том же монастыре в 1118 году.
Интересные уточнения гипотезы А. А. Шахматова сделаны
советским
исследователем Д. С. Лихачевым. Он отверг возможность существования в
1039 г.
Древнейшего Киевского свода и связал историю возникновения летописания
с
конкретной борьбой, которую вело Киевское государство в 30-50 годах 11
столетия
против политических и религиозных притязаний Византийской империи.
Византия
стремилась превратить церковь в свою политическую агентуру, что
угрожало
самостоятельности Русского государства. Особого напряжения борьба Руси
с
Византией достигает в середине 11 века. Политическая борьба Руси с
Византией
переходит в открытое вооруженное столкновение: в 1050 г. Ярослав
посылает
войска на Константинополь во главе со своим сыном Владимиром. Хотя
поход
Владимира закончился поражением, Ярослав в 1051 г. возводит на
митрополичий
престол русского священника Иллариона. Это еще больше укрепило и
сплотило
русское государство. Исследователь предполагает, что в 30-40 годы в 11
веке по
распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных
исторических преданий о распространении христианства. Этот цикл
послужил
будущей основой летописи. Д. С. Лихачев предполагает, что " Сказания о
первоначальном распространении христианства на Руси " были записаны
книжниками киевской митрополии при Софийском соборе. Очевидно, под
влиянием
пасхальных хронологических таблиц-пасхалий, составляющихся в монастыре.
Никон
предал своему повествованию форму погодных записей - по ~ летам ~. В
созданный
около 1073 г. первый Киево-Печерский свод Никон включил большое
количество
сказаний о первых русских, их многочисленных походах на Царьград.
Благодаря
этому свод 1073 г. приобрел еще более антивизантийскую направленность.
В " Сказаниях о распространении христианства " Никон придал
летописи политическую остроту. Таким образом первый Киево-Печерский
свод явился
выразителем народных идей. После смерти Никона работы над летописью
непрерывно
продолжались в стенах Киево-Печерского монастыря и в 1095 году появился
второй
Киево-Печерский свод. Второй Киево-Печерский свод продолжал пропаганду
идей
единства русской земли, начатую Никоном. В этом своде также резко
осуждаются
княжеские междоусобице. Далее в интересах Святополка на основа второго
Киево-Печерского свода Нестером создается первая редакция " Повести
временных лет ". При Владимире Мономахе, игумен Сильвестр по поручению
великого князя в 1116 году составляет вторую редакцию " Повести
временных
лет ". Эта редакция дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи. В
1118
году в Выдубицком монастыре неизвестным автором была создана третья
редакция
" Повести временных лет ". Она была доведена до 1117 г. Эта редакция
лучше всего сохранилась в Ипатьевской летописи.
В обоих гипотезах есть много различий, но обе эти теории
доказывают, что
начало летописания на Руси является событием огромной важности.