Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые
летописи. В
архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот, но по
существу
это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в 9 веке
и
окончив его спустя семь столетий.
Сначала надо определить, что же такое летопись. В большом
энциклопедическом
словаре написано следующее: " Историческое произведение, вид
повествовательной литературы в России 11 - 17 веков, состояли из
погодных
записей, либо представляли собой памятники сложного состава - свободные
своды.
" Летописи были общерусскими (" Повесть временных лет ") и
местными (" Новгородские летописи ") . Летописи сохранились главным
образом в поздних списках. Первым начал изучать летописи В. Н. Татищев.
Задумав
создать свою грандиозную " Историю Российскую ", он обратился ко всем
известным в его время летописям, разыскал много новых памятников. После
В. Н.
Татищева изучением летописей, конкретно " Повесть временных лет ",
занимался А. Шлецер. Если В. Н. Татищев работал вширь, соединяя
дополнительные
сведения многих списков в одном тексте и как бы идя по следам древнего
летописца - сводчика, то Шлецер работал вглубь, выявляя в самом тексте
массу
описок, ошибок, неточностей. Оба исследовательских подхода при всем
своем
внешнем различии имели сходство в одном: в науке закреплялась мысль о
непервоначальном виде, в котором до нас дошла " Повесть временных лет
". Это и есть большая заслуга обоих замечательных историков. Следующий
крупный шаг был сделан известным археографом П. М. Строевым. И В. Н.
Татищев, и
А. Шлепцер представляли себе " Повесть временных лет ", как создание
одного летописца, в данном случае Нестора. П. М. Строев высказал
совершенно
новый взгляд на летопись, как на свод нескольких более ранних летописей
и
такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи. Тем самым он
открыл
путь не только к более правильному с методической точки зрения
исследованию
дошедших до нас летописей и сводов, которые не дошли до нас в своем
первоначальном виде. Необычайно важным был следующий шаг, сделанный А.
А.
Шахматовым, который показал, что каждый из летописных сводов, начиная с
11 века
и кончая 16 веком, не случайный конгломерат разнородных летописных
источников,
а историческое произведение со своей собственной политической позицией,
продиктованной местом и временем создания. Так историю летописания он
связал с
историей страны.
Возникла возможность взаимопроверки истории страны, историей
источника.
Данные источниковедения стали не самоцелью, а важнейшим подспорьем в
воссоздании картины исторического развития всего народа. И теперь,
приступая к
изучению того или иного периода, прежде всего стремятся
проанализировать вопрос
о том, каким образом летопись и ее сведения связанны с реальной
действительностью. Так же большой вклад в изучение истории русского
летописания
внесли такие замечательные ученые, как: В. М. Истрин, А. Н. Насонов, А.
А.
Лихачев, М. П. Погодин и многие другие. Существует две основных
гипотезы
относительно " Повести временных лет ". Первой мы рассмотрим гипотезу
А. А. Шахматова.
История возникновения начальной русской летописи привлекала к
себе внимание
не одного поколения русских ученых, начиная с В. Н. Татищева. Однако
только
академику А. А. Шахматову удалось в начале нынешнего столетия разрешить
вопрос
о составе, источниках и редакциях " Повести ". Результаты его
исследований изложены в работах " Разыскания о древнейших русских
летописных сводах " (1908 год.) и " Повесть временных лет "
(1916 год.) . В 1039 году в Киеве учредили метрополию - самостоятельную
организацию. При дворе митрополита был создан Древнейший Киевский свод,
доведенный до 1037 года. Этот свод, предполагал А. А. Шахматов, возник
на
основе греческих переводных хроник и местного фольклорного материала. В
Новгороде в 1036г. создается Новгородская летопись, на основе которой в
1050г.
возникает Древний Новгородский свод. В 1073г. монах Киево-Печерского
монастыря
Нестор Великий, испоьзуя древнейший Киевский свод, составил первый
Киево
Печерский свод, куда включил исторические события происшедшие после
смерти
Ярослава Мудрого (1054г.) . На основании первого Киево-Печерского и
Новгородского свода создается второй Киево-Печерский свод.
Автор второго Киево-Печерского свода дополнил свои источники
материалами
греческих хронографов. Второй Киево-Печерский свод и послужил основой "
Повести временных лет ", первая редакция которой была создана в 1113
году
монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, вторая редакция - игуменом
Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 году и третья - неизвестным
автором в
том же монастыре в 1118 году. Интересные уточнения гипотезы А. А.
Шахматова
сделаны советским исследователем Д. С. Лихачевым. Он отверг возможность
существования в 1039г. Древнейшего Киевского свода и связал историю
возникновения летописания с конкретной борьбой, которую вело Киевское
государство в 30-50 годах 11 столетия против политических и религиозных
притязаний Византийской империи. Византия стремилась превратить церковь
в свою
политическую агентуру, что угрожало самостоятельности Русского
государства.
Особого напряжения борьба Руси с Византией достигает в середине 11
века.
Политическая борьба Руси с Византией переходит в открытое вооруженное
столкновение: в 1050г. Ярослав посылает войска на Константинополь во
главе со
своим сыном Владимиром. Хотя поход Владимира закончился поражением,
Ярослав в
1051г. возводит на митрополичий престол русского священника Иллариона.
Это еще
больше укрепило и сплотило русское государство. Исследователь
предполагает, что
в 30-40 годы в 11 веке по распоряжению Ярослава Мудрого была
произведена запись
устных народных исторических преданий о распространении христьянства.
Этот цикл
послужил будущей основой летописи. Д. С. Лихачев предполагает, что "
Сказания о первоначальном распространении христьянства на Руси " были
записаны книжниками киевской митрополии при Софийском соборе. Очевидно,
под
влиянием пасхальных хронологических таблиц-пасхалий, составляющихся в
монастыре. Никон предал своему повествованию форму погодных записей -
по ~
летам ~. В созданный около 1073г. первый Киевско-Печерский свод Никон
включил
большое количество сказаний о первых русских, их многочисленных походах
на
Царьград. Благодаря этому свод 1073г. приобрел еще более
антивизантийскую
направленность.
В " Сказаниях о распространении христьянства " Никон придал
летописи политическую остроту. Таким образом, первый Киево-Печерский
свод
явился выразителем народных идей. После смерти Никона работы над
летописью
непрерывно продолжались в стенах Киево-Печерского монастыря и в 1095
году
появился второй Киево-Печерский свод. Второй Киево-Печерский свод
продолжал
пропаганду идей единства русской земли, начатую Никоном. В этом своде
также
резко осуждаются княжеские междоусобице.
Далее в интересах Святополка на основе второго
Киево-Печерского свода
Нестером создается первая редакция " Повести временных лет ". При
Владимире Мономахе, игумен Сильвестр по поручению великого князя в 1116
году
составляет вторую редакцию " Повести временных лет ". Эта редакция
дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи. В 1118 году в
Выдубицком монастыре
неизвестным автором была создана третья редакция " Повести временных
лет
". Она была доведена до 1117г. Эта редакция лучше всего сохранилась в
Ипатьевской летописи. В обоих гипотезах есть много различий, но обе эти
теории
доказывают, что начало летописания на Руси является событием огромной
важности.