1. Предмет исследования
Анализируется отрывок “Повести временных
лет” , записи с 1060 (6568) по 1110
(6618) включительно (50 лет) . Это заключительный фрагмент летописи.
2. Исторические условия
Это время правления Ярославичей, потомков Ярослава Мудрого
(1019-1054) . Это
– период складывания феодальной раздробленности. Власть
самовластных правителей
удельных княжеств - местных князей - все более усиливается, все сильнее
становятся сепаратистские тенденции, все слабее и слабее становится
власть
Великого киевского князя, которая после смерти Мстислава Великого
(1125-1132)
становится чисто номинальной. Междоусобные войны между удельными
князьями
опустошают Русскую землю. Каждый из них руководствуется своими личными
меркантильными интересами, заботится лишь о благе и процветании
собственного
княжества, стремится подчинить себе соседей, возвыситься над ними, сев
на
киевский стол. В силу этих и множества других причин каждое отдельное
княжество
оказывается неспособным своими силами противостоять иноземным
нашествиям. Более
того, очень часто русские князья в собственные междоусобицы втягивают
войска
соседних народов: поляков, половцев и других. Все это, без сомнения, со
всех
сторон ослабляло Древнерусское государство.
3. Образ иноплеменников
В промежуток с 1060 по 1110 год в летописи упоминаются
разнообразные народы,
с которыми Русь так или иначе имела какие-либо контакты. Это и греки, и
дунайские болгары, и хазары, и берендеи, и многие, многие другие.
Наиболее часто, более 50 раз, на страницах анализируемого
фрагмента “Повести
временных лет” встречаются упоминания о половцах - обитателях
поднепровских
степей, беспокойных и воинственных соседях древнерусских княжеств.
Впервые
упоминание о половцах встречается в записи под 1061 годом:
“Впервые пришли
половцы войною на Русскую землю” , – сообщает
летописец.
Именно по отношению к половцам хронист применяет наиболее
яркие и
выразительные эпитеты. Чаще всего он называет их
“погаными” . Однако этот
термин, имеющий в современности негативный оттенок, летописец
использует в
несколько ином значении. Дело в том, что русское прилагательное
“поганый”
происходит от латинского “paganus” , что значит
“язычник” . Поэтому, называя
половцев “погаными” , автор “Повести
временных лет” прежде всего имеет в виду
их конфессиональную принадлежность, или, вернее сказать, отсутствие
таковой.
Более десяти раз в анализируемом фрагменте применяется этот эпитет.
Вообще, главным фактором, определяющим отношение хрониста к
иноплеменникам,
является их конфессиональность. Отсутствие у половцев принадлежности к
какой-либо конфессии вызывает к ним особое недоверие, а в отдельных
случаях и
неприязнь летописца.
Наиболее сильные эпитеты применяет автор “Повести
временных лет” к врагам,
разоряющим христианские святыни. Так, в связи с разграблением
Киево-Печерского
монастыря половцы характеризуются и как “безбожные
враги” , “окаянные” .
Половецкий хан Боняк удостоился даже названия
“шелудивым” и сравнения с
хищником. Хронист называет их “оскорбителями” ,
– оскорбителями, прежде всего,
христианских святынь, храмов, монастырей. Некрещеные иноплеменники для
него –
“безбожные сыны Измаиловы, посланные в наказание
христианам” , проливающие
христианскую кровь, губящие христианские души и русскую землю.
Повторяясь,
следует сказать, что отсутствие христианской веры во врагах было
главным для
летописца, определяющим, наряду с патриотизмом, его отношение к
воинственным
иноплеменникам.
4. Осмысление летописцем нашествий иноплеменников
Древнерусский хронист не просто фиксировал происходящее, но и
по-своему
осмыслял историю, давая ей во многом отличное от современного
толкование.
Нашествия иноплеменников воспринимались им с особых, свойственных
человеку того
времени позиций.
Рассматривая то, как средневековый летописец осмыслял
исторические события,
необходимо постоянно делать поправку на свойственное ему мировоззрение.
В
представлении автора “Повести временных лет” любое
событие происходит по
божьему промыслу, по неисповедимой воле всевышнего. Именно Господь Бог
вкладывает
в сердца людей добрые помыслы, направляет их благие действия. Однако в
то же
время он же и направляет врагов на разграбление земель христиан. Это
–
наказание Господне за грехи. В связи с поражением на реке Альте в 1068
году
летописец сообщает: “Наводит Бог, в гневе своем,
иноплеменников на землю, и
тогда в горе люди вспоминают о Боге; междоусобная же война бывает от
дьявольского соблазна” [122][1]. И далее: “Когда же
впадает в грех какой-либо
народ, казнит Бог его смертью, или голодом, или нашествием
поганых...” [122]. В
записи за 1093 год можно прочитать: “Это Бог напустил на нас
поганых, не их
милуя, а нас наказывая, чтобы мы воздержались от злых дел. Наказывает
он нас
нашествием поганых; это ведь бич его, чтобы мы, опомнившись,
воздержались от злого
пути своего” [159].
В понимании летописца каждое событие, каждое происшествие
имело свой,
совершенно определенный смысл. Если битва происходит в один из
церковных
праздников, то в зависимости от ее исхода, хронист воспринимает ее как
господне
благоволение, или, напротив, как особо тяжкое наказание. После двух
поражений
от половцев в 1093 году, случившихся в праздники Вознесения Господня и
в день
святых мучеников Бориса и Глеба, он приводит слова библейского пророка
“Обращу
праздники ваши в плач и песни ваши в рыдание” [160].
Точно так же трактуются автором “Повести временных
лет” и природные явления,
которые становятся для него “знамениями” ,
предвещающими исход сражения.
“Знамения ведь на небе, или в звездах, или в солнце, или в
птицах, или в чем ином
не к добру бывают; но знамения эти ко злу бывают: или войну предвещают,
или
голод, или смерть” [121]. Знамение называется добрым, если
битва завершается
победой над врагом и дурным, если происходит обратное. За 1102 годом
хронист
записал: “Знамения ведь бывают одни к злу, другие же к
добру” [202].
Иноплеменники часто привлекаются русскими князьями к участию в
их
междоусобных столкновениях. Наиболее часто в качестве наемной военной
силы
привлекаются половцы и поляки. Кроме того, сами князья в распрях не
могут
противостоять врагу поодиночке, подвергая Русь опустошительным набегам
соседей.
На съезде в 1097 году в Любече князья пытаются прекратить усобицы:
“Зачем губим
русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу
несут
розно и рады, что между нами идут войны” [188]. В этом
фрагменте, безусловно,
выразилась и воля самого летописца. Положить конец бесконечным распрям
удельных
властелинов, дать достойный отпор опустошительным набегам
иноплеменников,
восстановить величие и могущество Руси – вот истинный посыл и
страстное желание
автора “Повести временных лет” , к несчастью, как
показала история, лишенное
всяческой надежды на осуществление.
В квадратных скобках указаны номера страниц в издании: Повесть
временных лет
(Перевод Д. С. Лихачева) . Серия Азбука-Классика. М, 1997.