А. П. Чехов родился в городе Таганроге в купеческой
семье. Чехов был
четвертым ребенком в семье.
1876 г. - отец разорился и убегает от кредиторов в Москву,
оставив семью в
Таганроге.
1879 г. - Чехов заканчивает гимназию и, получив стипендию от
купечества,
уезжает в Москву, где поступает в МГУ на медицинский факультет и
заканчивает
его в 84 г.
Будучи студентом, начинает писать рассказы и посылает их в
Петербург в
юмористические журналы, где печатался под псевдонимом "Брат моего
брата", "Человек без Селезенки", "Антоша Чехонте".
1880 г. – 1-й рассказ "Письмо ученому сатиру".
В ранних рассказах у Ч. нет глубины образов. Он создает сотни
миниатюр,
которые обхватывают все многообразие российской обывательской жизни,
обрядовая
сторона церковной жизни с ее обрядами, постами, семейно-бытовые сцены,
служебно-бытовые отношения и даже общественные явления, "Жизнь
прекрасна", "Руководство для желающих женится", "Смерть
чиновника", "Толстый и тонкий", "Хамелеон",
"Брожение умов" и т.д.
В молодости Чехов писал много и легко: 83 г. - 120 рассказов
85 г. - 129
рассказов 86 г. - 112 рассказов 87 г. - 66 рассказов 88 г. - 12
рассказов
Первая книга Ч. 84 г. "Сказки Мельполины". В 86 г. - 2-й сборник
"Пестрые рассказы". 87 г. - Ч. получил Пушкинскую премию за сборник
"В сумерках". Его творчество получило высокое одобрение писателем
старшего поколения Григоровичем.
1876 г. – 1-ая пьеса "Иванов" В конце 80-х начале
90-х годов Ч.
отказывается от юмористического подхода к жизни и переходит к проблемам
общественно-политического характера. Острее делаются характеры героев.
Ч.
разоблачает тупого, сонного российского обывателя, показывает его
тусклую
жизнь, говорит о его невежестве, дикости, жестокости: "Человек в
футляре", "Дом с мезонином", "Дама с собачкой",
"Палата № 6".
1890 г. - Он уезжает на о. Сахалин, через Сибирь на лошадях,
чтобы
познакомится с жизнью ссыльных. Прожил он там пол года, сделал перепись
населения, посещал рудники, тюрьмы. Возвратился кораблем. Вернувшись,
написал
книгу "о. Сахалин".
1889 г. - Ч. приобрел участок под Москвой (Мелихово) , там же
он строит 2
школы, лечил людей, состоял в комитете.
1896 г. - В Петербурге в Александрийском театре премьера новой
пьесы Чехова
"Чайка" - Провал.
1897 г. - Ч вынужден продать Мелихово, лечится в Ницце.
Покупает на горе
"Аутка" в Ялте усадьбу.
1898 г. - В Москве появляется театр МХТ, который ставит пьесу
"Чайка" - успех.
1898 г. - Рассказы "Человек в футляре", "Крыжовник",
"Ионыч".
1899 г. - Пьеса "Дядя Ваня".
Летом 1900 г. театр приехал в Крым на гастроли.
1900 г. - Женится на Книпер.
1901 г. - "Три сестры" 1094 г. - написал полный рассказ
"Невеста".
1904 г. - 15 июля в Германии Чехов умирает.
"Унтер Пришибеев" Герой рассказа отставной унтер -
добровольный
шпион и тупой самозваный администратор. Он по-своему понимает законы и
нормы
человеческого поведения. Этот человек терроризирует деревню, где живет,
считает, что он один знает порядки, как необходимо обращаться с людьми
низшего
звания. Фигура Унтера вырастает в фигуру всероссийского городового,
олицетворяя
самодержавную власть в России. В этих рассказах подобных этому, смешное
не
развлекает, а заставляет задуматься, о том, что в небольшом
произведении Чехов
говорит о больших явлениях.
Палата №6 Рассказы и повести 90-х годов, направлены против
жестокой и пошлой
жизни. Этот рассказ написан после возвращения Ч. с о. Сахалин. Образ
тюрьмы
преследует писателя и палата №6 - это тюрьма.
"Всюду - палата №6. Это Россия" (Лесков) . Повесть начинается
с
описания флигеля больницы, там расположены душевно - больные. Тягостное
впечатление складывается после описания флигеля, а еще больше
усугубляется с
описания палаты и сторожем Никитой.
Больные похожи на арестантов, больница на тюрьму, где все
перемешалось и
трудно отличить нормального человека от сумасшедшего. Единственный
человек
способный здраво рассуждать это душевнобольной И. Д. Громов. Доктор
Рагин
говорит, навещая его в страшной палате: "Если бы вы знали друг мой, как
мне надоели всеобщие бездарность, бездумность, тупость и с какой
радостью я
всякий раз беседую с вами. Вы умный человек и я наслаждаюсь вами".
Жизнь
среди нормальных людей, свела его с ума, и он заболел манией
преследования,
весьма распространенное заболевание того времени. Громов попадает в то
заведение, где больных не лечат, а истязают.
Громов болезненно реагирует на зло, несправедливость,
беззаконие. Он не
перестает протестовать, возмущаться, и не теряет веры в то, что рано
или поздно
правда, наконец, восторжествует.
Иначе смотрит на жизнь доктор Рагин. "При всякой обстановке мы
можем
найти успокоение в самих себе". Следуя этой идее, Рагин не вмешивается
в
дела больницы, не пытается изменить положение больных: " В своей
нечестности виноват не я, а время".
Чехов восстает против насильного взгляда на жизнь, удобного
для тех, кто сам
не страдает. Устами Громова автор осуждает Рагина: "Нас держат здесь за
решеткой, гноят, истязают, но это прекрасно и разумно, потому что между
этой
палатой и теплым кабинетом нет никакой разницы.
"Страданья презираете, а небось прищеми вам палец дверью,
заорете во
все горло".
Лишь перед смертью Рагин понял правду Громова, правду тех, кто
не хочет, не
может мириться с насилием. Когда в палате №6 Никита избивает его, это
событие
освещает пронзительным светом ложь его жизни и его философского
мировоззрения.
Наступает пробуждение совести, появления чувства вины, в голове его
мелькнула
страшная, невыносимая боль, что такую же точно боль должны были
испытывать
годами эти люди. Рагин умер не от побоев Никиты, а от мук проснувшейся
совести.
"Дом с мезонином" Второе название - "Рассказ художника"
- это значит, что будут воспоминания о передуманном и пережитом, а
значит
исповедь. Ведутся идейные споры и развертываются любовные истории
кончающиеся
печально. Противником в споре выступает художник и старшая сестра Лида
Волчатинова, а безалаберный и чудаковатый художник в какой-то степени
выражает
мысли автора. Он утверждает, что все беды человеческие - от грубого
физического
труда. Надо только освободить человека от этого, а пока этого не
произошло,
необходимо разделить труд на всех. От этого одного он ожидает великих и
благих
последствий от человечества.
Подобные взгляды утопительны и наивны, но автору они нравятся,
а мысли и
дела Лиды, которая в своих аптечках и библиотечках видит главное
средство
улучшения жизни народа автору не по душе. Ее ограниченность не в том,
что она
увлечена малыми делами, а в том, что этими малыми делами она все и
ограничивает. Они ее удовлетворяют, так же как и уездная игра в земский
парламентарий.
"Народ окутан цепью великой, а вы ее не рубите, а лишь
прибавляете
новые звенья". Очевидно художник ближе к правде, чем рассудительная
Лидия,
но в жизни оказывается победителем она, а не художник вместе с его
любовью и
бесполезными пейзажами. Но все таки в свете высших ценностей тоскливый
возглас
художника: "Мисюсь! Где ты? " значит больше чем все земские победы.
Жестокости одерживают не полную и не безусловную победу.
Трилогия Чехова "Человек в футляре", "Крыжовник" - о
любви. Сквозная тема этих произведений - разоблачение "пошлостей
пошлого
человека".
Объединяет их идея отделить смысл человеческой жизни.
Футляр - Беликов считал страх перед жизнью, это стремление
спрятаться за
формулу "как бы что не вышло". С другой стороны Беликовщина -
активный характер. Беликовщина парализует все доброе, честное,
свободное,
всякое стремление к лучшему. "Он просто угнетал нас своей
осторожностью,
мнительностью, своими чисто футлярскими соображениями".
Беликов держит в страхе не только гимназию, но и весь город.
"Стали
бояться посылать письма, знакомиться, громко говорить и т.д.
"Подчинились
ему, терпели его люди мыслящие, знающие, читающие". Боялись его потому
что
он был доносчиком, шпионом.