Чехов не случайно начинает с легких жанров. Он не ищет своего
читателя, он
знает публику и к ней обращается в своих непритязательных юморесках.
Неслучайны
и его многочисленные псевдонимы: Человек без селезенки, Антоша... Это
мягкий
домашний юмор, не претендующий ни на что, кроме шутки, вызывающий
улыбку - и
только. И темы его ранних рассказов просты и неприхотливы: он
высмеивает
чрезмерное чинопочитание, глупую напыщенность... Но вот тут-то и
кроется нечто
неожиданное: темы рассказиков Антоши Чехонте - осмысление знакомых нам
центральных проблем русской литературы! Вспомним "Смерть чиновника".
Герой, случайно чихнувший на лысину начальника, извинялся-извинялся, да
и помер
со страху. А ведь это - чеховское преломление темы "маленького
человека"! После острого сочувствия судьбе гоголевского Акакия
Акакиевича,
после ощущения бесконечной вины перед униженными и оскорбленными
героями
Достоевского Россия хохотала над глупой и пошлой смертью маленького
чиновника.
Ибо сострадали - "братьям меньшим", то есть адресовались - то не к
ним. Предметом интереса и художественного осмысления Чехова становится
новый
пласт жизни, неведомый русской литературе. Он открывает читателю жизнь
обыденную, каждодневную, знакомую всем череду рутинных бытовых дел и
соображений, проходящую мимо сознания большинства: она служит лишь
фоном для
действительно решающих, экстраординарных событий и свершений. Чехов
стремится
обратить внимание читателя на дни и часы ем маленького обывательском
существования, осмыслить их, начать жить осознанно. Таким образом,
героем
Чехова становится человек, действующий заведенно, механически, не
познавая
жизнь и не осознавая себя в ней. И вся жизнь этого героя проходит в
ожидании
некоего решительного поворота, яркого события.
Но, когда это событие действительно происходит, оказывается,
что человек не
может не только действовать - способствовать благоприятному повороту
судьбы или
противостоять ее удару; он не способен даже осмыслить происходящее:
неразработанное, неумелое сознание "буксует"... И в результате жизнь
катится дальше уже проложенным руслом к тому последнему итогу, который
с полной
ясностью докажет, что не состоялся еще один человек, не сформировалась
еще одна
личность, еще одна жизнь прошла впустую... И все его творчество
воспринимается
именно как диагноз: ПАДЕНИЕ ЧУВСТВА ЛИЧНОСТИ.
Он писал частную жизнь - именно это стало художественным
открытием. Под его
пером литература стала зеркалом минуты, имеющей значение лишь в жизни и
судьбе
одного. конкретного человека. Чеховская Россия состоит из вопросов, из
сотен
разгаданных и неразгаданных судеб. И лишь из всего этого множества, из
совокупности штрихов, начинают проглядывать очертания картины.
Персонажи Чехова
образуют пеструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их
занимают
различные проблемы - от мелких бытовых забот до серьезных философских
вопросов.
Художественная манера Чехова не назидательна, ему претит пафос
проповедника,
учителя жизни. Он выступает как свидетель, как бытописатель.
В "Вишневом саде" Чехов не только создал образы людей, чья
жизнь
пришлась на переломную эпоху, но запечатлел само Время в его движении.
Ход
истории есть главный нерв комедии, ее сюжет и содержание.
Герой Чехова, как всегда, играет в собственной жизни
второстепенную роль. Но
в "Вишневом саде" герои оказываются жертвами не частных обстоятельств
и собственного безволия, а глобальных законов истории: деятельный и
энергичный
Лопахин такой же заложник времени, как пассивный Гаев.
Пьеса построена на уникальной ситуации, которая стала
излюбленной для всей
новой драмы ХХ века, - это ситуация ПОРОГА. Еще ничего такого не
происходит, но
есть ощущение края, бездны, в которую должен низвергнуться человек.
Система персонажей: герои и их роли каждый из героев
исповедуется, но в
итоге все эти исповеди оказываются обращены в зрительный зал, а не к
партнерам
по сцен В какой-то момент исповедующийся понимает, что самого главного
объяснить не сможет. Так Аня никогда не поймет драмы матери, а сама
Любовь
Андреевна никогда не поймет ее увлечения Петиными идеями. Человек может
в
известной степени корректировать свою личность, свои отношения с
окружающими.
Но изменить свою роль он не может, как бы чужда она ему ни была.
Несоответствие
внутренней сущности героя той социально-исторической роли, которую он
вынужден
играть, - вот драматическая суть "Вишневом сада".
В комедии переплетаются несколько сюжетных линий. Раньше всех
заканчивается
линия несостоявшегося романа Лопахина и Вари. Она построена на
излюбленном
чеховском приеме: больше всего и охотнее всего говорят о том, чего нет,
обсуждают подробности, спорят о мелочах - несуществующего, не замечая
или
сознательно замалчивая существующее и существенное. Давайте, прежде
всего,
всмотримся в образ Лопахина. Сам Чехов считал его роль "центральной"
в комедии.
Вот это-то сочетание бескорыстной любви к прекрасному - и
купеческой жилки,
мужицкой простоты - и тонкой артистической души и стремится уловить и
воплотить
в образе Лопахина Чехов. Лопахин - единственный, кто предлагает
реальный план
спасения вишневого сада. И реален этот план, прежде всего потому, что
Лопахин
понимает: в прежнем виде сад сохранить нельзя, время его ушло, и теперь
сад
можно сберечь, лишь переустроив, пересоздав в соответствии с
требованиями новой
эпохи.
Варя ждет простого и логического хода жизни: раз Лопахин часто
бывает в
доме, где есть незамужние девушки, из которых "подходит" ему лишь
она, Варя, - значит, должен жениться. И лишь занятость мешает ему
заметить ее
достоинства. У Вари даже мысли не возникает иначе взглянуть на
ситуацию,
подумать, любит ли ее Лопахин, интересна ли она ему? Все Варины
ожидания
основаны на разговорах окружающих о том, что этот брак был бы удачен,
на
досужих пересудах!
Гибнущий сад и несостоявшаяся, даже незамеченная любовь - две
сквозные,
внутренне связанные темы пьесы Спасение сада - в его коренном
переустройстве,
но новая жизнь означает, прежде всего, смерть былого, и палачом
оказывается
тот, кто яснее всех видит красоту гибнущего мира.
(И вот еще - важнейшее) Сейчас, близко к новому рубежу веков,
в современной
смуте конца эпохи, разрушения старом и судорожных попыток создать
новое,
"Вишневый сад" звучит для нас не так, как звучал еще десять лет
назад. Оказалось, что не только рубеж Х1Х-ХХ веков - время действия
чеховской
комедии; она написана и о безвременье вообще, о том смутном
предрассветном
часе, который пришелся на нашу жизнь, определил и наши судьбы.