Поэт, писатель, драматург. Родился Лермонтов в Москве, в семье
офицера.
Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери и постоянной
тяжбой
между бабушкой и отцом. Тяжелые впечатления детства наложили отпечаток
на
характер юноши, способствовали формированию натуры с повышенными
эмоциональными
реакциями.
Уже в детские годы у Лермонтова проявилась такая черта его
характера, как
мечтательность, склонность к фантазии. Предметом его пристального
внимания становится
природа. В образах природы будущий поэт ищет и находит соответствия
своим
душевным переживаниям. Особую роль в развитии Лермонтова - поэта
сыграли
поездки на Кавказ, пробуждавшие его поэтическое вдохновение.
"Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Вы взлелеяли детство мое,
Вы носили меня на своих одичалых хребтах;
Облаками меня одевали;
Вы к небу меня приучили,
И я с той поры все мечтаю о вaс да о небе... "
писал 16-летний Лермонтов.
Одна из ранних поэм Лермонтова - "Кавказский пленник" (1828) .
Она
написана под сильным влиянием А. С. Пушкина. Вместе с тем эта поэма
-своеобразный этап в овладении молодым поэтом основами мастерства.
Лермонтов
переделывает сюжет пушкинского "Кавказского пленника", иную функцию
выполняет в поэме образ природы. Отличительным свойством лермонтовского
пейзажа
становится его слитность с миром чувств лирического героя. Природа
наделяется
теми же, что и герои, качествами и приметами. В романтическом мире
раннего
Лермонтова человек и природа равновелики. Этот мотив будет впоследствии
плодотворно развит в позднем творчестве Лермонтова и, прежде всего, в
его поэме
"Мцыри". Лермонтов не подражал, не копировал, а усваивал в опыте
Пушкина и других поэтов, своих предшественников, то что могло
способствовать
выражению его собственной творческой индивидуальности.
В 1828 г. Лермонтов поступает в пансион при Московском
университете, а в
1830 г. становится студентом отделения словесности. В 1832 г. из-за
столкновения с преподавателями университета Лермонтов вынужден был
покинуть
университет. Выйдя из Московского университета, он в этом же году
поступил в
Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков. Его натура, жаждущая
бурь и
сильных ощущений, не могла удовлетвориться гражданской службой.
Лермонтова
влекли приключения, военная карьера. Два года, проведенные им в школе,
пагубно
отразились на духовном развитии поэта. Лермонтов в эти годы почти не
занимался
творчеством. Откликом на этот период жизни становится стихотворение
"Белеет парус одинокий".
В Петербурге Лермонтов знакомится с текстом комедии
А.С. Грибоедова
"Горе от ума", которая оказала большое влияние на впечатлительного
поэта. Тогда и было задумано им драматическое произведение, содержащее
резкую
критику современных нравов. В 1835 г. Лермонтов пишет драму "Маскарад",
которой так и не суждено было появиться на сцене при его жизни. Во
время
пребывания в Петербурге Лермонтов проявляет интерес к истории России,
увлекается чтением сб. "Древние Российские стихотворения, собранные
Киршей
Даниловым". Его увлекает характер и лад русской былины, у него
зарождается
замысел произведения из русской национальной жизни, осуществленный
позднее, в
1837 г. ("Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого
купца Калашникова") .
В январе 1837 г. роковая весть о смертельной ране, полученной
Пушкиным на
дуэли, потрясла Лермонтова. Он пишет стихи "На смерть поэта".
Первоначально стихотворение было написано без последних 16 строк и
удостоено
высочайшей похвалы великого князя Михаила Павловича. В день смерти
Пушкина
Лермонтов пишет последние 16 строк, которые сыграли роковую роль в его
собственной судьбе. Согласно высочайшему повелению Лермонтов весной
1837 г.
должен был покинуть Петербург и ехать на Кавказ.
Впечатления, полученные Лермонтовым в экспедиции на восточном
берегу Черного
моря, участие в перестрелках с чеченцами обогатили Лермонтова
разнообразными
наблюдениями. Особенно поразила его старая Военно-Грузинская дорога
своими
красотами и многочисленными легендами и преданиями, ей посвященными.
Предания
эти были известны ему с детства. Теперь они восстановились в памяти и
соединились с впечатлениями от роскошной природы Кавказа. Так
зародилась мысль
поэта перенести действие поэмы "Демон" на Кавказ.
Встреча на Кавказе с членами декабристского общества оказала
большое влияние
на Лермонтова. Он возвращается в Петербург другим человеком. Его
юношеская
веселость уступает место тоске и даже отчаянию. Поэт сравнивает
свободолюбивых
людей, встреченных им на Кавказе, с людьми своего круга, грядущее
которых
"иль пусто иль темно". Поколение 30-х гг. изображает Лермонтов в
"Думе", единственном лирическом произведении, написанном им по
возвращении с Кавказа.
Кавказские впечатления нашли отражение и в окончательном
варианте поэмы
"Демон" (1838) и в романе "Герой нашего времени". В конце
30-х гг. Лермонтов начинает сотрудничество с "Отечественными
записками", журналом, где печатает повести "Бэла" и
"Фаталист", впоследствии вошедшие в роман "Герой нашего
времени".
Известность, пришедшая к Лермонтову в кон. 30-х гг., не радует
его. Поэта
раздражает то, что он "входит в моду". Его положение во многом
напоминает положение Пушкина в придворных кругах. Свет недолюбливал
Лермонтова
за его дерзость, острую наблюдательность и независимость. Лермонтов
осознавал
это и предчувствовал, что настанет время, когда его "будут преследовать
клеветами".
Образ "героя времени", получивший воплощение в лирической
стихии
лермонтовской поэзии, в романе "Герой нашего времени" (1839)
раскрывается не только психологически. Роман Лермонтова это его попытка
дать
анализ состояния современного общества, исследовать ту нравственную
атмосферу,
в которой зреют ростки новой жизни. Печорин - герой своего времени -
тем и
отличается от всех других персонажей романа, что он единственный, кто
умеет
взять на себя всю тяжесть ответственности судить не только окружающее
его
общество, но и быть критичным по отношению к себе. Лермонтов
представляет
читателю возможность изучить различные стороны жизни в их соотношении с
судьбой
отдельного человека, а судьбу человека рассмотреть на фоне
общественно-исторических обстоятельств.
Лермонтов - психолог исследует процессы духовного искажения
личности средой,
обращая внимание на определяющие, переломные в жизни героев события.
Это
касается и образов простых, естественных людей - Казбича, Бэлы, Максима
Максимыча, и "честных контрабандистов", и людей печоринского круга -
Грушницкого, Вернера, Мери. Создавая психологический портрет Печорина,
рисуя
процесс внутреннего ожесточения героя, Лермонтов одновременно создает
образ
"простого человека" - Максима Максимыча - доброго, искреннего,
преданного Печорину всей душой. Перед читателем развертывается трагедия
человека, своим поведением оправдывающего безнравственные поступки
Печорина.
Исследование личности Печорина в "дневниковых" главах романа
построено по принципу взаимохарактеристики персонажей. Грушницкий и
Вернер не
только герои, имеющие свою собственную судьбу и характер, но и
своеобразные
"зеркальные" отражения личности Печорина. Лермонтовский Печорин
познает самого себя, изучая и познавая личность других людей.
Образ Печорина раскрывается не только в действии, поступках,
но и в
характеристике внешности героя. Лермонтов создает удивительно богатый
психологическим рисунком портрет внешности Печорина. Портрет героя
создается не
только выразительными, но и изобразительными средствами. В описании
пластики движений
Печорина, его фигуры, выражения глаз чувствуется взгляд Лермонтова -
художника,
прекрасно владевшего кистью живописца.
Композиция романа играет важнейшую роль в формировании
художественного
замысла Лермонтова. Характер Печорина в первых главах романа
раскрывается с
внешней стороны, его личность проявляется в поступках, в отношении к
нему
других персонажей. В дневнике Печорина перед нами исповедь героя,
дающая
объяснение многим поступкам его. Хронологическая последовательность
событий в
сюжете романа заменяется психологической последовательностью
"узнавания" героя читателем. В романе "Герой нашего
времени" соединился глубокий психологический анализ напряженной
духовной
жизни отдельной личности с аналитическим изображением эпохи конца 30-х
гг.,
периода нравственных потерь и общественных разочарований.
За дуэль с де Барантом, за непозволительные стихи ("Первое
января") Лермонтов вторично был сослан на Кавказ.
В то время, как поэт вел жизнь, полную приключений и тревог, в
Петербурге
готовились к изданию его сочинения - 28 лирических пьес, выбранных
самим поэтом
(1840) . Лермонтов страстно мечтает уйти в отставку и заняться
литературной
деятельностью. Но судьба распорядилась иначе. Трагически нелепая
случайность
(дуэль с Н. Мартыновым) оборвала жизнь поэта 15 июня 1841 г. Ушел из
жизни
второй великий поэт России, которому было всего 26 лет.