twitter ВКонтакте facebook

Знакомство с учебником. вводный урок

Урок 1

Цели: познакомить учащихся с учебником, его содержанием; напомнить о важности чтения в жизни каждого человека; вызвать интерес к литературному чтению; расширять читательский кругозор учащихся.

Оборудование: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть I» (автор Н. А. Чуракова).

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на работу.

II. Подготовка к восприятию.

Учитель читает загадку:

           Говорит она беззвучно,

           Но понятно и не скучно.

           Ты беседуй чаще с ней –

           Станешь вчетверо умней.

                                       (Книга.)

– За лето вы все, ребята, заметно повзрослели. Теперь вы – третьеклассники.

– Скажите, какие книги из тех, которые вы читали на летних каникулах, вам особенно понравились? (Дети делятся своими впечатлениями.)

  …Книга!

  Ты учишь правдивым

  И доблестным быть,

  Природу, людей понимать и любить,

  Тобой дорожу я, тебя берегу.

  Без книги хорошей я жить не могу!

III. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

– Возьмите, пожалуйста, в руки наш учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть I». Учебник в двух частях, и каждая часть по-своему интересна. Начнём мы работать с первой частью.

– Надеюсь, вы не забыли, как надо обращаться с книгой? (Брать книгу чистыми руками; не перегибать её – от этого выпадают страницы; не класть в книгу карандаш и другие предметы – от этого рвётся переплёт; не загибать страницы, пользоваться закладкой; не читать книгу во время еды; чтобы книга дольше служила – обернуть её.)

2. Рассматривание учебника.

– Рассмотрите внимательно обложку учебника.

– Что заметили? Поделитесь своими мыслями.

– Кто автор учебника? (Н. А. Чуракова.)

– Рассмотрите форзац и нахзац учебника. Догадайтесь, что здесь представлено.

– Просмотрите содержание первой части учебника.

– Заглянем в «Картинную галерею». Галерея содержит цветные репродукции картин известных русских и европейских художников.

3. Чтение по цепочке.

– Давайте прочитаем текст по цепочке.

– Много интересных открытий в мире литературы нас ждёт впереди. Верными помощниками будут члены Международного Совета Консультантов: Баба Яга, Кентавр Хирон, Кот Учёный, Шалтай-Болтай. Познакомимся с ними. Откроем  страницу 6.

Дети читают характеристику каждого консультанта.

– Все четыре консультанта «работают» в конце учебника в разделе «Совет консультантов», и каждый отвечает за какую-то область знаний: от древнейших представлений до приёмов формотворчества – с. 147.

– Чтобы стать членом этого Совета, надо хотя бы иногда быть самым внимательным читателем или настоящим исследователем и прислушиваться к словам автора учебника.

Учащиеся знакомятся с условными обозначениями, которые встречаются на страницах учебника (с. 6).

– А ещё в нашем учебнике в конце находится… «Музейное хранилище».

Дети рассматривают репродукции картин художников.

 

Информация для учителя

При просмотре портрета Кота Учёного в «Картинной галерее» (Зал 1) художницы Татьяны Мавриной  можно спросить детей, нравится ли им Кот. А также: «Какую сказку Кот готовится рассказать? (Сказку А. С. Пушкина «О мёртвой царевне и о семи богатырях».)

IV. Итог урока.

– Что заинтересовало каждого из вас на уроке?

Домашнее задание.

Рассказать родителям об уроке, познакомить их с учебником; завести читательский дневник (форма: графы дневника – дата, автор книги, название книги, главные герои, краткое изложение прочитанного) и оформлять его творчески и интересно.