twitter ВКонтакте facebook

«САДКО». ЧЕРТЫ БЫЛИНЫ И СКАЗКИ В ТЕКСТЕ

Страницы учебника: 21–38.

Цели: обнаружить в былине «Садко» черты собственно былинного жанра и жанра сказки; рассмотреть черты сказки в тексте: существование двух миров – земного и подводного, наличие границы между ними (берег озера), история о златоперой рыбе, женитьба героя, повторы ситуаций (три раза ходил на берег озера).

Оборудование: запись мелодии.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему.

Звучит запись мелодии спокойной народной песни.

– Ой, вы гой еси, добры молодцы и молодушки! Собралися мы не на почестен пир, а на беседу добрую да складную. Чтоб был у нас мир да лад, да согласие. И велась беседа наша речью плавною. А еще хочу пожелать вам, чтоб участвовали вы в нашей беседе.

Разговор наш будет о былинах, о старинах. И всего-то их было больше ста, да пришли они к нам из времен дальних, передавались они народом нашим из уст в уста.

А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам да селам и записывали их от простых крестьян-сказителей.

Пение былин сопровождалось игрой на гуслях. Певцы былин очень ценились – это были замечательные люди с сильным голосом, ведь никаких микрофонов тогда еще не было. Кроме того, тогда еще не умели и записывать ноты, сказители могли полагаться только на свою уникальную память и музыкальность.

III. Актуализация опорных знаний.

– Что такое былина? (Ответы детей.)

Былина – это произведение устной поэзии, это эпические песни о богатырях и их необыкновенных подвигах.

– Кто такие богатыри? (Богатыри любят родину, стоят на страже ее границ, они храбрые, могучие защитники земли русской, борющиеся с любыми проявлениями зла, насилия, несправедливости.)

– Каких богатырей вы можете назвать? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Святогор.)

Каждый герой – яркая личность, со своим характером, кругом подвигов, своей поэтической биографией.

– Самой старой считается былина о Святогоре-богатыре, или Колыване, как еще называют его. Что вы знаете о Святогоре? (Богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее. Земля-матушка носить его не могла. Конь под ним по колено проваливался, земля под ним прогибалася.)

Хорош был Святогор, да не нужен ему был никто. Не защищал он земли русской от захватчиков-степняков, только и знал он, что силой своей гордился да бахвалился: «Я без истины сыт, я без правды силен, я могуч, я велик и богат, и счастлив!»

Нужен был народу такой богатырь, чтоб землю русскую защищал, неправды не терпел, за обиженных вступался, а силой-то чуть больше человеческой обладал.

– Назовите такого богатыря, ему десятая часть всех былин посвящена. (Илья Муромец.)

– Вспомните былины о нем. («Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Три поездочки» и др.)

– Расскажите о нем. (Высказывания детей.)

– Былины о ратных подвигах богатырей были киевскими. В стороне от них стоят другие – новгородские. Что вы знаете об этом древнем городе? (В то время богатый, торговый город, много из него вышло великих путешественников, торги его далеко славились.)

В новгородских былинах известны два героя – Василий Буслаев и Садко-гусляр.

IV. Постановка целей урока.

– Прочтите название былины, с которой мы будем сегодня знакомиться. («Садко».)

– Что вам хочется узнать на уроке? (Ответы детей.)

Цели: ответить на вопрос, почему былина помещена в одной главе с русской народной сказкой; выяснить черты волшебной сказки в былине.

V. Изучение нового материала.

1. Комментированное чтение былины.

По ходу чтения учитель разъясняет смысл устаревших слов и диалектных выражений, отдельных образов и картин, дает исторические справки.

– Какое впечатление произвела на вас былина?

– На сколько частей можно разделить былину? (На три части.)

– Что вы знаете о числе 3? (Это магическое число волшебных сказок.)

Физкультминутка

2. Чтение былины по частям.

– Прочитайте первую часть былины.

– Какие черты сказочного жанра вам удалось обнаружить в этой былине, если судить по отрывку? (Существование волшебного подводного мира, сюжет о золотой рыбке; троекратное сидение Садко на синем горючем камне – границе с волшебным миром; помощь волшебного мира.)

Учитель проводит аналогичную работу со второй и третьей частями былины:

Три раза Садко приносит Морскому царю жертвоприношения в виде бочек золота, серебра и жемчуга; три раза Садко и члены его дружины кидают жребий, чтобы выяснить, кого из команды принести в жертву Морскому царю.

VI. Итог урока.

– Чем отличаются сказки от былин?

– Может ли былинный герой действовать в сказке?

Домашнее задание: перечитать былину, дать характеристику главному герою – Садко, проиллюстрировать.