Follow @Pyccstudy |
Цели:
развивать внимание к авторскому слову,
к употреблению образных выражений; обеспечить целостное восприятие
текста,
добиться понимания смысла; расширять словарный запас детей.
Оборудование:
портрет М. Цветаевой.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Выразительное
чтение
учащимися стихотворений на тему «Детство» (по
выбору учащихся).
III.
Подготовка к восприятию.
На
доске
записаны
строки:
Моим
стихам. Написанным так рано,
Что
и не знала я, что я – поэт…
Разбросанным
в пыли по магазинам
(Где
их никто не брал и не берёт!)
Моим
стихам, как драгоценным винам,
Настанет
свой черёд.
–
Их черёд
настал. Марина Цветаева – классик русской поэзии, одна из ее
вершин. Сегодня мы
познакомимся с произведением «Красною
кистью…», попробуем разобраться, что
хотел сказать автор, какие чувства испытывала Марина Цветаева и какие
чувства
хотела пробудить в читателях и слушателях.
–
Откройте
учебники на странице 129.
IV.
Чтение и анализ стихотворения.
1.
Выразительное чтение
стихотворения
учителем.
–
Кто хотел бы
сам выразительно прочитать это стихотворение?
–
Давайте
подготовимся к выразительному чтению. Прочитайте стихотворение
самостоятельно
про себя.
2.
Выразительное чтение
учащимися вслух.
3.
Беседа.
–
Марина
Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года с субботы на
воскресенье, в
полночь, накануне церковного праздника Иоанна Богослова.
Стихотворение
«Красною кистью…» она написала о своем
рождении. Рябина станет символом ее
стихов и самой ее жизни – горькая, яркая. 31 августа 1941
года, в свою любимую
рябиновую пору, Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством.
1)
Как вы
понимаете выражение «рябина зажглась»? (Похоже
на праздничные лампочки или
фейерверк в честь дня рождения.)
2)
А смысл
выражения «спорили сотни колоколов»? (Звучали
на разные голоса, перебивали
друг друга.)
3)
Какую картину
каждый из вас представляет, когда читает две первые строфы
стихотворения? (Атмосфера
праздника.)
4)
О чем же
говорит героиня в последней строфе стихотворения? Только ли о любви к
рябине? (Помощь:
комментарий в учебнике, который помещен сразу после стихотворения и
предшествует блоку вопросов.)
5)
Подумайте,
какой из лирических героев – Дмитрия Кедрина или Ивана Бунина
– больше похож на
героиню Марины Цветаевой?
–
Стихотворение
«Красною кистью…» написано сжато,
кратко, Цветаева использует
нераспространенные предложения, но вместе с тем в стремительном ритме
– глубокие
чувства и переживания поэтессы.
V.
Итог урока.
–
Понравилось ли
вам это стихотворение?
–
Какие мысли и
чувства оно вызвало?
Домашнее
задание.
Проиллюстрировать
стихотворение «Красною кистью…»,
подобрать к рисунку подпись словами из текста;
подготовить выразительное чтение (с. 129); выучить наизусть
стихотворение (по
желанию учащихся).