twitter ВКонтакте facebook

М. Цветаева «Красною кистью…»

Цели: развивать внимание к авторскому слову, к употреблению образных выражений; обеспечить целостное восприятие текста, добиться понимания смысла; расширять словарный запас детей.

Оборудование: портрет М. Цветаевой.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение учащимися стихотворений на тему «Детство» (по выбору учащихся).

III. Подготовка к восприятию.

На доске записаны строки:

      Моим стихам. Написанным так рано,

      Что и не знала я, что я – поэт…

      Разбросанным в пыли по магазинам

      (Где их никто не брал и не берёт!)

      Моим стихам, как драгоценным винам,

      Настанет свой черёд.

– Их черёд настал. Марина Цветаева – классик русской поэзии, одна из ее вершин. Сегодня мы познакомимся с произведением «Красною кистью…», попробуем разобраться, что хотел сказать автор, какие чувства испытывала Марина Цветаева и какие чувства хотела пробудить в читателях и слушателях.

– Откройте учебники на странице 129.

IV. Чтение и анализ стихотворения.

1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

– Кто хотел бы сам выразительно прочитать это стихотворение?

– Давайте подготовимся к выразительному чтению. Прочитайте стихотворение самостоятельно про себя.

2. Выразительное чтение учащимися вслух.

3. Беседа.

– Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года с субботы на воскресенье, в полночь, накануне церковного праздника Иоанна Богослова.

Стихотворение «Красною кистью…» она написала о своем рождении. Рябина станет символом ее стихов и самой ее жизни – горькая, яркая. 31 августа 1941 года, в свою любимую рябиновую пору, Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством.

1) Как вы понимаете выражение «рябина зажглась»? (Похоже на праздничные лампочки или фейерверк в честь дня рождения.)

2) А смысл выражения «спорили сотни колоколов»? (Звучали на разные голоса, перебивали друг друга.)

3) Какую картину каждый из вас представляет, когда читает две первые строфы стихотворения? (Атмосфера праздника.)

4) О чем же говорит героиня в последней строфе стихотворения? Только ли о любви к рябине? (Помощь: комментарий в учебнике, который помещен сразу после стихотворения и предшествует блоку вопросов.)

5) Подумайте, какой из лирических героев – Дмитрия Кедрина или Ивана Бунина – больше похож на героиню Марины Цветаевой?

– Стихотворение «Красною кистью…» написано сжато, кратко, Цветаева использует нераспространенные предложения, но вместе с тем в стремительном ритме –  глубокие чувства и переживания поэтессы.

V. Итог урока.

– Понравилось ли вам это стихотворение?

– Какие мысли и чувства оно вызвало?

Домашнее задание.

Проиллюстрировать стихотворение «Красною кистью…», подобрать к рисунку подпись словами из текста; подготовить выразительное чтение (с. 129); выучить наизусть стихотворение (по желанию учащихся).