twitter ВКонтакте facebook

И. Тургенев «Воробей»

Цели: совершенствовать навык выразительного чтения, умение выбирать из текста слова для подтверждения своих мыслей, находить главную мысль произведения; развивать интерес к чтению детской литературы; воспитывать уважение к чужому мнению.

Оборудование: портрет И. Тургенева; выставка рисунков учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выставка рисунков учащихся, иллюстрирующих стихотворение М. Цветаевой «Красною кистью…».

2. Выразительное чтение учащимися стихотворения (с. 129).

3. Чтение наизусть стихотворения М. Цветаевой «Красною кистью…» учащимися по желанию.

III. Подготовка к восприятию.

Учитель читает  загадку:

           Маленький мальчишка

           В сером армячишке

           По дворам шныряет,

           Крохи собирает.

           По полям ночует,

           Зернышки ворует.         (Воробей.)

– Откройте учебники на странице 130, прочитайте фамилию писателя и название произведения. Что скажете?

– Иван Тургенев писал свои произведения и для взрослых, и для детей. Он считал, что детский рассказ является пробным камнем для истинного таланта. Его рассказы помогают познавать мир.

IV. Чтение и анализ текста (с. 130–131).

1. Самостоятельное чтение текста учащимися.

– Поделитесь своими мыслями о прочитанном.

2. Словарно-лексическая работа.

– Встретились ли вам непонятные слова?

Помощь консультанта Кота Ученого (с. 171, раздел «Совет консультантов»).

3. Выразительное чтение текста вслух учащимися по цепочке.

4. Беседа по содержанию (с. 130–131).

1) Если бы Иван Тургенев оставил рассказ без названия, как бы его можно было озаглавить?

2) Какие строчки в рассказе помогают вам придумать название? (Название удерживает целостный образ и целостное впечатление от текста. Смысл рассказа определен самим автором в последних трех абзацах, именно там автор говорит о силе, которая сильнее воли, – о силе любви.)

3) Какой эпизод в рассказе производит самое сильное впечатление? (Это 4-й, 5-й и 6-й абзацы.)

4) Как автору удается произвести на читателя такое сильное впечатление? (Автор подбирает очень точные слова и выражения, которые нам помогают представить всю сцену. Автор пользуется приемом контраста; прибегает к приему повтора, который всегда оказывает на читателя сильное эмоциональное воздействие: «Он ринулся спасать, он заслонил собой свое детище; он замирал, он жертвовал собой»).

5) Как вы понимаете слово «благоговение»? (Помощь консультанта Кота Ученого на с. 171, раздел «Совет консультантов»).

6) Какие явления в жизни вызывают это чувство? (Безграничная любовь, преданность, самопожертвование, мужество.)

7) Но благоговение может вызывать и одаренность человека, его талант, его гений, поскольку плодами этого гения многие годы и столетия живет человечество. Таков талант гениев литературы, искусства, чьи произведения вносят красоту и смысл в нашу жизнь, питают наше воображение, воспитывают мир наших чувств. Благоговение вызывают красота природы и красота произведений искусства.

8) Оправданно ли помещение этого рассказа Ивана Тургенева в главу XI? Кстати, а как она называется? (Глава называется «Такой хрупкий и такой прочный мир чувств». Мир чувств называется хрупким, поскольку человек (и любое живое существо) очень раним. Вместе с тем  мир чувств можно назвать прочным, поскольку настоящие, сильные чувства не боятся ни разлуки, ни даже смерти, как в случае с воробьем.)

V. Итог урока.

– Какие знания этого урока вам пригодятся в жизни?

Домашнее задание.

Подумать и ответить на вопрос: «Действительно ли любовь – сила?»