twitter ВКонтакте facebook

С. Козлов «Лисичка»

Цели: развивать умения читать незнакомый текст, соотносить содержание текста и заглавия, определять тему и основную мысль произведения; расширять круг чтения учащихся.

Оборудование: портрет С. Козлова; выставка книг писателя.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Действительно ли любовь – сила? (Найти этому подтверждение в тексте можно в 4-м и 5-м абзацах.)

– Воробей преодолевает страх смерти и защищает свое детище, им движет великая сила жизни и любви.

III. Подготовка к восприятию.

Знакомство с биографией автора.

– Сергей Григорьевич Козлов – сказочник. Некоторые думают, что сказки сочинять просто:  нафантазировал, нарассказывал, чего в жизни не бывает, – вот тебе и сказка. Это серьезное заблуждение несерьезных людей. В истинной сказке все – истинная правда. Только умение видеть жизнь у сказочника особое – вот и весь секрет. Сказочники – особые люди. Сказочником сделаться нельзя, сказочниками рождаются. Герои сказок Сергея Козлова – Ёжик, Медвежонок, Львёнок, Черепаха – стали персонажами мультфильмов и пьес, завоевав симпатии детей и взрослых.

Сказки Козлова необычны, хотя их питает богатейшая традиция «животного эпоса». Его герои не похожи на зверей из народных сказок. Зло, горе, смерть не проникают в их сказочный мир. Они обладают даром удивляться и видеть прекрасное.

Сейчас Козлов – автор многочисленных детских книг. Среди них – «Большая буква «А»», «Поющий поросёнок», «Я – зайчонок-хохотун», «Ёжик в тумане». (Показ выставки книг писателя.)

Книги Козлова лиричны, занимательны. Они переведены на многие языки.

Сергей Козлов – несомненный сказочник, и его сказки будут все совершенней и совершенней, если, конечно, писатель не перестанет верить в чудеса.

IV. Чтение и анализ произведения (с. 132–133).

1. Самостоятельное чтение текста учащимися.

– Поделитесь своими мыслями, чувствами.

2. Беседа по содержанию прочитанного (с. 134).

1) Почему этот рассказ Сергея Козлова так странно назван: «Лисичка»? Разве он о лисичке?

2) Попробуйте придумать более «подходящее» название. (Например, «Ёжик и Медвежонок», «Медвежонок и золотой гриб».)

3) Почему плакал Медвежонок? (Очень сильное переживание красоты мира. «Это был необыкновенный осенний день! Было столько синевы, столько огненных листьев, столько солнца, что к вечеру Медвежонок заплакал».)

4) Чего бы ему хотелось (хотя он и понимает, что это невозможно)? (Он задумался над тем, что эта красота не вечна, что «все проходит», все заканчивается, все, в конце концов, исчезает. Медвежонку хотелось бы «остановить мгновение».)

5) Вспомните, а с кем-нибудь из вас когда-нибудь было что-то подобное, когда настолько красиво, что плакать хочется?

6) Найдите и зачитайте описание пути Ёжика и Медвежонка на гору.

7) Зачем автор перечисляет все эти страшные для жизни леса подробности? (Все эти подробности как будто подтверждают тревожное и драматическое восприятие мира Медвежонком, действительно, все прекрасное в конце концов стареет и разрушается.)

8) Какой прием использует автор, показывая после такой картины прекрасный золотой гриб? (Это контраст.)

9) О чем же Ёжик пытается сказать Медвежонку, показывая ему лисичку? (Лес все время обновляется, красота вечна, на смену погибающему все время приходит новое, молодое, крепкое, красивое. Ёжик пытается показать Медвежонку, насколько Медвежонок счастливее той же лисички: лисичка совершенно одна и совсем не переживает из-за своего одиночества. У Медвежонка же есть любящий его и любимый им Ёжик, поэтому он, Медвежонок, просто не имеет права отчаиваться.)

10) Подумайте, это обязательно должна была быть лисичка? (Конечно, необязательно. Важно, чтобы это было конкретное чудо – то конкретно прекрасное, что производит впечатление в данный момент, здесь и сейчас.)

11) Почему же рассказ назван «Лисичка»? (Лисичка – это конкретный пример обновления леса и всего живого, это то конкретное чудо, с помощью которого Ёжик пытается успокоить расстроенного Медвежонка.)

V. Итог урока.

– Помните у Гёте: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно»?

Домашнее задание.

По выбору учащихся:

1. Чтение текста (с. 132–133) учащимися по ролям.

2. Рисование иллюстраций к тексту.