twitter ВКонтакте facebook

Ранран. Хокку

Цели: развивать самостоятельность в чтении, умение высказать суждение о прочитанном; расширять круг чтения детей.

Оборудование: выставка рисунков учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение текста (с. 132–133) учащимися по ролям.

2. Выставка рисунков учащихся к тексту С. Козлова «Лисичка».

III. Подготовка к восприятию.

– Ответьте, какое у каждого из вас сегодня настроение? Расскажите.

– Представьте себе, что вы приходите к другу (подруге), а друг грустит, в плохом настроении. Какие слова, выражения вы использовали бы для того, чтобы утешить товарища?

– Найдите на странице 134 учебника хокку Ранрана «Осенний дождь во мгле».

IV. Чтение и анализ хокку (с. 134).

1. Самостоятельное чтение хокку учащимися.

– Поделитесь своими мыслями, чувствами.

2. Выразительное чтение хокку учащимися вслух.

3. Беседа (с. 134).

– Какие чувства испытывает герой этого хокку? Если судить по первой строчке? (Обратите внимание на каждое слово!) (Осенний – увядание природы, грусть, дождь – грусть, тоскливое настроение, во мгле – тягостное, тревожное настроение. Более того, строчка в целом заканчивается восклицанием: «Осенний дождь во мгле!» – это словно крик отчаяния.)

– А как вы понимаете две последние строчки, чем озабочен герой? Чего бы ему очень хотелось? (Лирический герой явно напряженно всматривается в окно, он находится в состоянии ожидания – а вдруг к нему кто-нибудь придет. Лирическому герою явно очень хочется с кем-то пообщаться, с кем-то разделить свое одиночество и свою тоску.)

V. Работа с «Картинной галереей».

Картина Марка Шагала «Часы» (зал 11).

1. Просмотр и обсуждение картины.

1) Что в этой картине кажется самым необычным? (Часы кажутся гигантскими по сравнению с крошечной фигуркой человека у окна.)

2) Как называется подобный прием в литературном произведении? (Контраст.)

3) Как вы думаете, что хотел сказать художник, используя этот прием? (Художник подчеркивает, что в этой комнате царит Время, а в жизни человека у окна ничего не меняется. Художник рассказывает о тягостном одиночестве маленького человека, задавленного грузом времени, которое не наполняется никакими событиями.)

4) Как художник передает признаки жизни в этой пустынной комнате и в каком месте картины они есть? (Человек сидит на стуле с волнистой спинкой, на переплете окна – маленькая белая ручка, над окном – кружевная шторка, в черном проеме окна – синий блик ночи. В этой пустой огромной комнате с гигантскими часами есть крошечный обжитый уголок, где сидит человек и задумчиво смотрит в окно.)

5) Что вы можете сказать о цветовой гамме этой картины? Каким чувствам и какому состоянию души соответствует такая гамма? (Темная грязновато-жёлтая гамма создает в целом тоскливое ощущение.)

2. Работа с вопросами и комментарием в учебнике (с. 134).

– О чем эта картина и почему так называется? (Эта картина о безграничной власти Времени над человеком, которая становится особенно очевидной, если человек одинок. Называя картину «Часы», художник, очевидно, имел в виду не просто эти французские часы, но часы протекания жизни, когда становится особенно очевидно, насколько одинокий человек мал и беспомощен в жизни.)

VI. Итог урока.

– Какое чувство у каждого из вас осталось после прочитанного и увиденного?

Домашнее задание.

Подготовить читательские дневники для проверки учителем.