Follow @Pyccstudy |
Цели:
развивать самостоятельность в чтении,
умение высказать суждение о прочитанном; расширять круг чтения детей.
Оборудование:
выставка рисунков учащихся.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
1.
Чтение текста
(с. 132–133) учащимися по
ролям.
2.
Выставка рисунков
учащихся к тексту С.
Козлова «Лисичка».
III.
Подготовка к восприятию.
–
Ответьте,
какое у каждого из вас сегодня настроение? Расскажите.
–
Представьте
себе, что вы приходите к другу (подруге), а друг грустит, в плохом
настроении.
Какие слова, выражения вы использовали бы для того, чтобы утешить
товарища?
–
Найдите на
странице 134 учебника хокку Ранрана «Осенний дождь во
мгле».
IV.
Чтение и анализ хокку (с. 134).
1.
Самостоятельное
чтение хокку учащимися.
–
Поделитесь
своими мыслями, чувствами.
2.
Выразительное чтение
хокку учащимися
вслух.
3.
Беседа
(с. 134).
–
Какие чувства
испытывает герой этого хокку? Если судить по первой строчке? (Обратите
внимание
на каждое слово!) (Осенний – увядание природы,
грусть, дождь – грусть,
тоскливое настроение, во мгле – тягостное, тревожное
настроение. Более того,
строчка в целом заканчивается восклицанием: «Осенний дождь во
мгле!» – это
словно крик отчаяния.)
–
А как вы
понимаете две последние строчки, чем озабочен герой? Чего бы ему очень
хотелось? (Лирический герой явно напряженно всматривается в
окно, он
находится в состоянии ожидания – а вдруг к нему кто-нибудь
придет. Лирическому
герою явно очень хочется с кем-то пообщаться, с кем-то разделить свое
одиночество и свою тоску.)
V.
Работа с «Картинной галереей».
Картина
Марка Шагала «Часы» (зал 11).
1.
Просмотр и обсуждение
картины.
1)
Что в этой
картине кажется самым необычным? (Часы кажутся гигантскими по
сравнению с
крошечной фигуркой человека у окна.)
2)
Как
называется подобный прием в литературном произведении? (Контраст.)
3)
Как вы
думаете, что хотел сказать художник, используя этот прием? (Художник
подчеркивает, что в этой комнате царит Время, а в жизни человека у окна
ничего
не меняется. Художник рассказывает о тягостном одиночестве маленького
человека,
задавленного грузом времени, которое не наполняется никакими
событиями.)
4)
Как художник
передает признаки жизни в этой пустынной комнате и в каком месте
картины они
есть? (Человек сидит на стуле с волнистой спинкой, на
переплете окна –
маленькая белая ручка, над окном – кружевная шторка, в черном
проеме окна –
синий блик ночи. В этой пустой огромной комнате с гигантскими часами
есть
крошечный обжитый уголок, где сидит человек и задумчиво смотрит в
окно.)
5)
Что вы можете
сказать о цветовой гамме этой картины? Каким чувствам и какому
состоянию души
соответствует такая гамма? (Темная грязновато-жёлтая гамма
создает в целом
тоскливое ощущение.)
2.
Работа с вопросами и
комментарием в
учебнике (с. 134).
–
О чем эта
картина и почему так называется? (Эта картина о безграничной
власти Времени
над человеком, которая становится особенно очевидной, если человек
одинок.
Называя картину «Часы», художник, очевидно, имел в
виду не просто эти
французские часы, но часы протекания жизни, когда становится особенно
очевидно,
насколько одинокий человек мал и беспомощен в жизни.)
VI.
Итог урока.
–
Какое чувство
у каждого из вас осталось после прочитанного и увиденного?
Домашнее
задание.
Подготовить
читательские дневники для проверки учителем.