twitter ВКонтакте facebook

М. Лермонтов «Парус»

Цели: научить видеть скрытый, переносный смысл произведения; развивать внимание к образным средствам языка, к авторскому слову; воспитывать любовь к русской поэзии.

Оборудование: портрет М. Лермонтова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся сдают на проверку учителю читательские дневники.

III. Подготовка к восприятию.

– Скажите, вы любите читать стихи?

– Какие стихи вам больше нравятся, грустные или веселые?

– А если вам грустно, то какие стихотворения вы бы хотели прочитать?

– Сегодня, друзья, мы познакомимся с грустным поэтом, Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. А знаете ли вы, почему грустил поэт?

– Вот что Лермонтов писал о себе:

      Он не имел ни брата, ни сестры.

      И тайных мук его никто не ведал.

      До времени отвыкнув от игры,

      Он жадному сомненью сердце предал.

      И, презрев детства милые дары,

      Он начал думать, строить мир воздушный

      И в нём терялся мыслию послушной.

– Вот так М. Ю. Лермонтов и начал писать о своей грусти, одиночестве и печали.

– Откройте учебники на странице 135.

IV. Чтение и анализ стихотворения.

1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

2. Словарно-лексическая работа.

Помощь консультанта Кота Ученого (с. 171, раздел «Совет консультантов»).

3. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

4. Беседа по содержанию (с. 135).

1) Какие слова подбирает поэт, чтобы подчеркнуть обособленность и сосны, и пальмы, чувство одиночества? (Говоря о сосне, поэт пишет, что она стоит «на голой вершине» (на вершине, на которой нет никаких признаков жизни), а эта вершина находится «на севере диком» (диком – то есть необжитом, безлюдном).

Говоря о пальме, поэт пишет, что она – «в пустыне далекой» (пустыня – тоже безжизненное и труднодоступное место), что она «одна и грустна» и растет «на утесе горючем».

Таким образом, постоянно подчеркивается одиночество и сосны, и пальмы.)

2) Вы знаете, конечно, выражение «горючие слёзы», а что значит «горючий утёс»? (Горючие слёзы – это горькие слезы. Пригорюниться, горюниться (от слова «горе») – горевать, печалиться. Отсюда, видимо, «на утёсе горючем» – это «на утёсе печальном».)

3) Какое впечатление оставляют картины природы – безлюдности, заброшенности, сказочности, красоты, величия? (Созданные поэтом пейзажные картины, «героями» которых являются сосна и пальма, не только величественны, но и прекрасны.)

4) Это стихотворение о природе? (Речь идет о тоске по общению сильного, красивого, мощного, но очень одинокого создания  с таким же красивым, достойным и таким же одиноким созданием.)

5) Какой прием лежит в основе созданных поэтом образов? (Олицетворение.)

6) Важно ли для смысла стихотворения то, что поэт одухотворяет и сосну, и пальму? (Безусловно, если бы образы были не живыми, это была бы пейзажная зарисовка, а не стихотворение о драме человеческого одиночества.)

7) Какое настроение несет в себе стихотворение? (Это сложное настроение, в котором есть и печаль, и торжественность, и мечтательность, и безысходность.)

V. Итог урока.

– Чувство одиночества – сложное чувство? (Это уже риторический вопрос.)

Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения «На севере диком…» (с. 135).