twitter ВКонтакте facebook

«Красота спасет мир». С. Козлов «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды». Бусон. Хокку

Цели: развивать умения воспринимать красоту художественного слова, формулировать основную мысль, применять прочитанное к жизни; воспитывать бережное отношение к окружающему миру и окружающим людям.

Оборудование: портрет С. Козлова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение учащимися стихотворения М. Лермонтова «Парус» наизусть.

III. Подготовка к восприятию.

1. Анализ картинки на шмуцтитуле, предваряющем главу XII.

– Откройте, пожалуйста, учебники на странице 137.

– Рассмотрите картинку главы XII. Что вы заметили?

– Раскройте тайну названия главы XII «Красота спасет мир».

2. Работа с эпиграфом к главе XII (с. 138).

– Прочитайте эпиграф.

– Вспомните, откуда – из какой сказки Сергея Козлова – взяты эти строчки. («Ёжик в тумане», мы изучали это произведение во 2 классе.)

– В каких произведениях Козлова речь идет о том, что красота помогает жить? («Ёжик в тумане», «Красота», «Лисичка», «В небе туча хмурится».)

– Предлагаю вам, юные читатели, прочитать еще один текст Козлова на странице 138–139.

IV. Чтение и анализ произведения (с. 138–139).

1. Самостоятельное чтение текста учащимися.

– Вам понравилась эта сказка? Узнаете героев? (Все тексты С. Козлова являются в какой-то степени сказками, ведь их герои – звери, а в какой-то степени – рассказами, ведь переживания этих зверей не звериные, а человеческие, и проблемы, которые обсуждаются, тоже человеческие.)

2. Беседа по содержанию.

1) Зачем надо протирать звёзды?

2) Расскажите, как это делает Ёжик. А как – Медвежонок?

3) О чем же эта сказка? (Это идея необходимости ухаживать за планетой, на которой ты живешь, – ухаживать, чтобы всем было хорошо.)

4) А кто-то из вас, хотя бы изредка, «протирает звёзды»?

– Очень хорошо, что все мы осознаем необходимость бережного отношения к окружающему миру и окружающим людям. Все наши незаметные и, казалось бы, крошечные усилия в этом направлении имеют огромную ценность, они позволяют сохранить нашу землю и тот душевный климат, который укрепляет веру людей в добро, во взаимопомощь, делает нашу жизнь радостной и осмысленной.

V. Чтение и анализ хокку Ёса Бусона (с. 140).

1. Выразительное чтение хокку учителем.

2. Беседа.

1) Нравится вам образ, созданный поэтом?

2) Прочитайте две первые строчки, немного растягивая ударные гласные звуки в первых трех словах.

3) А если вы, читая эти строчки, будете помогать себе жестами, – какие это будут жесты?

4) Какие фигуры будут вырисовывать ваши руки?

5) Зачем же здесь нужна звукопись?

– Узнайте, что такое звукопись у консультанта Шалтая-Болтая (с. 173, раздел «Совет консультантов»).

– Бусон раздвигает пространство вокруг клёнов, рассматривает их со всех сторон, ставит их в центр обозреваемого мира, чтобы сказать: «Красота видна отовсюду!» Звукопись помогает очертить огромное пространство вокруг клёнов, развернуть целый мир вокруг них.

VI. Итог урока.

– Что особенно заинтересовало каждого из вас на уроке?

Домашнее задание.

Выразительное чтение текста (с. 138–139).