Follow @Pyccstudy |
Цели:
помочь осознать главную
мысль рассказа;
развивать навык выразительного, беглого, правильного чтения;
формировать умение
вычленять и правильно понимать те приемы, которыми пользуется писатель
для
создания образа.
Оборудование:
портрет В. Драгунского; выставка книг
В. Драгунского.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Выразительное
чтение
текста учащимися (с. 138–139).
III.
Подготовка к восприятию.
–
Вычеркните повторяющиеся буквы, а из
оставшихся сложите фамилию детского писателя.
Д | Б | Р | А |
В | Г | Е | У |
Н | С | К | Ж |
Е | И | В | Й |
Ж | З | Б | З |
(Драгунский.)
–
Что вы можете рассказать об этом
писателе?
–
Какие книги
Виктора Драгунского вы читали?
(Работа
с выставкой книг писателя.)
–
Смешные или
грустные рассказы пишет Драгунский?
–
Вспомните, кто
обычно главный герой его рассказов? (Мальчик Дениска.)
–
Знаете ли вы,
что Дениской звали сына В. Драгунского?
Слово
учителя.
Виктор
Драгунский по профессии был актером. Когда окончилась Великая
Отечественная
война, он, к удивлению всех друзей, ушел из театра и стал работать
Рыжим
клоуном на манеже Московского цирка. Он очень любил детей:
«Ни одного дня без
работы для детей, ни одного ребенка без радости…»
И только в 40 лет В.
Драгунский начал писать. Всего он написал около 90 рассказов для детей.
Героем
его произведений стал младший сын писателя Дениска.
Драгунского
нет
с нами уже много лет, но книги его продолжают издаваться. Сегодня мы
познакомимся с его рассказом «Девочка на шаре».
– Откройте учебники на
странице 140.
IV.
Чтение и анализ текста (с.
140–145).
1.
Выразительное чтение
текста учащимися по
цепочке.
По
ходу
чтения проводится
словарно-лексическая
работа.
2.
Беседа по содержанию
прочитанного (с. 145).
1)
Какое
впечатление на Дениса произвело цирковое представление? Он воспринял
цирк так
же, как и в первый раз? (У Дениса есть чуткость к восприятию
красивого. Он
отмечает то, на что другие дети, возможно, даже не обращают внимания.
Все
дальнейшее представление для Дениса делится на очень красивое (девочка
на шаре)
и либо глупо уродливое – клоун с петухом, либо неинтересное и
неестественное –
львы.) 2) Как вы думаете, если бы артист-жонглёр выступал не
до девочки на
шаре, а после нее, он понравился бы Денису? (С девочкой на
шаре ничто не
может сравниться для Дениса, все остальное кажется глупым, фальшивым,
неестественным. Поэтому, возможно, выступление жонглёра, если бы оно
следовало
за выступлением девочки, понравилось бы ему много меньше, а может, и
вовсе не
понравилось.)
3)
А если бы
девочка на шаре не выступала в тот день, Денису понравился бы клоун с
петухом?
А львы? (Клоун с петухом мог бы ему и понравиться. Что
касается львов, то
представление со львами никогда не могло бы понравиться Денису. Мальчик
с
огромной любовью относится к животным, ему не нравится насилие над
животными,
то, что их таскают за хвосты, и то, что по ним ходят, как по ковру.)
4)
Так что же
случилось с Денисом? (Денис, потрясенный красотой циркового
номера, героиней
которого была девочка на шаре, влюбился. Он любуется не только красотой
представления, но и красотой самой девочки.)
5)
Найдите в
тексте длинную и чуть-чуть смешную фразу, из которой ясно, как
тщательно Денис
анализирует малейшие знаки внимания со стороны девочки, как он ценит
то, что
девочка именно его выделила из всех остальных зрителей. («И
в эту минуту эта
девочка посмотрела на меня, и я увидел, что она увидела, что я ее вижу,
и что я
тоже вижу, что она видит меня, и она помахала мне рукой и
улыбнулась».)
–
То, что Денис
влюбился, подтверждается и тем, что после выступления девочки он не
может ни о
чем думать, – все остальные выступления кажутся ему глупыми и
неинтересными.
Это подтверждается и тем, что Денис хочет показать девочку отцу и
мечтает снова
попасть в цирк.
V.
Итог урока.
–
Как вы
думаете, а что любит В. Драгунский?
Домашнее
задание.
Дочитать
рассказ
до конца (с. 145–150).