twitter ВКонтакте facebook

В. Драгунский «Девочка на шаре»

Цели: развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев; умение свободно ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы; учить понимать и чувствовать язык произведения.

Оборудование: портрет В. Драгунского.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Поделитесь своими мыслями, чувствами о прочитанном.

III. Чтение и анализ текста (с. 145–150).

Беседа.

1. Вы замечаете какие-то изменения в Денисе? (Девочка поразила Дениса своей красотой, и это изменило его жизнь. Он стал жить в ожидании встречи с ней, все остальное сделалось несущественным.)

2. Какой смысл лирический герой (Денис) вкладывает в это перечисление: «…я ел, учился, вставал и ложился спать, играл и даже дрался…»? (Герой все делал  машинально, поскольку сознание его было занято другим.)

3. Когда человек впервые видит что-нибудь прекрасное, потрясающее, он сам как-то меняется? (Человек, которого что-то очень сильно поразило, удивило, потрясло в жизни, начинает воспринимать жизнь по-другому.)

– Вы правы, ребята, человек тогда по-другому смотрит на окружающий его мир и окружающих его людей. Если это потрясение связано с чем-то прекрасным, то у человека появился опыт прекрасного, сквозь который он и переоценивает всю свою жизнь; то, что раньше казалось очень важным, представляется уже малосущественным или совсем не значительным.

4. Попробуйте привести примеры из вашей жизни.

5. Вы можете объяснить поведение отца Дениса, ему действительно очень понравилось в цирке? Ему хотелось мороженого и «Кахетинской» воды? (Несмотря на всю свою занятость, отец очень внимательно относится к сыну. В цирке он сначала старается отвлечь Дениса, продемонстрировать, что все ему очень нравится, что в цирке все очень интересно. Потом, обнаружив, что из этого ничего не вышло, что Денис очень расстроен и на второе отделение не хочет оставаться, отец продолжает его отвлекать – предлагает ему, как маленькому, поесть мороженого, попить воды. Но, убедившись, что мысли сына заняты только одним: как же снова увидеть девочку на шаре, – отец делается серьезным и грустным. Он взрослый человек и понимает, что мечта Дениса не осуществится: встреча с девочкой, которая вместе с родителями переехала на «край света» (из Москвы во Владивосток), не состоится.)

6. Почему отец все время молчал и шел из цирка очень быстро? (Он уважает Дениса, мир его чувств и его право мечтать о встрече с девочкой, но он ничем не может ему помочь. Поэтому отец молчит. А идет быстро, потому что нервничает: это первая серьезная проблема, которую он не может помочь сыну решить. Его сын только что стал взрослым.)

7. Как вы считаете, «Девочка на шаре» – подходящее название для этого рассказа? У вас есть другие варианты названия? («Девочка на шаре» – это то конкретно прекрасное, что изменило жизнь Дениски, заставило его повзрослеть, сделало более глубоким мир его чувств. Это то, что поразило Дениса и стало его мечтой. Поэтому лучшее название придумать трудно. Но варианты детей нужно обязательно рассмотреть.)

IV. Работа с «Картинной галереей».

1. Чтение комментария в учебнике (с. 151).

Обратиться за консультацией к автору учебника (с. 174, раздел «Совет консультантов»).

2. Работа с картиной Пабло Пикассо «Девочка на шаре» (зал 12).

– Рассмотрите картину.

– Кто эти люди, юноша и девочка? (Видимо, гимнасты цирка.)

– Как их изображает художник, какой прием лежит в основе изображения? (Прием контраста – мощный  юноша и хрупкая, тоненькая девочка.)

– Что делают юноша и девочка? (Очевидно, репетируют цирковой номер; возможно, юноша – атлет, тяжелоатлет, а для девочки-гимнастки, которая умеет многое другое, шар – новый вид деятельности.)

– Как можно назвать изображаемый момент из жизни артистов? (Это будничный, рабочий момент.)

– Где находятся артисты? (Это артисты бродячего цирка, которые переезжают с места на место, и репетируют они за городом.)

– Эти два человека работают на арене вместе или в отдельных цирковых номерах? Понимают ли они друг друга? (Артистов связывает полное взаимопонимание.)

– Как можно охарактеризовать цветовую гамму картины? (Цвета все блеклые, неяркие.)

– Как вы думаете, зачем художнику понадобилось изображать вдали эти мелкие, едва различимые фигурки людей, лошади и собаки? (Это наполняет картину признаками жизни и движения, создает ощущение протекания бытовой жизни других артистов совсем рядом. Сразу становится понятным, что девочка и юноша не на краю земли, не в пустыне, не на необитаемом острове, что совсем рядом с ними – их товарищи по работе.)

3. Работа с картиной Ивана Вишнякова «Портрет Сарры Фермор» (зал 12).

– Рассмотрите картину.

– Как вы думаете, маленькая графиня Сарра Фермор изображена на портрете торжественно, парадно или обыденно, по-домашнему? Что помогло вам догадаться? (Одежда – нарядное расшитое платье взрослой дамы; поза – девочка стоит во весь рост, неподвижно, позирует; жесты – в одной руке она держит веер, изящно вывернув кисть, а другой придерживает складки юбки, хотя в этом нет никакой необходимости, поскольку она стоит неподвижно, а не идет; напудренный парик, который надо было надевать только на выход; фон – тяжелая драпировка слева, мраморная  колонна  справа – обязательные атрибуты парадного портрета.)

– Как вы думаете, Сарре нравится изображать взрослую даму, нравится позировать художнику?

– Рассмотрите внимательно выражение лица девочки.

– Не противоречит ли оно тому впечатлению, которое производит ее статичная поза, манерные жесты ее ручек? (Конечно, противоречит. У Сарры серьезный и задумчивый, совсем не кокетливый взгляд. Она – не пустышка и не глупышка, с упоением играющая роль взрослой. Ее лицо воплощает богатство внутренней жизни, она обаятельный и глубоко чувствующий человек.)

V. Итог урока.

– Почему эти картины украшают главу «Красота спасет мир»?

– Если бы Денис увидел эту же девочку в качестве зрителя рядом с собой в цирке, произвела бы она на него точно такое же впечатление? (Денис восхищается не только внешностью девочки, но и ее необыкновенным искусством – «девочка на шаре».)

Красота «Девочки на шаре» Пикассо – в той гармонии цирка, которую нам представляет художник, гармонии, которая держится на двух таких разных фигурах – хрупкой гимнастки и сильного атлета (гимнаста). Эта гармония и является смыслом этой картины, конкретным выражением красоты.

Красота Сарры Фермор – впечатление внутренней грации, глубины внутреннего мира. В ее взгляде есть какая-то притягивающая тайна, хотя это еще только подросток. Только эта тайна и делает Сарру прекрасной.

Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к рассказу В. Драгунского «Девочка на шаре» и сделать подпись цитатой из текста.