twitter ВКонтакте facebook

М. Осечкина. Подражание хокку. Исса. Хокку

Цели: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста; обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: выставка работ учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выставка и обсуждение работ учащихся.

III. Подготовка к восприятию.

– Вы верите, что красота растворена в окружающем нас мире, нужно только уметь это замечать?

– Огромное количество людей смотрят на одно и то же, а видят разное. Появились первые весенние листочки. Кто-то просто не замечает этого – слишком много хлопот, сознание занято чем-то другим. Кто-то замечает и думает: «Надо же, уже весна наступила». А кто-то пишет бессмертные стихи, которые помогают многим поколениям людей видеть ту красоту, мимо которой они раньше пробегали. Проблема такая – можно смотреть и не видеть, но можно научиться видеть. Таким особым зрением обладают поэты (художники). Именно они – наши учителя, помогающие нам обнаруживать то, что красота растворена в окружающем нас мире.

IV. Чтение и анализ текстов (с. 152).

1. Чтение текстов учащимися.

2. Работа с вопросами учебника (с. 152).

1) Можно ли сказать, что эти стихи написаны на одну и ту же тему? (Продолжение хокку Маши Осечкиной: «Потому что он очень красиво играет». Продолжение хокку Исса: «Потому что вишни так красиво цветут».)

2) Но все-таки эти стихи ведь очень разные, правда?

3) Какое стихотворение больше подойдет к главе «Красота спасет мир»? (Более глубоким является текст Исса. Исса говорит: «Нельзя, невозможно враждовать, когда вокруг такая красота. Красота объединяет, среди красоты не может быть врагов, все братья!» Осечкина говорит: «Подожди убивать, потому что то, что ты хочешь убить, – очень красивое, источник красоты».)

4) Что же хочет нам сказать поэт Исса? К кому обращено его стихотворение, ко всем нам? (Исса говорит со всеми нами.)

5) О чем же говорит Маша Осечкина? К кому обращено ее стихотворение? Ко всем нам? (Маша Осечкина говорит с кузнечиком.)

V. Итог урока.

– Что вас особенно заинтересовало на уроке?

Домашнее задание.

1. Попробуйте примерить одно из этих стихотворений в качестве эпиграфа к какой-нибудь другой главе учебника. Какое стихотворение больше подойдет?

2. Сочинить свое хокку (по желанию учащихся).