twitter ВКонтакте facebook

ПРИМЕТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ В БЫЛИНЕ

Страницы учебника: 21–38.

Цели: выявить приметы конкретного исторического времени в тексте былины; познакомить с репродукцией картины Николая Рериха «Заморские гости», найти сходство со сказочным пейзажем и в то же время отметить историческую достоверность картины; дать представление о явлении Николая Угодника и его помощи.

Оборудование: «лента времени».

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Эпиграфом к нашему уроку будут слова, написанные Н. Рерихом. Прочитайте их. «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего».

– Поделитесь своими мыслями о данном высказывании.

– Внимательно прочитайте стихотворение, записанное на доске. Что общего у него с былиной? (Ответы детей.)

                   Сели в ряд богатыри на честном пиру,

                   Ай один стоит-то на приступочке.

                   Для кого взял во крепки руки гуселки?

                   Кому славу петь? Кого величать?

                   Он расскажет нам о Морском царе да о Новгороде.

Эти строки с секретом. В них спрятано имя героя былины. (Садко.)

II. Проверка домашнего задания.

– Назовите отличительные особенности былинных героев. (Благородство помыслов и величие дел, душевная цельность, чувство собственного достоинства.)

– Докажите словами текста, что Садко обладал всеми этими качествами. (Садко осознает себя частью своего отечества – Великого Новгорода. Самого Садко называют не только купцом новгородским, но и «Садком новгородским». Тяжба с великим Новгородом не удалась: Садко чувствует себя побежденным: «Пусть богаче меня славный Новгород!» – говорит он.)

– Прочитайте описание Садко.

– Какие эпитеты-определения используются? (Буйна голова, купец богатый новгородский.)

– Можно ли назвать поступки Садко подвигом? (Ответы детей.)

– Как сказитель выразил свое отношение к Садко?

               «А как дружинушка его да хоробрая –

               Поминают ведь Садка во синем море!

               Как и увидела тут дружинушка,

               Что стоит Садко на крутом берегу,

               Стоит на крутом берегу да у Волхова, –

               Вся дружинушка тому чуду дивилася:

               «Оставили мы Садка да на синем море,

               А Садко впереди нас да в своём городе!»

               Встречает Садко дружинушку хоробрую,

               И все свои червлёные кораблики,

               И пошли все во палаты Садка – купца богатого;

               Поздоровался Садко тут со своей женой,

               И повыгрузил он с кораблей своё именьице,

               А и повыкатил он всю несчётну золоту казну,

               И как сделал он церковь соборную

               Николе Можайскому,

               И не стал больше ездить Садко да на сине море,

               Проживать он стал во своём да он во городе...

               А теперь ему, да после этого,

               А теперь Садку да славы поют!»

– В чем сила Садко?

– Почему новгородский певец и гусляр Садко, который не совершал ратных подвигов, не боролся с врагами, не защищал родину, считается истинным богатырем? (Садко – настоящий богатырь в искусстве. Он вступает в борьбу с купцами, состязается с «господином Великим Новгородом». Искусство может победить силу денег и богатства.)

– Выберите пословицы, которые относятся к Садко. Объясните их смысл.

Запись на доске:

В ком честь, в том и правда.

Всякая работа мастера хвалит.

Всякому мила своя сторона.

Умный – хозяин деньгам, глупый – слуга.

Русский человек добро помнит.

(Высказывания детей.)

III. Объявление темы и постановка цели урока.

– На прошлом уроке мы отметили все характерные черты волшебной сказки. Какие события повторяются трижды? (Три раза ходил к Ильмень-озеру, трижды закидывали в озеро тоню, бросали жребий, три раза по 300 девиц показывал Морской царь.)

– Какое событие в былине можно считать кульминационным? (Высказывания детей.)

Сегодня давайте выясним, как в былине сказка сосуществует с историей: с конкретными историческими и географическими деталями.

IV. Изучение нового материала.

– Каким в былине представлен перед нами чужой мир? (Подводное царство.) А свой? (Город Новгород.)

– Как в былине характеризуется город Новгород? (Былина называет Новгород славным, богатым, неоднократно говорит о «славе великой новгородской».)

– Вспомните из курса «Окружающий мир», как выглядели древние города. (Ответы детей.)

– Прочитайте отрывки из былины, которые помогают нам представить жизнь в древних городах. (Чтение отрывков.)

– Кем был Садко-гусельщик? (Купец.)

–Что вы знаете из курса «Окружающий мир» о торговых путях на Руси?

Путь «из варяг в греки» – древний водный путь из Балтийского в Черное море, по которому в IX–XII веках шла торговля Руси и Северной Европы с Византией, от Балтийского моря по реке Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, реке Ловати, волоком по реке Западная Двина, волоком по реке Днепр и далее в Черное море. На этом пути находились крупнейшие города – Новгород Великий, Киев и др.

Плавание по рекам было трудным и опасным. Древнерусским судам – ладьям – приходилось преодолевать и каменистые участки-пороги, и по сухопутным путям волоком добираться от одной реки до другой.

– Прочитайте, как об этом говорится в былине. (Чтение отрывка.)

Физкультминутка

V. Работа по теме урока.

– Перечитайте самостоятельно былину и попробуйте найти все оставшиеся исторические факты, которые упоминаются в былине. (Древние представления – обожествление природы, люди поклонялись природным силам, верили в то, что вся природа одухотворенная, молились разным духам, верили в существование чужого, волшебного мира (подземного, подводного), верили, что у этих чужих миров есть хозяева – боги и духи. В былине отражается эта вера в существование подводного мира и Морского царя. Помощь Морского царя – в былине выражаются и более древние, сказочные верования – в подводный мир и его царя, и более поздние – в помощь христианского святого Николая Чудотворца. Более поздние – вера в единого Бога. Люди стали поклоняться единому Богу – создателю всего земного. Поскольку Русь приняла христианство, на Руси таким Богом стал Иисус Христос. Написание завещания – Садко пишет завещание: отписывает свое имущество церкви, молодой жене и своей дружине. В глубокой древности был натуральный обмен, денег не было, завещаний никто не составлял, тем более в письменном виде: не было самой письменности. Построение церкви.)

– Отметьте на «ленте времени» период исторического времени, к которому относится былина. (Дети обсуждают варианты.)

Вывод: в былинах описывается Русь XI–XIV веков, точнее сказать нельзя, так как наблюдается смещение времен, события веков переплетаются между собой: сказитель каждой эпохи рассказывал былину с позиций своего времени.

VI. «Третьяковская галерея».

1. Рассказ о художнике.

Николай Константинович Рерих (1874–1947) (даты учитель пишет на доске) был художником-археологом и художником-литератором, художником-философом, художником-мистиком и художником-странником.

Художник родился в Петербурге 10 октября 1874 года в дворянской семье. Его отец – коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих, мать – псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова. В семье, кроме Николая, было еще трое детей – сестра Людмила и младшие братья Борис и Владимир.

Ранние впечатления детства – дом на Васильевском острове, летние поездки в город Остров Псковской губернии и в загородное имение Извара под Петербургом, рассказы отца и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов, пейзажи русского Севера – все удивительным образом, словно в фокусе, собралось в душе и памяти будущего художника.

Отец надеялся, что Николай, как старший сын, унаследует его профессию, станет юристом, но рано определившееся призвание привело Рериха после окончания гимназии в 1893 году в стены Петербургской академии художеств. По настоянию отца он тем не менее вынужден был одновременно поступить на юридический факультет университета.

Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров. Он стремился прежде всего развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. Художник должен был в себе вынашивать образ будущего произведения, продумывать его композицию и цвет. Так когда-то творили византийские и древнерусские иконописцы, старые итальянские и нидерландские мастера, буддийские художники Востока. Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями». Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы.

Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках, испытывая постоянное тяготение к природе, живописец стремился дать художественную концепцию «несравненно самобытной былой природы», русского исторического прошлого.

2. Знакомство с картиной «Заморские гости» (1901).

В 1900 году Рерих едет в Париж, где посещает студию известного художника. Оставаясь верным своим темам и сюжетам, но используя опыт новых французских художников, Рерих овладевает цветом и рисунком.

В Париже была написана картина «Заморские гости». «Сходим» в «Третьяковскую галерею», посмотрим картину Н. Рериха «Заморские гости».

Рассматривание репродукции картины.

Высказывания детей:

– Какая яркая картина, какие сочные краски!

– Море сине-голубое, в нем отражаются все краски кораблей.

– День ясный, солнечный.

– На переднем плане корабль. На носу его возвышается голова то ли лошади, то ли льва с гривой.

– Нос корабля украшен разноцветными щитами.

– Паруса ярко раскрашены.

– За первым кораблем плывет второй, а на горизонте видны еще два паруса.

– Такое впечатление, что мы и смотрим на все с корабля.

– На горе виден город с крепостными стенами.

– На синем фоне моря изображены белые чайки. Красиво!

Картину «Заморские гости» Рерих заканчивает в 1901 году. Масляные краски в полную силу цвета зазвучали на полотне. Новая для него стилизованная манера письма передает радостное, оптимистическое восприятие жизни. В «Заморских гостях» воплотилась воображаемая поэтическая картина из статьи «По пути из варяг в греки», написанной художником еще в 1899 году: «Плывут полунощные гости. Светлой полосой тянется пологий берег... Новая струя пробивается по стоячей воде... подымет роды славянские – увидят они редких, незнакомых гостей, подивятся они на их строй боевой, на их заморский обычай. Длинным рядом идут ладьи; яркая раскраска горит на солнце. У рулевого весла... сам конунг... стоит».

3. Заключительная часть.

Рерих никогда не писал портретов, натюрмортов. Он был по преимуществу сочинителем исторического пейзажа и картин, связанных с мифологическими сюжетами. В пейзажах получили отражение его глубокие внутренние переживания, искания в прошлом ответов на вопросы о будущем, которые в конце концов кристаллизировались в девиз: «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего». Углубленно изучая эпоху каменного века, Рерих, как археолог и художник, испытывал глубочайшее волнение. Он находил особую красоту в предметах жизни древних людей.

Наступил 1947 год. Фотографии этого года, сохранившие образ Рериха, производят сильное впечатление. Несмотря на недомогание, его взгляд полон необычайной силы. Глаза передают глубокую внутреннюю сосредоточенность, настойчивую упорную мысль, мощные усилия воли. 13 декабря 1947 года Рериха не стало.

В древней долине Кулу, родине эпических сказаний индийского народа, стоит камень с надписью: «Тело махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на сем месте 30 махгар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года».

– Реальность, изображенная на картине, напоминает былинную реальность? (Конечно. С одной стороны, пейзаж сказочно красивый: темно-синяя вода, зеленые холмы, празднично нарядные челны и красочное отражение в воде. Есть ощущение речного простора, вольного ветра (надутые паруса), утренней свежести (ослепительно белые чайки на фоне студеной синей воды). С другой стороны, есть впечатление исторической достоверности в том, как художник изображает этот торговый караван: исторически точны размер и формы челнов и парусов, кольчуги, щиты и шлемы. Вот это сочетание сказочной красоты и исторической достоверности и напоминает былинную реальность.)

VII. Итог урока.

– Из Подводного царства Садко спасает «старичок». Определите, он персонаж древней сказки или представитель более поздних религиозных верований? (Высказывания детей.)

Рассказ о Николае Чудотворце.

Одним из очень почитаемых святых на Руси был Николай Чудотворец. В реальной истории Византии (а Русь приняла христианство именно из этой страны) Николай был епископом города Мирры в одной из областей Византии – Аикия. Он жил в IV веке нашей эры и носил имя Николай Мирликийский. Став русским святым, Николай стал называться Николой Угодником, Николаем Чудотворцем. Поскольку считалось, что он помогает морякам во время бури, стали ставить церкви в его честь, называя его Николой Мокрым. Были Никольские Морские соборы.

– Какие слова были эпиграфом нашего урока? Прочтите их еще раз.