twitter ВКонтакте facebook

С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать»

Цели: формировать умение осознавать особенности построения произведения и его художественные достоинства; развивать умение высказывать суждение о прочитанном, самостоятельность в чтении.

Оборудование: портрет С. Козлова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Дети предлагают варианты эпиграфов к выбранной ими главе учебника (с. 152).

III. Подготовка к восприятию.

Информация для учителя

Обратите внимание на то, что в слове ПОСУМЕРНИЧАТЬ корневое ударение приходится на второй слог – посумерничать, от слова су-мерки.

На доске запись:

      В зеркальце озера смотрится солнце,

      Радуга кружится, как карусель.

      Новых друзей нам искать не придется,

      Если не бросим мы старых друзей.

  Прочитайте эти строки. Что скажете?

– Сегодня у нас встреча с нашими старыми друзьями из сказок Сергея Козлова. Откройте учебник на странице 152.

IV. Чтение и анализ произведения (с. 152–155).

1. Обсуждение названия сказки.

– Прочитайте название сказки.

– О чем нам говорит название?

– Давайте узнаем, какая же история произошла с Ёжиком и Медвежонком.

2. Чтение сказки «Разрешите с вами посумерничать» учащимися по цепочке.

3. Беседа по содержанию.

1) Попробуем вспомнить особенности характера каждого героя. (Медвежонок – очень эмоциональный, чувствительный, разговорчивый, с любовью и большим уважением относящийся к Ёжику. 

Ёжик – тонкий, поэтичный, философ и учитель, исследователь и автор всех идей.

Заяц – эмоционально очень неразвитый, малочувствительный, но жаждущий общения с теми, кто чувствует тоньше и более глубоко, чем он.)

2) О чем эта сказка? (Красота природы требует нашего специального внимания, развитой души и развитого глаза. Важнейшая в жизни ценность – это общение друг с другом, причем не обсуждение каких-то текущих дел, но молчаливое общение-понимание, ощущение внутреннего единства с другим.)

3) Что нужно уметь делать, чтобы по-настоящему сумерничать? (Чтобы по-настоящему сумерничать, надо уметь вглядываться в природу и прислушиваться к ней. Кроме этого, надо просто уметь молчать, наслаждаться молча присутствием другого, близкого тебе человека, совместно чем-то любоваться.)

4) Кто из героев умеет это делать? А кто не умеет и почему? (Ёжик умеет сумерничать, потому что он по своей природе – поэт. Медвежонок научился сумерничать, потому что он очень эмоциональный и впечатлительный, а еще потому, что он очень привязан к Ёжику, дружит с ним и постоянно с ним общается. Заяц пока совсем не умеет сумерничать, потому что не умеет прислушиваться ни к окружающим его «другим», ни к окружающему миру.)

5) А кто из вас умеет «сумерничать»? (То есть  умеете ли вы замечать красивое в природе? Умеете ли ценить присутствие близкого вам человека рядом и вместе с ним молча любоваться чем-то?)

6) Кто же в этой сказке настоящий учитель, Ёжик или Медвежонок? Покажите, обращаясь к тексту. (Конечно, Ёжик: «Послушайте, как тихо!» И только это побуждает всех успокоиться и начать, наконец, сумерничать, то есть молча слушать окружающий мир и молча ощущать присутствие друг друга в нем.)

7) Трудно пришлось Медвежонку с Зайцем? (Да.)

8) Что же делать на месте Медвежонка, как быть с многочисленными вопросами Зайца? (Что лучше: одергивать, не реагировать на его пустую болтовню или сказать: «Послушайте, как тихо»?)

9) Как вы понимаете смысл финала сказки? (Финал – это законченный смысловой отрывочек. От слов «…Стало совсем темно…» и до конца сказки.)

– Стало красиво, это заметили и Ёжик, и Медвежонок, от этого им стало тепло и уютно. То есть тепло и уютно оттого, что оба заметили, как красиво, что вместе наслаждаются красотой.

– Эта сказка попала в XII главу по праву или случайно? (Конечно, не случайно. Ведь именно красота: сумерки, разлившаяся тишина, золотая долька луны – объединяет героев, побуждает почувствовать, что они вместе, что жить хорошо.)

V. Итог урока.

– Кто же догадался, почему Сергей Козлов дал название сказке «Разрешите с вами посyмерничать»?

Домашнее задание. По выбору учащихся:

1. Выразительное чтение сказки (с. 152–155).

2. Чтение сказки по ролям.

3. Инсценировка понравившегося отрывка из сказки.