Follow @Pyccstudy |
Цели:
формировать умение осознавать
особенности построения произведения и его художественные достоинства;
развивать
умение высказывать суждение о прочитанном, самостоятельность в чтении.
Оборудование:
портрет С. Козлова.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Дети
предлагают варианты эпиграфов к выбранной ими главе учебника (с. 152).
III.
Подготовка к восприятию.
Информация
для учителя
Обратите
внимание на то, что в слове ПОСУМЕРНИЧАТЬ корневое ударение приходится
на
второй слог – посумерничать,
от
слова су-мерки.
На
доске
запись:
В
зеркальце озера смотрится солнце,
Радуга
кружится, как карусель.
Новых
друзей нам искать не придется,
Если
не бросим мы старых друзей.
– Прочитайте эти строки. Что
скажете?
–
Сегодня у нас
встреча с нашими старыми друзьями из сказок Сергея Козлова. Откройте
учебник на
странице 152.
IV.
Чтение и анализ произведения (с.
152–155).
1.
Обсуждение названия
сказки.
–
Прочитайте
название сказки.
–
О чем нам
говорит название?
–
Давайте
узнаем, какая же история произошла с Ёжиком и Медвежонком.
2.
Чтение сказки
«Разрешите с вами
посумерничать» учащимися по цепочке.
3.
Беседа
по содержанию.
1)
Попробуем
вспомнить особенности характера каждого героя. (Медвежонок
– очень
эмоциональный, чувствительный, разговорчивый, с любовью и большим
уважением
относящийся к Ёжику.
Ёжик
– тонкий, поэтичный, философ и учитель, исследователь и автор
всех идей.
Заяц
– эмоционально очень неразвитый, малочувствительный, но
жаждущий общения с
теми, кто чувствует тоньше и более глубоко, чем он.)
2)
О чем эта
сказка? (Красота природы требует нашего специального
внимания, развитой души
и развитого глаза. Важнейшая в жизни ценность – это общение
друг с другом,
причем не обсуждение каких-то текущих дел, но молчаливое
общение-понимание,
ощущение внутреннего единства с другим.)
3)
Что нужно
уметь делать, чтобы по-настоящему сумерничать? (Чтобы
по-настоящему
сумерничать, надо уметь вглядываться в природу и прислушиваться к ней.
Кроме
этого, надо просто уметь молчать, наслаждаться молча присутствием
другого,
близкого тебе человека, совместно чем-то любоваться.)
4)
Кто из героев
умеет это делать? А кто не умеет и почему? (Ёжик умеет
сумерничать, потому
что он по своей природе – поэт. Медвежонок научился
сумерничать, потому что он
очень эмоциональный и впечатлительный, а еще потому, что он очень
привязан к
Ёжику, дружит с ним и постоянно с ним общается. Заяц пока совсем не
умеет
сумерничать, потому что не умеет прислушиваться ни к окружающим его
«другим»,
ни к окружающему миру.)
5)
А кто из вас
умеет «сумерничать»? (То есть
умеете ли
вы замечать красивое в природе? Умеете ли ценить присутствие близкого
вам
человека рядом и вместе с ним молча любоваться чем-то?)
6)
Кто же в этой
сказке настоящий учитель, Ёжик или Медвежонок? Покажите, обращаясь к
тексту. (Конечно,
Ёжик: «Послушайте, как тихо!» И только это
побуждает всех успокоиться и начать,
наконец, сумерничать, то есть молча слушать окружающий мир и молча
ощущать
присутствие друг друга в нем.)
7)
Трудно
пришлось Медвежонку с Зайцем? (Да.)
8)
Что же делать
на месте Медвежонка, как быть с многочисленными вопросами Зайца? (Что
лучше:
одергивать, не реагировать на его пустую болтовню или сказать:
«Послушайте, как
тихо»?)
9)
Как вы
понимаете смысл финала сказки? (Финал – это законченный
смысловой отрывочек. От
слов «…Стало совсем темно…» и
до конца сказки.)
–
Стало красиво,
это заметили и Ёжик, и Медвежонок, от этого им стало тепло и уютно. То
есть
тепло и уютно оттого, что оба
заметили, как красиво, что вместе
наслаждаются красотой.
–
Эта сказка
попала в XII главу по праву или случайно? (Конечно, не
случайно. Ведь именно
красота: сумерки, разлившаяся тишина, золотая долька луны –
объединяет героев,
побуждает почувствовать, что они вместе, что жить хорошо.)
V.
Итог урока.
–
Кто же
догадался, почему Сергей Козлов дал название сказке
«Разрешите с вами посyмерничать»?
Домашнее
задание.
По выбору учащихся:
1.
Выразительное
чтение сказки (с. 152–155).
2.
Чтение сказки
по ролям.
3.
Инсценировка
понравившегося отрывка из сказки.