twitter ВКонтакте facebook

Н. Матвеева «Галчонок». Ш. Перро «Рике с хохолком»

Цели: развивать умения понимать прослушанный текст, выразительно читать, ценить богатство, образность языка художественного произведения; расширять круг чтения детей.

Оборудование: портреты Н. Матвеевой, Ш. Перро.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Задания по выбору учащихся:

1. Выразительное чтение сказки (с. 152–155).

2. Чтение сказки по ролям.

3. Инсценировка понравившегося отрывка из сказки.

III. Чтение и анализ стихотворения Н. Матвеевой «Галчонок» (с. 156).

Информация для учителя

Новелла Николаевна Матвеева родилась в 1934 году в г. Пушкино под Ленинградом, училась в Подмосковье, там же начинала и трудовую деятельность, семь лет проработав в Щёлковском детском доме Московской области. Окончив в 1962 году литературные курсы при Литературном институте имени А. М. Горького, Матвеева полностью отдается литературной работе.

Особое место в творчестве Матвеевой занимают детские стихи. Это стихи и веселые, и грустные, и даже сердитые.

Новелла Матвеева – тонкий пейзажный лирик, ее стихи напоминают иногда живописные полотна благодаря наблюдательности автора, ее способности увидеть необычное в окружающем мире.

1. Выразительное чтение стихотворения (с. 156) учащимися про себя.

2. Выразительное чтение стихотворения учителем.

3. Лексическая работа.

Объяснить смысл слова КРИНИЦЫ помогает консультант Кот Ученый (с. 171, раздел «Совет консультантов»).

4. Беседа по содержанию.

– Так в чем же секрет красоты? Или, может быть, речь не только о ней, но и о чем-то другом? (Секрет прост: красиво то, что любишь. Сила любви окрашивает всё в особые тона, заставляет видеть красивое там, где другие, с безразличным взглядом, этого не замечают. Когда речь идет о красоте, значит, это сразу же и о любви.)

IV. Чтение и анализ произведения Ш. Перро «Рике с хохолком» (с. 156–162).

Информация для учителя

Прочтение этой сказки завершает работу в третьем классе. Сказка является достаточно сложной, поэтому на тексте сказки можно проверить, насколько улучшилась техника чтения к концу года.

1. Чтение текста сказки учащимися по цепочке.

Лексическая работа осуществляется по ходу чтения.

2. Беседа.

1) Как вы думаете, кого из двух сестер полюбит Рике с хохолком? Обоснуйте свое мнение.

(– Кто из вас, ребята, еще не прочитал сказку до конца? Я прошу разрешения у тех, кто прочитал, дать возможность высказаться тем, кто знакомится с текстом впервые.)

2) Можно ли считать, что тот ум, который появился у старшей дочери, – это ее собственный ум? (Необходимо объяснить детям смысл фразы: «Ничто, сударыня, не служит столь верным признаком ума, как мысль об его отсутствии, и такова уж его природа, что чем больше его имеешь, тем больше его недостает». Сама мысль человека о том, что у него недостает ума,– это признак того, что этот человек умный. Природа (или особенность) ума заключается в следующем: чем умнее человек, тем больше он понимает, что ума у него недостаточно, и ему хочется решать все более и более сложные проблемы, хочется быть интересным для все более и более умных людей.) (Ответить на этот вопрос можно и «да», и «нет».)

3) Как вы считаете, должна ли принцесса из чувства благодарности выйти замуж за Рике или имеет право выйти замуж по любви? (Ум принцессы напрямую зависит от данного ею Рике обещания.)

4) Предположите, как будут развиваться события дальше.

V. Итог урока.

– Чем полезна для нас, читателей, эта сказка?

Домашнее задание.

Дочитать текст сказки (с. 162–166) до конца.