twitter ВКонтакте facebook

Ш. Перро «Рике с хохолком». Б. Заходер «Что красивей всего?»

Цели: продолжить знакомство детей со сказкой «Рике с хохолком»; формировать навыки беглого чтения, развивать речь учащихся.

Оборудование: портрет Ш. Перро.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. «Разминка для ума».

– Догадайтесь, кому принадлежат эти строки:

                   Жил некогда король

                   И всеми был любим,

                   И так он был велик,

                   Премудр и прекрасен,

                   Любезен в мире,

                   А в войне ужасен,

                   Что только сам с собою

                   Был сравним.

                   В стране его был мир,

                   Соседи трепетали,

                   А добродетель счастлива была,

                   И под его эгидой процветали

                   Художества и ремесла.

– Имя того, кому принадлежат эти стихотворные строки, – Шарль Перро. Страну без короля невозможно было представить даже в сказке.

– Сегодня мы продолжим знакомство со сказкой Ш. Перро «Рике с хохолком».

2. Чтение сказки учащимися (с. 163–166) по цепочке.

III. Работа по содержанию произведения.

Беседа (с. 166).

1. Ваши ожидания оправдались? (Раз сказка названа «Рике с хохолком», значит, все основные события должны быть связаны прежде всего с ним, а не с принцессой.)

2. Что же повлияло на решение принцессы? Подтвердите свое мнение строчками из текста.

3. Правда ли, что можно не замечать каких-то физических недостатков человека, если он необыкновенно умный? (Анализ фрагмента сказки – последнего абзаца на с. 165, который заканчивается на с. 166.)

4. Правда ли, что умный человек при любой внешности может казаться красивым? (Любовь – это сила, помогающая лучше видеть.)

5. Так в чем же секрет красоты? (Вспомните эту странную галчиху, которая потеряла галчонка, из стихотворения Новеллы Матвеевой.)

– Секрет красоты – в любви.

(На доске учитель заранее должен написать эпиграф к этому уроку.)

– Прочитайте слова эпиграфа нашего урока:

                                  Зорко одно лишь сердце.

                                  Самое главное глазами не увидишь.

А. Сент-Экзюпери

IV. Чтение и анализ стихотворения Б. Заходера «Что красивее всего?» (с. 167–168).

1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

2. Беседа (с. 168).

– Герой Бориса Заходера «не смог» ответить на вопрос: «Что красивее всего?»  А у каждого из вас есть свои предположения? (Каждый видит красивое в том, что близко именно ему. Каждый может научиться видеть мир поэтически! Обнаруживать красоту в окружающем нас мире, который находится рядом с нами и создан для нас.)

V. Итог урока.

– Над этой удивительной загадкой наш учебник и предлагает вам поразмышлять в каникулы. Скоро наступит лето, и у всех нас будет еще больше возможностей вглядываться, вслушиваться и – главное – общаться!

– Мы закончили работу с учебником «Литературное чтение. 3 класс». Появились ли у вас любимые произведения?

– Надеюсь, что и во время каникул вы не расстанетесь со своими любимыми книгами, будете  читать и другие и узнаете много нового и интересного. Один мудрый мыслитель древности – Цицерон – сказал: «Дом без книг – это тело без души».