twitter ВКонтакте facebook

Итоговая контрольная работа по литературному чтению

Задание 1

Кот-ворюга

(Отрывок)

Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

Это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.

Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей.

Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.

Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.

Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронесся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями.

Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана: в нем было десять жирных окуней, пойманных на Прорве.

Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.

Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу.

Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу; она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл.

(К. Паустовский.)

1. Прочитай вслух вполголоса.

2. По сигналу учителя отметь место, где ты читаешь, простым карандашом.

3. Дочитай текст.

4. Подчеркни карандашом те слова, выражения, которые характеризуют кота.

5. Как автор относится к коту?

а) с презрением;

б) с мягким юмором.

 

Задание 2

Златовласка

(Отрывок)

Иржик сел на берегу отдохнуть. Рыбаки его спрашивают:

– Куда шагаешь, добрый человек?

– Да вот ищу невесту для своего старого короля. Приказал достать ему в жены красавицу с золотыми волосами. А где ее найдешь?

Переглянулись рыбаки, сели на песок рядом с Иржиком.

– Ну что ж, – говорят, – ты нас помирил, а мы добро помним. Поможем тебе.

Красавица с золотыми волосами на всем свете только одна. Это дочь нашего короля. Вон видишь на море остров, а на острове – хрустальный дворец? Вот там она и живет, в этом дворце. Каждый день на рассвете она расчесывает волосы. Тогда занимается над морем такая золотая заря, что мы просыпаемся от нее в своей хижине и знаем, что пора нам, значит, на ловлю. Мы перевезем тебя на остров. Только узнать красавицу почти невозможно.

– Это почему же? – спрашивает Иржик.

– А потому, что у короля двенадцать дочерей, а золотоволосая одна. И все двенадцать королевен одеты одинаково. И у всех на головах одинаковые покрывала. Волос под ними не видно. Так что дело твое, Иржик, трудное.

Перевезли рыбаки Иржика на остров. Иржик пошел прямо в хрустальный дворец к королю, поклонился ему и рассказал, зачем попал на остров.

– Ладно! – сказал король. – Я человек не упрямый. Отдам дочь замуж за твоего короля. Но за это ты должен три дня выполнять мои задачи. Идёт?

– Идёт! – согласился Иржик.

(Чешская сказка.)

1. Прочитай текст вполголоса и про себя.

2. Какие черты народной волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте?

а) магические числа;

б) волшебные цвета;

в) наличие волшебных предметов.

3. Подчеркни те фрагменты текста, которые подтверждают твой предыдущий ответ. Над каждым фрагментом поставь соответствующую ему букву.

4. Какие ситуации, события тебе уже встречались в других прочитанных тобою волшебных сказках?

Подчеркни соответствующие фразы, предложения волнистой чертой.

 

Задание 3

                            * * *

       Славная осень! Здоровый, ядреный

       Воздух усталые силы бодрит;

       Лёд неокрепший на речке студёной

       Словно как тающий сахар лежит.

       Около леса, как в мягкой постели,

       Выспаться можно – покой и простор!

       Листья поблекнуть еще не успели,

       Желты и свежи лежат, как ковёр.

(Н. Некрасов)

1. Прочитай стихотворение вполголоса и про себя.

2. Как лучше читать стихотворение?

а) тихо и задумчиво;

б) громко, четко, радостно;

в) печально.

3. Раздели стихотворение на строфы.

4. Соедини рифмующиеся слова в 1-й и 2-й строфе.

5. Лирический герой воспринимает окружающий мир:

а) только глазами;

б) всеми чувствами.

(Обведи нужную букву.)

6. Подчеркни одной чертой те слова и строчки в стихотворении, которые подтверждают твое мнение.

7. Найди в стихотворении приемы сравнения и подчеркни волнистой линией.