twitter ВКонтакте facebook

ЧЕЛОВЕК – ХОЗЯИН И ТВОРЕЦ ВРЕМЕНИ

Страницы учебника: 40–48.

Цели: обнаружить важную особенность авторской литературы – писатель сам творит календарь, то есть человек уже не раб времени, как это было в фольклоре, а властелин.

Оборудование: карта звездного неба, настенный и отрывной календари, маски для инсценировки, таблица достижений.

Ход урока

I. Организационный момент.

                   Много планет вокруг Солнца летает,

                   Может быть, люди на них обитают?

                   Давай-ка в ракету мы сядем скорей,

                   К далеким планетам помчимся быстрей.

Учитель. Внимание! Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Я – командир корабля. Вы – экипаж.

Пристегнуть ремни. Контакт! (Есть контакт!)

Пуск!.. Работают все приборы космического корабля.

Внимание на карту полета.

II. Введение в тему.

– Рассмотрите шмуцтитул второй главы. Поделитесь своими мыслями. (Высказывания детей.)

III. Объявление темы. Постановка цели.

– Прочитайте название «планеты». («Планета Новогодних Елок».)

Сегодня мы познакомимся с календарем этой планеты, выясним, как на этой планете решается вопрос времени, рассмотрим достижения жителей этой сказочной планеты.

IV. Изучение нового материала.

1. Подготовка к восприятию произведения.

– Отгадайте загадку.

                   Под Новый год пришел он в дом

                   Таким веселым толстяком.

                   Но с каждым днем терял он вес

                   И, наконец, совсем исчез.

               (Календарь.)

Сценка «Календарь»

(по Н. Подлесовой)

(Участвуют заранее подготовленные дети.)

Ежик. Ты зачем листья собираешь?

3аяц (считает желтые листья, собирая их с земли). Хочу из них календарь на зиму сделать.

Ежик. А зачем тебе календарь?

3аяц. Чтобы зима нас не обманывала. Лето быстро проходит, а зима всегда долго тянется. Буду отрывать от календаря каждый день по листку. А как сорву последний листок – пусть зима уходит из леса.

Ежик. А если она не послушается? Что ты тогда будешь делать?

3аяц. Как что? Пойду Медведя будить. Вылезет Медведь из берлоги – сразу зима убежит.

Беседа-анализ о разных календарях.

– Какие бывают календари?

– Что можно узнать по календарю?

– Как вы думаете, календарь наших предков похож на современный? (Высказывания детей.)

Из истории календаря.

На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.

Форма календаря (месяцеслова) была круглой. Отсюда в русском языке выражение круглый год. Почему возникла такая форма календаря?

Для каждого времени года выбираем свой цвет: для зимы – синий или голубой, как лед и снег под солнцем; для весны – зеленый, потому что все зеленеет и расцветает; для лета – красный, так как жарко, дни светлые и долгие (вспоминаем выражение лето красное); для осени – желтый, как листья на деревьях.

Основу календаря составляли сезонные изменения в природе. В устном народном творчестве отразилось разное восприятие человеком времен года: осень – зима ассоциировались с засыпанием и заколдованным сном-смертью, а весна – лето – с возрождением и пробуждением. Цикличность календаря напоминает человеческую жизнь, где весна – это молодость, лето – расцвет, осень – время сбора плодов (хорошо, если они есть, а то можно жизнь прожить, а плодов не собрать), зима – время мудрости и покоя.

– Как выглядел древнеславянский календарь?

Во время раскопок древнеславянских поселений ученые нашли несколько сосудов разной формы, на которые были нанесены одинаковые знаки. Расшифровывая эти знаки, археологи сразу обратили внимание на то, что они опоясывали сосуд полосой, разделенной на 12 частей.

Вывод: эти сосуды представляли собой первые древнеславянские календари. Разделив год на 12 месяцев, древние славяне отмечали наиболее важные занятия для каждого из них.

Например, с весенними месяцами связывалось изображение древнейшего плуга – орала – и знак солнца. Рисунки, соответствующие летним месяцам, содержали стилизованные картины засеянных полей и изображения растений, а осенние месяцы отмечены косыми чертами – распаханное поле.

2. Знакомство с произведением.

– Прочитайте отрывок из сказочной повести Джанни Родари «Планета Новогодних Елок» и подумайте: мог ли такой фантастический календарь появиться в народной литературе? (Такой календарь – плод авторской фантазии, а не народной. Народная литература отражает полную зависимость человека в древние времена от природы. Время воспринималось как круг, как сезонная повторяемость природы; эта же повторяемость стала яркой особенностью композиции сказки и былины.)

3. Повторное чтение и беседа по содержанию.

– Если судить по календарю Планеты Новогодних Елок, люди, живущие там, жили до НАС или живут ПОСЛЕ НАС, то есть уже прошли в своем развитии такой период, в котором находимся мы сейчас? Обоснуйте свое мнение. (Рассуждения детей. Скорее всего, школьники будут склоняться к мысли, что жители Планеты Новогодних Елок жили после нас, поскольку они сумели подчинить время своим удовольствиям. Более того, они научились наслаждаться прекрасным.)

Физкультминутка

Аутотренинг-релаксация.

ТВОЯ ЗВЕЗДА

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Теперь представьте себе, что над вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это ваша звезда, она принадлежит вам и заботится о том, чтобы вы были счастливы. Представьте себе, что вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Представьте себе еще, что этот свет насквозь пронизывает все ваше тело... Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что вы, как и ваша звезда, тоже испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем ребятам в классе... Подумайте обо всех,  кто  находится в классе, и пошлите всем немного своего света...

Теперь пошлите немного света своего людям, которых нет в этой комнате: вашим домашним, друзьям, а также близким и знакомым.

Теперь прислушайтесь к себе самому. Ощущаете ли вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (5 секунд.)

Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда вы устали или у вас грустное настроение.

А теперь попрощайтесь со своей звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, вы откроете глаза. Раз... Два... Три...

4. Работа по теме урока (продолжение).

На доске записана тема урока: «Человек – хозяин и творец времени».

– Найдите в тексте подтверждения тому, что жители Планеты Новогодних Елок победили время. (Так, весь май, например, посвящен любованию закатами. Кроме этого, на планете есть и те четыре действия математики, что и на Земле, но есть и дополнительные. Люди на этой планете победили войну. Во время соревнований все являются победителями, то есть не создается никаких оснований для ссор и борьбы. На этой планете возможен полный произвол: апрель можно считать и первым месяцем года – если считать сначала, и последним – если считать с конца.)

– Какие проблемы людям Планеты Новогодних Елок удалось решить? (Людям Планеты Новогодних Елок удалось решить самые важные проблемы: мирного сосуществования, жизни без войны, конкуренции и ссор. Все их изобретения носят мирный характер (самое важное и памятное сражение – это сражение в шашки). Они обладают безмерной жаждой удовольствий и огромным чувством юмора. Достаточно посмотреть на их почетные звания и оценить их изобретения: они празднуют день рождения изобретателя дырок в сыре, а также изобретателя машины для резания бульона и изобретателя прибора, с помощью которого дождь идет вверх, а не вниз.)

5. Характеристика жителей удивительной планеты.

– Давайте познакомимся с жителями этой удивительной планеты. Что вы можете о них сказать, судя по их календарю? (Остроумные, добрые, открытые, изобретательные и т. д.)

– Кто они: люди с душой детей, поэтов, бездельников или обыкновенные люди, которые понимают, в чем смысл жизни? (Назвать этих людей бездельниками никак нельзя. Во-первых, у них очень много изобретений. Во-вторых, очень много достижений, главным из которых является вот этот календарь, где время подчиняется человеку, а не наоборот. В-третьих, их многочисленные поговорки (а это школа их народной мудрости) выражают прежде всего уважение к людям труда и осуждение бездельников.)

– Что же любят люди на этой планете? (Если судить по названиям месяцев (апрель, сверхапрель, май, сверхмай...) и по их числу в году (их всего шесть), ясно, что люди на этой планете любят только весну и лето. Если посмотреть на дни недели, станет понятна их логика: они предпочитают исключительно праздники и выходные дни и т. д.)

– А в чем же смысл жизни этих людей? (Смысл жизни жителей этой планеты, очевидно, в том, чтобы наслаждаться жизнью – жизнью без войн и ссор, жизнью, посвященной мирным изобретениям и невинным удовольствиям. Как говорит писатель, «важно, что они вовремя замечают, что мир прекрасен».)

– У людей, которые сочинили такой календарь, есть чувство юмора? Покажите это, если видите. (Учащиеся читают любые фразы, которые кажутся им смешными. Диапазон здесь огромный. Например, некоторых смешит факт сражения в шашки, «длившегося семь часов и сорок бутылок газированной воды». Некоторые считают смешным факт изобретения «машины для резания бульона и прибора, с помощью которого дождь идет вверх, а не вниз». Другим кажутся остроумными почетные звания, например «Двойной кавалер ордена Уздечки Деревянной Лошадки с золотыми шпорами» или «Сиятельный червь Неспелого яблока и Всемирный чемпион по фигурному катанию на одном коньке». Встречаются школьники, которые могут оценить и очень тонкую шутку, например, во фразе «Рожденные в сверхмае всегда говорят правду, кроме тех случаев, когда лгут» и т. д.)

6. Обобщение изученного.

– Назовите главное отличие календаря Планеты Новогодних Елок. (Он «добровольный». Главное в нем то, что люди выбрали из общепринятого календаря только то, что им нравится.)

– Что это значит? (Высказывания детей.)

7. Работа по группам.

– Составьте «отчет» нашего путешествия. Заполните таблицу достижений жителей Планеты Новогодних Елок.

Достижения жителей Планеты Новогодних Елок

1. Нет войн, ссор, конкуренции.

2. Жизнь в удовольствие (наслаждение красотой)

V. Итог урока.

Учитель. Наше космическое путешествие подходит к концу. Пора возвращаться.

                   Три! Два! Один! Пуск!

                   Планета Земля – родимый наш дом!

                   Но много ли, дети, мы знаем о нем?

                   Загадки ее постоянно решаем,

                   Но многого так до конца и не знаем.

                   Чтоб жизнь на планете родной сохранить,

                   Надо стараться на ней не сорить!

                   А сколько уж лет говорят год от году:

                   «Люди, пожалуйста, берегите природу!»

– Какое настроение у вас возникло после прочтения такого необычного календаря?

Домашнее задание: написать сочинение-описание на тему «Планета моей мечты»; узнать об авторе.