twitter ВКонтакте facebook

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА, СОЗДАННОГО ДЖ. РОДАРИ В ПОВЕСТИ «СТАРИННЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПЛАНЕТЫ НОВОГОДНИХ ЕЛОК»

Страницы учебника: 40–48.

Цель: рассмотреть черты художественного мира, созданного Джанни Родари.

Оборудование: портрет Дж. Родари, выставка книг писателя.

Ход урока

I. Организационный момент.

           В страну Вообразилию

           Попасть не так уж сложно,

           И если постараешься,

           То очень даже можно.

           Раскрытый зонт сильней крути,

           Вращай его, вращай

           И все фантазии, мечты

           В реальность превращай.

II. Проверка домашнего задания.

1. Работа в группах.

Дети читают свои сочинения вначале в группах, выбирают два лучших, которые  затем  будут прочитаны для всего класса.

2. Рассказ о писателе.

Джанни Родари (1920–1980) обладал свежим и острым взглядом на мир.

Сам писатель рассказывал о себе: «Я стал писателем почти случайно. Мне хотелось быть скрипачом, и я несколько раз учился играть на скрипке. Еще мне хотелось стать художником. Но в школе у меня всегда были плохие отметки по рисованию. К сожалению, в школе нас заставляли делать такие нудные вещи, что они могли вывести из терпения даже корову».

Джанни Родари работал учителем в школе. Он сам был очень молод, любил рассказывать ребятам разные смешные истории, и дети смеялись.

– Какие произведения писателя вам известны? («Приключения Чиполлино», «Джельсомино в стране лжецов», «Голубая стрела», «Маленькие бродяги», «Чем пахнут ремесла» и др.)

III. Актуализация опорных знаний.

– Чем интересна повесть «Старинный календарь Планеты Новогодних Елок», отрывок из которой мы читали? (Высказывания детей.)

Вывод: поскольку календарь на этой планете «добровольный», можно сказать о полной победе жителей над временем.

IV. Объявление темы и постановка цели урока.

– Сегодня на Планете Новогодних Елок мы открываем нашу творческую лабораторию. Вспомните, что проводят в лаборатории? (Исследования.)

– Совершенно верно. Мы сегодня проведем следующие исследования:

1) определим черты художественного мира, созданного Джанни Родари;

2) рассмотрим скульптуры Сальвадора Дали на «Международной выставке».

V. Изучение нового материала.

Учитель. Рассмотрим структуру текста Джанни Родари. (Каждый раз повторяются пять рубрик.)

– Рассмотрите названия рубрик. («Описание», «Памятные даты», «Гороскоп», «Почетное звание», «Поговорки месяца».)

– Содержание какой рубрики могло бы без изменений быть использовано и в нашем календаре? О чем это говорит? (Содержание рубрики «Поговорки месяца» носит общечеловеческий характер. Жители Планеты Новогодних Елок пользуются такими же поговорками, что и жители планеты Земля.)

– Прочитайте поговорки.

– Как вы  понимаете смысл поговорок: «Клади голову так, чтобы утром ее найти» и «Пустая бочка пуще гремит»? («Не вступай ни в какие сомнительные и рискованные дела», «Планируй свой завтрашний день с вечера», «Чем меньше человек делает, тем он больше, как правило, говорит о сделанном».)

– Покажите, обращаясь к поговоркам, что на этой планете:

а) ценят целеустремленных и смелых людей («Храброму счастье помогает», «Кто хочет – может»);

б) не любят болтунов и бездельников («Не хвались началом, хвались концом», «Не спеши языком, торопись делом», «Много хочешь знать, меньше надо спать», «Кто ленится, тот не ценится», «Пустая бочка пуще гремит»);

в) уважают тех, кто работает и поступает добросовестно («Доброе начало – половина дела», «Делай хорошо, плохо само получится», «Кто ленится, тот не ценится»).

– Какие из поговорок посвящены времени? (Здесь нет таких поговорок. Сами слова «начало», «конец», «минутка», которые встречаются в поговорках, совсем не означают, что поговорки посвящены времени.)

– Содержание каких рубрик вызвало у вас улыбку? Объясните почему. («Почетное звание», очень неожиданные, сильно преувеличены, само название рубрики «Почетное звание» такое же, как на Земле. Но вот содержание этой рубрики на Планете Новогодних Елок носит абсолютно шуточный характер.)

– Послушайте описание года планеты Земля: «Год – это колесо с двенадцатью спицами – месяцами: промелькнут все 12 спиц, колесо сделает полный оборот – и опять мелькнет первая спица. А колесо уже не там – далеко укатилось» (по Н. Сладкову, В. Бианки).

– Назовите черты сходства и различия в календарях Земли и Планеты Новогодних Елок. (Ответы детей.)

Вывод: наличие двух времен года – весны и лета.

– Если бы вы были жителями Планеты Новогодних Елок, в каком месяце из этих четырех вам хотелось бы родиться? (Пожелания и мотивы этих пожеланий.)

Подведение итогов, обобщение.

– Какая главная мысль этого произведения? (Утверждается полная независимость человека от времени.)

Физкультминутка

Международная выставка «Необычный взгляд на мир».

– Мы покидаем Планету Новогодних Елок. Что из календаря этой планеты вы бы хотели воплотить на планете Земля? (Высказывания детей.)

– Что для этого надо?

– «Посетим» Международную выставку «Необычный взгляд на мир», разыщем там две скульптуры с изображением времени, созданные художником и скульптором Сальвадором Дали.

Учитель. Это произведение большой впечатляющей силы – один из шедевров Дали. На языке аллюзий и символов художник обозначил сознательную и активную память в виде механических часов и муравьев, суетящихся в них, а бессознательную – в виде мягких часов, которые показывают неопределенное время. Постоянство памяти изображает, таким образом, колебания между взлетами и падениями в состоянии бодрствования и сна.

– Можно ли сказать, что, с точки зрения Дали, человек в ХХ веке победил время? (Циферблат часов, сохранявший всегда четкие очертания круга, символизирующий неумолимость времени, его неограниченную власть над человеком, в изображении Дали теряет строгие очертания, делается мягким, пластичным. Его можно даже как шапочку с помпоном повесить на ветку дерева. Так образно художник говорит о том, что человек в ХХ веке начал одерживать победу над временем.)

– В какой скульптуре время еще сохраняет царственный облик и строгие очертания? (В первой скульптуре «Постоянство памяти» циферблат окаймлен золотым ободом и увенчан своеобразной золотой короной.)

– В чем значение человеческой памяти? (Человеческая память чудесна тем, что может оживить, воскресить любое событие, поэтому мы видим живой листочек на живой ветке.)

– В какой скульптуре часы напоминают профиль человека и видно, что время «течет»? (Во второй скульптуре «Профиль времени» циферблат лишен примет царственности, он напоминает профиль человека и буквально «стекает» с ветки дерева вниз на землю.)

– О чем это говорит? (О неумолимой власти времени над человеком, поэтому выполнена работа из жесткого материала – из металла, а в циферблате просматривается профиль человека, над которым властвует время.)

– Почему и те, и другие часы висят на дереве? (Дерево у всех народов символизирует вечность, является напоминанием о Мировом дереве, поскольку соединяет подземный мир (своими корнями) с земным (своим стволом) и небесным (своей кроной). Таким образом, часы логично повесить именно на дерево, чтобы порассуждать о времени и вечности, о взаимоотношениях человека и времени.)

VI. Итог урока.

– Чем похожи произведения Дж. Родари и С. Дали? (Их необычный взгляд на время заставляет читателей и зрителей задуматься о человеке как хозяине времени.)

Домашнее задание: подобрать пословицы о времени, объяснить их смысл; подобрать стихи на данную тему, иллюстрации на тему «Человек – властелин времени».