twitter ВКонтакте facebook

ОСОБОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ В СТИХОТВОРЕНИЯХ А. ВОЗНЕСЕНСКОГО «КАКОЕ НЕСИММЕТРИЧНОЕ ВРЕМЯ...», «ТИХО-ТИХО...»

Страницы учебника: 48–49.

Цель: выяснить на примере стихотворений Андрея Вознесенского, что в современной литературе восприятие времени особое – личностное, неповторимое.

Оборудование: выставка рисунков; песочные часы, портрет поэта.

Ход урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

– Отгадайте загадку:

             Что идет, не двигаясь с места? (Время.)

Люди давно заметили, что в природе все повторяется: разливаются реки, сменяются приливы и отливы, строгой чередой идут времена года. Сама природа как бы отсчитывает что-то... Что? (Время.)

Само слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя». Повторите это слово несколько раз. Что слышится? («Время» и «вертеть».)

Как бы вертелся круг, сменяющий события: вчера, сегодня, завтра...

Время не возвращается, оно идет только вперед.

II. Актуализация опорных знаний.

– Чем было время для наших предков? (Ответы детей.)

– Как эти представления о времени отразились в народном творчестве?

– Назовите как можно больше пословиц о времени.

(Делу время – потехе час. Поспешишь – людей насмешишь. Время течет как песок. Не спеши языком, торопись делом. День и ночь – сутки прочь. Минута час бережет. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.)

– Объясните смысл некоторых из них.

– Как изменилось представление  о времени в авторской литературе? Покажите на примерах.

Дети читают стихи, подготовленные к данному уроку.

                   На всех часах вы можете прочесть

                   Слова простые истины глубокой:

                   Теряя время, мы теряем честь.

                   А совесть остается после срока.

                   Она живет в душе не по часам,

                   Раскаянье всегда приходит поздно.

                   А честь на час указывает нам

                   Протянутой рукою – стрелкой грозной.

                   Чтоб наша совесть не казнила нас,

                   Не потеряйте краткий этот час.

                   Пускай, как стрелки в полдень, будут вместе

                   Веленья нашей совести и чести!

                  С. Маршак

                   Порой часы обманывают нас,

                   Чтоб нам жилось на свете безмятежней.

                   Они опять покажут тот же час,

                   И верится, что час вернулся прежний.

                   Обманчив дней и лет круговорот:

                   Опять приходит тот же день недели,

                   И тот же месяц снова настает –

                   Как будто он вернулся в самом деле.

                   Известно нам, что час невозвратим,

                   Что нет ни дням, ни месяцам возврата,

                   Но круг календаря и циферблата

                   Мешает нам понять, что мы летим.

                  С. Маршак

– Как  вы  думаете,  почему в авторской литературе снят культ времени? (Высказывания детей.)

III. Объявление темы и постановка целей урока.

1. Работа с выставкой рисунков.

– Рассмотрите рисунки, которые вы подготовили. Расскажите, что вы изобразили.

– Вспомните, какие представления о повторяющемся времени появились в фольклорном творчестве. (В древности – круговое представление о времени.)

Сегодня мы познакомимся с авторским взглядом на время, определим особенности восприятия времени А. Вознесенским.

2. Подготовка к восприятию.

– Что такое симметрия? (Точное повторение чего-либо относительно оси симметрии.)

– Назовите симметричные предметы, фигуры. (Бабочка, квадрат, ромашка и т. д.)

– А можно ли назвать симметричными циферблат часов, песочные часы, годовой круг?

3. Знакомство  со  стихотворением  «Какое несимметричное время!..».

Чтение стихотворения учителем.

– Согласны вы с «наблюдением» А. Вознесенского? (Высказывания детей.)

– Что вы заметили? (Это стихотворение похоже на японское хокку: возникает ощущение недоговоренности.)

Слово об авторе стихотворения.

Андрей Андреевич Вознесенский по образованию архитектор. В своих стихах он графичен.

Самостоятельное чтение.

– Прочитайте стихотворение А. Вознесенского самостоятельно.

– Какие чувства выражает поэт, создавая образ «искривленного» времени? (Когда мы занимаемся любимым делом, когда проводим свободное время с другом, с любимым человеком, время летит стремительно, незаметно. Когда же мы вынуждены делать что-то по обязанности, когда нам совсем не нравится то, чем мы занимаемся, когда общаемся с людьми в силу необходимости, а не желания, время тянется бесконечно долго. На любимое и нелюбимое дело может быть затрачено одно и то же количество времени, но человеку в одном случае покажется, что время пролетело моментально, а в другом – что оно тянулось мучительно долго.)

– Какие переживания могут обострить ощущение неравномерности протекания времени?

– О каких «последних минутах» говорит поэт? Что заканчивается? (Последние минуты перед разлукой, они пролетают очень быстро, когда не хочется, чтобы родной человек уезжал.)

– О какой разлуке говорят «последняя»? (Разлука, которая навсегда, навечно. Это смерть.)

– Могло ли такое высказывание появиться в древности, в устном народном творчестве? (Конечно, нет. Поэт говорит об особом времени – времени наших переживаний. Такое представление о времени как о времени наших переживаний не могло появиться в древние времена, в устном народном творчестве, оно могло появиться только в авторской литературе.)

– Появление письменной культуры как-то повлияло на течение времени для человека? (Появление письменной культуры ускорило развитие мышления человека, способствовало стремительному распространению знаний, а это резко увеличило темп жизни человека.)

– А появление телевидения и компьютеров повлияло на течение жизни современного человека? (Появление телевидения и компьютера позволяет современному человеку за очень короткое время получить очень большой объем информации – тот объем знаний, который раньше он получил бы за многие годы. Это делает жизнь современного человека намного насыщеннее и интенсивнее: сегодняшний человек плотнее проживает единицу времени, чем человек дописьменной культуры.)

Физкультминутка

           Как часовые на посту,

           Часы шагают в темноте.

           И слышится их четкий шаг:

           Тик-так! Тик-так! Тик-так!

           Ты на часы свои взгляни,

           Прислушайся, идут они?

           Часы тебя не подведут

           Они в любое время

           Тебе подскажут время.

           Чтоб не проспал ты свой урок,

           Часы тебя разбудят в срок,

               Хоть спрячь ты свой будильник

               В комод иль в холодильник.

             – Как долго тянется урок! –

               Совсем напрасен твой упрек.

               Лентяю две минутки

               Порой длинней, чем сутки.

               Зато минутки мчатся вскачь,

               Когда идет хоккейный матч.

               Часы твердят, что спать пора,

               Мы засыпаем до утра.

               Спят взрослые и дети,

               Часы за все в ответе.

               Тик-так, тик-так, тик-так.

4. Знакомство со стихотворением «Тихо-тихо...».

У А. Вознесенского своя особая манера создавать зрительный образ.

Чтение стихотворения учителем.

– Послушайте стихотворение «Тихо-тихо...» и попробуйте обнаружить этот образ.

(На доске иллюстрация (песочные часы), которая поможет увидеть образ часов.)

– Подтвердите свое предположение словами стихотворения. («Струйкой тихою песочка», «пересыпается цепочка», «текут секунды дней».)

Работа над рифмой.

– Составьте схему рифмовки стихотворения.

?

 

?

 

?

– узкий перешеек, как в песочных часах.

?

 

?

 

Анализ стихотворения.

– Найдите в стихотворении строчку, с помощью которой поэт передает чувство («...шее дышащей твоей».)

– Какое это чувство? (Любовь.)

Поэт любуется милым образом, ему хочется остановить мгновение молодости, однако ход времени неумолим.

– Приведите примеры, когда, любуясь милым образом, вам тоже хотелось остановить время. (Спящий младенец, бьющаяся жилка на маминой шее, поглаживание морщинок на руке бабушки.)

– Прочтите первые две строчки очень тихо и по слогам: вам этот ритм ничего не напоминает? (Первые две строчки представляют собой прозрачный четырехстопный хорей: двусложный размер с ударением на первом слоге: Ти-хо / ти-хо / слыш-но / точ-но // Kaк-те /кут-се / кун-ды / дней//.)

– Прочтите по слогам оставшуюся часть стихотворения: изменился ли ритм? Почему? Течение времени стало менее или более заметно? (Четкий и равнодушный ритм ходиков сбивается, делается более мелким и дробным, менее механическим – более очеловеченным: Струй-кой / ти-хо-ю-пе / соч-ка // Пе-ре-сы-па-ет-ся-це / поч-ка // На ше-е / ды-ша-щей тво-ей //. Этот сбой ритма делает течение времени не чем-то абстрактным, отдельным от человека, а вписывает человека в ход времени.)

– Когда мы стараемся не разбудить кого-то, мы шепчем, прикладывая палец к губам: «Ти-ше», или «ч-ч-ч..., ш-ш-ш...». Разыщите эти звуки в стихотворении. (Слова, содержащие звукопись: СлыШно, тоЧно, песоЧка, цепоЧка, на Шее дыШаЩей.)

IV. Обобщение изученного.

– Какое настроение вызвало у вас прочитанное?

– Каким показано время в стихах А. Вознесенского? (Время воспринимается как время человеческих переживаний.)

V. Итог урока.

– Что такое время? (Высказывания детей.)

– Как изменилось представление о времени? (В настоящее время – линейное: прошедшее – настоящее – будущее.)

Домашнее задание: читать книги Е. Велтистова «Миллион и один день каникул», К. Булычева «Сто лет тому вперед».