Follow @Pyccstudy |
Страницы
учебника: 48–49.
Цель:
выяснить на примере стихотворений
Андрея Вознесенского, что в современной литературе восприятие времени
особое –
личностное, неповторимое.
Оборудование:
выставка рисунков; песочные часы, портрет поэта.
Ход
урока
I.
Организационный момент. Введение в
тему.
–
Отгадайте
загадку:
Что идет, не двигаясь с места? (Время.)
Люди
давно
заметили, что в природе все повторяется: разливаются реки, сменяются
приливы и
отливы, строгой чередой идут времена года. Сама природа как бы
отсчитывает
что-то... Что? (Время.)
Само
слово
«время» происходит от старого русского слова
«вертемя». Повторите это слово
несколько раз. Что слышится? («Время» и
«вертеть».)
Как
бы вертелся
круг, сменяющий события: вчера, сегодня, завтра...
Время
не
возвращается, оно идет только вперед.
II.
Актуализация опорных знаний.
–
Чем было время
для наших предков? (Ответы детей.)
–
Как эти
представления о времени отразились в народном творчестве?
–
Назовите как
можно больше пословиц о времени.
(Делу
время – потехе час. Поспешишь – людей насмешишь.
Время течет как песок. Не
спеши языком, торопись делом. День и ночь – сутки прочь.
Минута час бережет. Не
откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.)
–
Объясните
смысл некоторых из них.
–
Как изменилось
представление о
времени в авторской
литературе? Покажите на примерах.
Дети
читают стихи, подготовленные к данному уроку.
На всех часах вы можете
прочесть
Слова простые истины
глубокой:
Теряя время, мы теряем честь.
А совесть остается после
срока.
Она
живет в душе не по часам,
Раскаянье всегда приходит
поздно.
А честь на час указывает нам
Протянутой рукою – стрелкой
грозной.
Чтоб
наша совесть не казнила нас,
Не потеряйте краткий этот
час.
Пускай, как стрелки в
полдень, будут вместе
Веленья нашей совести и
чести!
С. Маршак
Порой
часы обманывают нас,
Чтоб нам жилось на свете
безмятежней.
Они опять покажут тот же час,
И верится, что час вернулся
прежний.
Обманчив
дней и лет круговорот:
Опять приходит тот же день
недели,
И тот же месяц снова настает
–
Как будто он вернулся в самом
деле.
Известно
нам, что час невозвратим,
Что нет ни дням, ни месяцам
возврата,
Но круг календаря и
циферблата
Мешает нам понять, что мы
летим.
С. Маршак
–
Как
вы думаете, почему в авторской
литературе снят культ
времени? (Высказывания детей.)
III.
Объявление темы и постановка целей урока.
1.
Работа с выставкой рисунков.
–
Рассмотрите
рисунки, которые вы подготовили. Расскажите, что вы изобразили.
–
Вспомните,
какие представления о повторяющемся времени появились в фольклорном
творчестве.
(В древности – круговое представление о времени.)
Сегодня
мы
познакомимся с авторским взглядом на время, определим особенности
восприятия
времени А. Вознесенским.
2.
Подготовка к восприятию.
–
Что такое
симметрия? (Точное повторение чего-либо относительно оси
симметрии.)
–
Назовите
симметричные предметы, фигуры. (Бабочка, квадрат, ромашка и
т. д.)
–
А можно ли
назвать симметричными циферблат часов, песочные часы, годовой круг?
3.
Знакомство со
стихотворением «Какое
несимметричное время!..».
Чтение
стихотворения учителем.
–
Согласны вы с
«наблюдением» А. Вознесенского? (Высказывания
детей.)
–
Что вы
заметили? (Это стихотворение похоже на японское хокку:
возникает ощущение
недоговоренности.)
Слово
об авторе стихотворения.
Андрей
Андреевич Вознесенский
по образованию архитектор. В своих стихах он графичен.
Самостоятельное
чтение.
– Прочитайте
стихотворение А. Вознесенского самостоятельно.
–
Какие чувства
выражает поэт, создавая образ «искривленного»
времени? (Когда мы занимаемся
любимым делом, когда проводим свободное время с другом, с любимым
человеком,
время летит стремительно, незаметно. Когда же мы вынуждены делать
что-то по
обязанности, когда нам совсем не нравится то, чем мы занимаемся, когда
общаемся
с людьми в силу необходимости, а не желания, время тянется бесконечно
долго. На
любимое и нелюбимое дело может быть затрачено одно и то же количество
времени,
но человеку в одном случае покажется, что время пролетело моментально,
а в
другом – что оно тянулось мучительно долго.)
–
Какие
переживания могут обострить ощущение неравномерности протекания времени?
–
О каких
«последних минутах» говорит поэт? Что
заканчивается? (Последние минуты перед
разлукой, они пролетают очень быстро, когда не хочется, чтобы родной
человек
уезжал.)
–
О какой
разлуке говорят «последняя»? (Разлука,
которая навсегда, навечно. Это
смерть.)
–
Могло ли такое
высказывание появиться в древности, в устном народном творчестве? (Конечно,
нет. Поэт говорит об особом времени – времени наших
переживаний. Такое
представление о времени как о времени наших переживаний не могло
появиться в
древние времена, в устном народном творчестве, оно могло появиться
только в
авторской литературе.)
–
Появление
письменной культуры как-то повлияло на течение времени для человека? (Появление
письменной культуры ускорило развитие мышления человека, способствовало
стремительному распространению знаний, а это резко увеличило темп жизни
человека.)
–
А появление
телевидения и компьютеров повлияло на течение жизни современного
человека? (Появление
телевидения и компьютера позволяет современному человеку за очень
короткое
время получить очень большой объем информации – тот объем
знаний, который
раньше он получил бы за многие годы. Это делает жизнь современного
человека
намного насыщеннее и интенсивнее: сегодняшний человек плотнее проживает
единицу
времени, чем человек дописьменной культуры.)
Физкультминутка
Как часовые на посту,
Часы шагают в темноте.
И слышится их четкий шаг:
Тик-так! Тик-так! Тик-так!
Ты
на часы свои взгляни,
Прислушайся, идут они?
Часы тебя не подведут
Они в любое время
Тебе подскажут время.
Чтоб
не проспал ты свой урок,
Часы тебя разбудят в срок,
Хоть
спрячь ты свой будильник
В
комод иль в холодильник.
–
Как долго тянется урок! –
Совсем
напрасен твой упрек.
Лентяю
две минутки
Порой
длинней, чем сутки.
Зато минутки мчатся
вскачь,
Когда
идет хоккейный матч.
Часы
твердят, что спать пора,
Мы
засыпаем до утра.
Спят взрослые и дети,
Часы
за все в ответе.
Тик-так,
тик-так, тик-так.
4.
Знакомство со стихотворением
«Тихо-тихо...».
У
А.
Вознесенского своя особая манера создавать зрительный образ.
Чтение
стихотворения учителем.
–
Послушайте
стихотворение «Тихо-тихо...» и попробуйте
обнаружить этот образ.
(На
доске иллюстрация (песочные часы), которая поможет увидеть образ часов.)
–
Подтвердите
свое предположение словами стихотворения. («Струйкой
тихою песочка»,
«пересыпается цепочка», «текут секунды
дней».)
Работа
над рифмой.
–
Составьте
схему рифмовки стихотворения.
? | |
? | |
? | –
узкий перешеек, как в песочных часах. |
? | |
? | |
Анализ
стихотворения.
–
Найдите в
стихотворении строчку, с помощью которой поэт передает чувство («...шее
дышащей твоей».)
–
Какое это
чувство? (Любовь.)
Поэт
любуется
милым образом, ему хочется остановить мгновение молодости, однако ход
времени
неумолим.
–
Приведите
примеры, когда, любуясь милым образом, вам тоже хотелось остановить
время. (Спящий
младенец, бьющаяся жилка на маминой шее, поглаживание морщинок на руке
бабушки.)
–
Прочтите
первые две строчки очень тихо и по слогам: вам этот ритм ничего не
напоминает? (Первые
две строчки представляют собой прозрачный четырехстопный хорей:
двусложный
размер с ударением на первом слоге: Ти-хо / ти-хо / слыш-но / точ-но //
Kaк-те
/кут-се / кун-ды / дней//.)
–
Прочтите по
слогам оставшуюся часть стихотворения: изменился ли ритм? Почему?
Течение
времени стало менее или более заметно? (Четкий и равнодушный
ритм ходиков
сбивается, делается более мелким и дробным, менее механическим
– более
очеловеченным: Струй-кой / ти-хо-ю-пе / соч-ка // Пе-ре-сы-па-ет-ся-це
/ поч-ка
// На ше-е / ды-ша-щей тво-ей //. Этот сбой ритма делает течение
времени не
чем-то абстрактным, отдельным от человека, а вписывает человека в ход
времени.)
–
Когда мы
стараемся не разбудить кого-то, мы шепчем, прикладывая палец к губам:
«Ти-ше»,
или «ч-ч-ч..., ш-ш-ш...». Разыщите эти звуки в
стихотворении. (Слова,
содержащие звукопись: СлыШно, тоЧно, песоЧка, цепоЧка, на Шее дыШаЩей.)
IV.
Обобщение изученного.
–
Какое
настроение вызвало у вас прочитанное?
–
Каким показано
время в стихах А. Вознесенского? (Время воспринимается как
время
человеческих переживаний.)
V.
Итог урока.
–
Что такое
время? (Высказывания детей.)
–
Как изменилось
представление о времени? (В настоящее время –
линейное: прошедшее –
настоящее – будущее.)
Домашнее
задание:
читать книги Е. Велтистова «Миллион и
один день каникул», К. Булычева «Сто лет тому
вперед».