Follow @Pyccstudy |
Страницы
учебника: 50–51.
Цели:
рассмотреть образы ручьев, весны в
стихах, отметить, что поэтов интересуют тончайшие изменения и движения
в
природе; понаблюдать за особенностями рифмовки, за ударениями, за тем,
какое
настроение создают такие рифмы и такое ударение.
Оборудование:
плакат «Весна наступает», слайды «Ранняя
весна», портрет Ф. Тютчева.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Введение в тему.
–
Что такое
поэзия? (Стихи, произведения в стихах.)
– Объясните
смысл предложения: «Поэзия родной природы». (Поэзия
– это красота.)
Мир
вокруг нас
огромен, прекрасен, удивителен, и когда талантливый человек вдруг
ощущает это,
ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается
передать красоту мира словами, или красками, или звуками. И люди,
которые
слушают его стихи, музыку или смотрят картины, тоже начинают видеть и
чувствовать эту красоту, и тогда они сами становятся добрее, красивее,
лучше.
Настоящие писатели, художники, музыканты умеют выразить то, что
чувствуют,
переживают люди.
–
На улице
осень. Опишите природу. (Ответы детей.)
– Но
у нас
с вами, вопреки течению времени, наступает весна.
На
доске: плакат «Весна наступает».
Чтение
фразы с разными интонациями.
–
Как произнесет
эту фразу человек, которому безразличен приход весны?
–
Как произнесет
тот, кому не нравится приход весны?
–
Как об этом
сказала бы старуха-зима?
–
Как произнесет
эту фразу медведь-лежебока, который уже проснулся в своей берлоге, но
еще не
вылез из нее и не верит, что весна наступила?
–
А как
произнесете эту фразу вы, дети, соскучившиеся по весеннему яркому
солнцу,
синему небу, по первым весенним цветам, по весенней капели?
Подготовка
к восприятию.
Светит солнце ярче,
Греет солнце жарче,
Пробуждается природа
Постепенно ото сна.
Наступает утро года,
Начинается весна.
Учитель
демонстрирует слайды репродукций с изображением ранней весны.
III.
Объявление темы и постановка цели урока.
1.
Сообщение об авторе.
– Кто
знает
этого поэта? (Учитель показывает портрет Ф. Тютчева.)
– Какие
стихи Тютчева вам известны? («Есть в осени
первоначальной...», «Весенняя
гроза» и др.)
Федор
Иванович Тютчев
любил родную природу, воспевал ее в своих стихах. Особенностью его
творчества
является то, что он наделял деревья, цветы, небо, ветер, гром
человеческими
чувствами: «лазурь небесная смеется»,
«лес грустит, а весенний гром резвится и
играет».
–
Как вы
представляете себе весну воды? (Время тающего снега и
говорливой воды.)
–
Сегодня на
уроке мы сравним образы весны, созданные Ф. Тютчевым и Н.
Матвеевой. Что
для этого надо сделать? (Составить план урока.)
IV.
Изучение нового материала.
1.
Работа по плану урока.
1)
Знакомство со стихотворением Ф. Тютчева.
(Читает
учитель или хорошо читающий ученик – обязательно наизусть.)
–
Что вы
увидели, услышали, почувствовали, когда слушали стихотворение?
Поделитесь
своими мыслями, переживаниями. (Все стихотворение проникнуто
чувством
радости, восхищения красотой весеннего дня, которое передается и нам.)
–
Как поэту
удается создать впечатление бегущих ручьев, которые все шире и шире
разливаются: впечатление нарастания победы весны? Какую роль здесь
играют
повторы слов и предложений, прямая речь? (Впечатление
неуклонно
надвигающейся весны создается за счет частичного повтора словосочетаний
«бегут
и будят, бегут и блещут» и
полного
повтора предложений «Весна идет, весна идет!»,
которые звучат и от лица ручьев,
и от лица лирического героя. Прямая речь, сопровождаемая
восклицательными
интонациями, создает настроение особой бодрости, молодости и
приподнятости.)
–
От лица кого
произносится «Весна идет, весна идет!» в последнем
четверостишии? Какие образы-олицетворения
создал поэт? (Первый раз, во втором четверостишии,
восклицание «Весна идет,
весна идет!» произносится от лица весенних вод, то есть
ручьев, а во второй
раз, в последнем четверостишии, – от лица лирического героя.
В стихотворении
несколько образов-олицетворений: это образ весенних вод (ручьев), весны
(коль
скоро именно о весне говорится: «Она нас выслала
вперед»), хоровода майских
дней – поскольку этот хоровод имеет способность
«толпиться».)
Физкультминутка
2)
Знакомство со
стихотворением Н. Матвеевой. Чтение
учителем.
–
Какое
настроение поэта чувствуется в этих словах? Поделитесь своими мыслями.
–
Какое
настроение почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное,
радостное, спокойное, мечтательное, грустное? Обоснуйте свой выбор.
–
Прочитайте
самостоятельно.
–
На каком
приеме построено это стихотворение? (Олицетворение.)
–
Найдите все
олицетворения. (Природа – живая, снег –
слоистый, конопатый; лед – хрупкий,
как скорлупка яйца, и тонкий, как паутина; пень – сочащийся
надрезом; лучи солнца,
как руки; лес дышит ноздрями мха.)
Мы
видим
возрождающуюся жизнь леса в самом начале весны, переданную через
любовно
подмеченные детали.
–
Какой момент
весны запечатлела поэтесса? (Поэтесса запечатлела самое
начало весны – ее
первые признаки.)
–
Какие
сравнения вам показались интересными и необычными? (Снег
слоистый, как
слюда; лед на воде не толще паутины.)
–
Какие картины
возникли в воображении? (Образ вороватого ручья, который
протягивает струю,
как руку, чтобы что-то стянуть с берега; образ солнца, лучи-руки
которого
плетут в ветвях деревьев свои корзины; образ леса, который дышит
ноздрями мха.)
–
Какие образы
кажутся вам самыми оригинальными? (Образ ручья –
озорник, ребенок, который
несмело протягивает струю, как руку, чтобы стянуть с берега игрушку
– кусочек
коры или хвоинку и поиграть вдоволь после зимнего сна. Образ лирической
героини
– ребенок. Она тоже помогает ручью приблизить весну,
чувствует его настроение и
играет с ним: «Я прутиком разбила лед ручья: / Бери весну,
ручей, – она твоя!»)
3)
Сравнение картин
весеннего ручья в стихах
Тютчева и Матвеевой.
Звучит
музыка из «Детского альбома» П.
И. Чайковского «Март».
–
Что вы представляли, слушая музыку? (Высказывания
детей.)
–
Давайте сравним образы весны и ручья
в стихах Тютчева и Матвеевой. (У Тютчева, например, образ
властной, сильной
и молодой красавицы весны, ручьи – ее неугомонные и
голосистые гонцы, у
Матвеевой – ручей-шалунишка, который не может больше дремать,
он ждет весны, он
жаждет деятельности.)
–
Сравните настроения, которые вызвали
стихи. (Настроение радости, приподнятости, оптимизма.)
–
Как поэтам удалось создать такое
настроение? (С помощью рифмы.)
2.
Работа по группам.
–
Выясните особенности рифмовки в стихах Тютчева и
Матвеевой. Заполните таблицу.
Федор
Тютчев |
Новелла
Матвеева |
Найдите
рифмующиеся слова во всех четверостишиях. Соедините рифмующиеся слова. Они
находятся в соседних строчках или через строчку? (Перекрестная
рифма.) На
какой слог в них падает ударение? (Во всех последних словах
строчек (снег, шумят, брег, гласят и т. д.) ударение падает на
последний слог. Это так называемое мужское окончание, отличается
энергичностью, решительностью.) | Найдите
рифмующиеся слова. Как они расположены? (Перекрестная рифма.)
Как в них стоят ударения? (Ударения на последнем слоге
(мужские окончания) в таких словах, как слюда, льда, стянуть,
что-нибудь, чередуются с ударениями на предпоследнем слоге (женскими
окончаниями) в словах: конопатый, виноватый, руку, муку и т. д.) А
в двух последних строчках? (В двух последних строчках рифма
парная, что уже делает концовку четкой и ритмичной. Более того,
ударения в рифмующихся словах стоят на последнем слоге (так называемые
мужские окончания): ручья, твоя.) Это
соответствует тому настроению, которое они несут? (Парная
рифма в сочетании с мужскими (то есть ударными) окончаниями создает
впечатление бодрости, напора и энергии, сообщает концовке настроение
приподнятости и оптимизма.) |
–
Нарисуйте словесную картину к каждому стихотворению. (Высказывания
детей.)
Вы
– мастера словесного пейзажа.
V.
Итог урока.
–
Посмотрите в окно. Осень.
Падают,
падают листья –
В
нашем саду листопад...
Желтые,
красные листья
По
ветру вьются, летят.
Полна чудес
могучая природа,
И
хороша она в любое время года.
Домашнее
задание:
какое задание хотите получить на дом? (Выучить наизусть,
выразительно
прочитать.)