twitter ВКонтакте facebook

ОБРАЗ ВЕСНЫ И РУЧЬЕВ В СТИХОТВОРЕНИЯХ Ф. ТЮТЧЕВА «ВЕСЕННИЕ ВОДЫ», Н. МАТВЕЕВОЙ «В ЛОЩИНАХ СНЕГ...»

Страницы учебника: 50–51.

Цели: рассмотреть образы ручьев, весны в стихах, отметить, что поэтов интересуют тончайшие изменения и движения в природе; понаблюдать за особенностями рифмовки, за ударениями, за тем, какое настроение создают такие рифмы и такое ударение.

Оборудование: плакат «Весна наступает», слайды «Ранняя весна», портрет Ф. Тютчева.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему.

– Что такое поэзия? (Стихи, произведения в стихах.)

– Объясните смысл предложения: «Поэзия родной природы». (Поэзия – это красота.)

Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен, и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, или красками, или звуками. И люди, которые слушают его стихи, музыку или смотрят картины, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту, и тогда они сами становятся добрее, красивее, лучше. Настоящие писатели, художники, музыканты умеют выразить то, что чувствуют, переживают люди.

– На улице осень. Опишите природу. (Ответы детей.)

– Но у нас с вами, вопреки течению времени, наступает весна.

На доске: плакат «Весна наступает».

Чтение фразы с разными интонациями.

– Как произнесет эту фразу человек, которому безразличен приход весны?

– Как произнесет тот, кому не нравится приход весны?

– Как об этом сказала бы старуха-зима?

– Как произнесет эту фразу медведь-лежебока, который уже проснулся в своей берлоге, но еще не вылез из нее и не верит, что весна наступила?

– А как произнесете эту фразу вы, дети, соскучившиеся по весеннему яркому солнцу, синему небу, по первым весенним цветам, по весенней капели?

Подготовка к восприятию.

           Светит солнце ярче,

           Греет солнце жарче,

           Пробуждается природа

           Постепенно ото сна.

           Наступает утро года,

           Начинается весна.

Учитель демонстрирует слайды репродукций с изображением ранней весны.

III. Объявление темы и постановка цели урока.

1. Сообщение об авторе.

– Кто знает этого поэта? (Учитель показывает портрет Ф. Тютчева.)

– Какие стихи Тютчева вам известны? («Есть в осени первоначальной...», «Весенняя гроза» и др.)

Федор Иванович Тютчев любил родную природу, воспевал ее в своих стихах. Особенностью его творчества является то, что он наделял деревья, цветы, небо, ветер, гром человеческими чувствами: «лазурь небесная смеется», «лес грустит, а весенний гром резвится и играет».

– Как вы представляете себе весну воды? (Время тающего снега и говорливой воды.)

– Сегодня на уроке мы сравним образы весны, созданные Ф. Тютчевым и Н. Матвеевой. Что для этого надо сделать? (Составить план урока.)

IV. Изучение нового материала.

1. Работа по плану урока.

1) Знакомство со стихотворением Ф. Тютчева.

(Читает учитель или хорошо читающий ученик – обязательно наизусть.)

– Что вы увидели, услышали, почувствовали, когда слушали стихотворение? Поделитесь своими мыслями, переживаниями. (Все стихотворение проникнуто чувством радости, восхищения красотой весеннего дня, которое передается и нам.)

– Как поэту удается создать впечатление бегущих ручьев, которые все шире и шире разливаются: впечатление нарастания победы весны? Какую роль здесь играют повторы слов и предложений, прямая речь? (Впечатление неуклонно надвигающейся весны создается за счет частичного повтора словосочетаний «бегут и будят, бегут и блещут» и  полного повтора предложений «Весна идет, весна идет!», которые звучат и от лица ручьев, и от лица лирического героя. Прямая речь, сопровождаемая восклицательными интонациями, создает настроение особой бодрости, молодости и приподнятости.)

– От лица кого произносится «Весна идет, весна идет!» в последнем четверостишии? Какие образы-олицетворения создал поэт? (Первый раз, во втором четверостишии, восклицание «Весна идет, весна идет!» произносится от лица весенних вод, то есть ручьев, а во второй раз, в последнем четверостишии, – от лица лирического героя. В стихотворении несколько образов-олицетворений: это образ весенних вод (ручьев), весны (коль скоро именно о весне говорится: «Она нас выслала вперед»), хоровода майских дней – поскольку этот хоровод имеет способность «толпиться».)

Физкультминутка

2) Знакомство со стихотворением Н. Матвеевой. Чтение учителем.

– Какое настроение поэта чувствуется в этих словах? Поделитесь своими мыслями.

– Какое настроение почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное? Обоснуйте свой выбор.

– Прочитайте самостоятельно.

– На каком приеме построено это стихотворение? (Олицетворение.)

– Найдите все олицетворения. (Природа – живая, снег – слоистый, конопатый; лед – хрупкий, как скорлупка яйца, и тонкий, как паутина; пень – сочащийся надрезом; лучи солнца, как руки; лес дышит ноздрями мха.)

Мы видим возрождающуюся жизнь леса в самом начале весны, переданную через любовно подмеченные детали.

– Какой момент весны запечатлела поэтесса? (Поэтесса запечатлела самое начало весны – ее первые признаки.)

– Какие сравнения вам показались интересными и необычными? (Снег слоистый, как слюда; лед на воде не толще паутины.)

– Какие картины возникли в воображении? (Образ вороватого ручья, который протягивает струю, как руку, чтобы что-то стянуть с берега; образ солнца, лучи-руки которого плетут в ветвях деревьев свои корзины; образ леса, который дышит ноздрями мха.)

– Какие образы кажутся вам самыми оригинальными? (Образ ручья – озорник, ребенок, который несмело протягивает струю, как руку, чтобы стянуть с берега игрушку – кусочек коры или хвоинку и поиграть вдоволь после зимнего сна. Образ лирической героини – ребенок. Она тоже помогает ручью приблизить весну, чувствует его настроение и играет с ним: «Я прутиком разбила лед ручья: / Бери весну, ручей, – она твоя!»)

3) Сравнение картин весеннего ручья в стихах Тютчева и Матвеевой.

Звучит музыка из «Детского альбома» П. И. Чайковского «Март».

– Что вы представляли, слушая музыку? (Высказывания детей.)

– Давайте сравним образы весны и ручья в стихах Тютчева и Матвеевой. (У Тютчева, например, образ властной, сильной и молодой красавицы весны, ручьи – ее неугомонные и голосистые гонцы, у Матвеевой – ручей-шалунишка, который не может больше дремать, он ждет весны, он жаждет деятельности.)

– Сравните настроения, которые вызвали стихи. (Настроение радости, приподнятости, оптимизма.)

– Как поэтам удалось создать такое настроение? (С помощью рифмы.)

2. Работа по группам.

– Выясните особенности рифмовки в стихах Тютчева и Матвеевой. Заполните таблицу.

Федор Тютчев

Новелла Матвеева

Найдите рифмующиеся слова во всех четверостишиях. Соедините рифмующиеся слова.

Они находятся в соседних строчках или через строчку? (Перекрестная рифма.)

На какой слог в них падает ударение? (Во всех последних словах строчек (снег, шумят, брег, гласят и т. д.) ударение падает на последний слог. Это так называемое мужское окончание, отличается энергичностью, решительностью.)

Найдите рифмующиеся слова. Как они расположены? (Перекрестная рифма.) Как в них стоят ударения? (Ударения на последнем слоге (мужские окончания) в таких словах, как слюда, льда, стянуть, что-нибудь, чередуются с ударениями на предпоследнем слоге (женскими окончаниями) в словах: конопатый, виноватый, руку, муку и т. д.)

А в двух последних строчках? (В двух последних строчках рифма парная, что уже делает концовку четкой и ритмичной. Более того, ударения в рифмующихся словах стоят на последнем слоге (так называемые мужские окончания): ручья, твоя.)

Это соответствует тому настроению, которое они несут? (Парная рифма в сочетании с мужскими (то есть ударными) окончаниями создает впечатление бодрости, напора и энергии, сообщает концовке настроение приподнятости и оптимизма.)

– Нарисуйте словесную картину к каждому стихотворению. (Высказывания детей.)

Вы – мастера словесного пейзажа.

V. Итог урока.

– Посмотрите в окно. Осень.

           Падают, падают листья –

           В нашем саду листопад...

           Желтые, красные листья

           По ветру вьются, летят.

           Полна чудес могучая природа,

           И хороша она в любое время года.

Домашнее задание: какое задание хотите получить на дом? (Выучить наизусть, выразительно прочитать.)