Follow @Pyccstudy |
Страницы
учебника: 52–53.
Цели:
рассмотреть образы ручьев, весны в
стихах, отметить, что поэта интересуют тончайшие изменения и движения в
природе; понаблюдать за особенностями рифмовки, за ударениями, за тем,
какое
настроение создают такие рифмы и такое ударение.
Оборудование:
запись музыки П. И. Чайковского «Апрель» из цикла
«Времена года».
Ход
урока
I.
Организационный момент.
Звучит
музыка П. И. Чайковского «Апрель» из цикла
«Времена года».
II.
Введение в тему.
–
В какое время
года перенесла нас музыка?
–
Какие картины
нарисовали вы в своем воображении? (Высказывания детей.)
Солнце,
словно янтарь, засияло,
Вновь укутало землю теплом,
И из снежного одеяла
Ручейки побежали кругом.
Легким
шагом пройдя по тропинкам,
К лесу мрачному вышла Весна,
И своею зеленой косынкой
Все деревья покрыла она.
III.
Проверка домашнего задания.
Выразительное
чтение стихов.
IV.
Постановка целей и объявление темы урока.
Учитель.
В
стихах есть герой, накрытый шапкой-невидимкой. Мы его не видим, а он
подмечает
все изменения, которые произошли в природе весной, ничего не ускользнет
от его
наблюдательного взгляда.
Вы
уже
догадались, о ком я говорю? Это время.
Поэт,
чье
стихотворение мы будем сегодня читать, лауреат Нобелевской премии. Он
– один из
самых выдающихся поэтов ХХ века.
–
Прочитайте
фамилию и имя поэта. (Борис Пастернак.)
Его
стихотворение называется «Опять весна».
–
Вспомните,
какая весна у Тютчева, у Матвеевой? Давайте узнаем, какая весна у
Пастернака.
V.
Изучение нового материала.
1.
Чтение стихотворения учителем.
–
Какие мысли
возникли? Поделитесь. (Высказывания детей.)
–
С помощью
каких центральных образов создается ощущение весны? (Образ
ручья и образ
приближающейся весны.)
Физкультминутка
2.
Анализ стихотворения.
1)
Самостоятельное чтение стихотворения.
–
Читайте
медленно, ни один художник не рисует со скоростью машины. После каждой
строки –
пауза. Отметим непонятные слова, останавливаясь на них.
2)
Словарная работа.
Сызнова
– снова.
Запруда
– плотина.
Чад
– то, что дурманит разум, сознание.
Быстрина
– место быстрого течения в реке.
Пригвождена
– прибита.
3)
Образы стихотворения.
– Рассмотрите
эти образы. Прочитайте строки, в которых говорится о ручье. («Вышел
из рощи
ночью ручей. / Льется без умолку бред торопливый / Полубезумного
болтуна».)
– Что
заметили? (В стихотворении мы не столько видим, сколько
слышим ручей.)
Поэтам
удается с
помощью дара слова не только увидеть, но и услышать пение птиц,
журчание ручья,
звон колокольчиков.
3.
«Третьяковская галерея».
–
Рассмотрите
картину В. Серова «Зимой», отметьте, что художнику
удалось передать в своей
картине. (Движение. Видно, как в следующую секунду лошадка
повернет за
угол.)
– Как
удалось Серову «расколдовать» время, снять с него
шапку-невидимку? (Художник
запечатлел тот короткий миг, когда лошадь еще не завернула за угол, но
резкая
диагональ низа дощатой избы, которая идет от левого нижнего края вглубь
картины, к ее центру, и пресекается в центре вертикалью угла избы,
побуждает
глаз проделать этот путь от края картины к центру и завернуть за тот
угол,
откуда только что выехала лошадка. Лошадка своим движением, которое
совпадает с
направлением протоптанной дорожки, создает другую диагональ, которая
закругляется прямо на зрителя. Именно ритм, который создается
сочетанием прямых
и закругляющихся линий (дуга дорожки, дуга оглобли, дуга согнутой ноги
лошадки), создает впечатление движения.)
–
Какие чувства
вызывает у вас картина? (Высказывания детей.)
VI.
Итог урока.
Выразительное
чтение стихотворения.
–
Назовите главное
отличие весны Б. Пастернака. (Пастернак создает образ,
который отличается
непредсказуемостью, неупорядоченностью, стихийностью. У Пастернака
весна
будничная, скромная, в косынке и телогрейке. Но она и весна-снегурочка,
красивая, хрупкая, как любое чудо.)
Вывод:
чудо словно рождается у нас на глазах из привычных явлений, весна
проступает
сквозь движение ручья, словно Афродита из морской пены.
–
Какой образ
весны вам больше нравится: весны, за спиной у которой румяный хоровод
майских
дней, или весны-снегурки в косынке и телогрейке? Какой образ ручья
(ручей –
гонец; ручей – робкий воришка; ручей – торопливый
полубезумный болтун) нравится
вам больше и почему? (Выслушивание и обсуждение всех мнений
учащихся.)
–
Найдите рифмующиеся слова. Как они расположены? Соедините их аккуратно
карандашом. Что у вас получилось? Зачем поэт использует разные рифмы?
Что, с
вашей точки зрения, лучше передает характер весны: использование одних
и тех же
рифм или разных? (В первой строфе два четверостишия. В них
рифмуются первое
и четвертое, второе и третье слова. Во второй строфе тоже два
четверостишия. В
первом по-прежнему охватная рифма, а во втором –
перекрестная. Завершает
стихотворение четверостишие с перекрестной рифмой.)
Домашнее
задание: подумайте
и ответьте, в каком из трех
стихотворений лучше всего передано течение времени.