twitter ВКонтакте facebook

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЫЛИНЫ

Страницы учебника: 21–38.

Цели: открыть особенности жанра «былина» (былинный напевный язык, повторы слов – начало строк и повторы внутри стиха, уменьшительно-ласкательные формы слов).

Ход урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

Россия, Россия – края дорогие,

Здесь издавна славные люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

II. Объявление темы и постановка целей урока.

– Какие трудности вы испытывали при чтении былины? (Ответы детей.)

На предыдущих уроках мы уже проникли в тайну содержания былины. В чем она заключается? (В былине реальные исторические события сочетаются со сказочным сюжетом, героями.)

– Сегодня мы раскроем секрет исполнения былины. Как вы думаете, почему былину трудно читать? (Высказывания детей.)

Интересно, что былины создавались народом не для чтения, а для исполнения. Сейчас в нашей «творческой лаборатории» давайте проведем исследование и определим отличительные художественные особенности былины.

– Подумайте, на что надо обратить внимание? (Ответы детей.)

III. Изучение нового материала.

1. Выразительное чтение.

– Прочитайте первую часть былины.

– Оцените выразительность чтения. (Высказывания детей. Обратить внимание на неторопливость исполнения, очень подробное описание, напевность.)

2. Художественное своеобразие былины.

– Почему так подробно описывается хождение Садко к Ильмень-озеру? (Отношение героя к окружающему природному миру – Ильмень-озеру. Эпический герой – это герой с мифологическим прошлым: он еще зависим от природы, боится ее:

                   Волна в озере как расходилася,

                   Как вода с песком да сомутилася!

                   Устрашился Садко да сидети здесь,

                   Одолел Садка страх великий –

                   А и пошел опять он от озера...

Вместе с тем в эпическом герое уже есть и независимость от природы, и храбрость, – Садко на третий день сидения на горючем камне устал бояться:

                   Тут осмелился Садко да новгородский

                   А сидеть играть все у озера...

Садко играет до тех пор, пока из Ильмень-озера не вышел сам Морской царь. Вот эти сложные отношения человека-героя с природой: страх и желание взбунтоваться (такие же отношения с природой у Одиссея) – и есть примета эпоса, эпического стиля, характеристика эпического героя.)

– Что придает былине напевность? (Неторопливость рассказчика и внимание его к перечислению всяких подробностей, например:

             И как завтра позовут тебя на почестный пир,

             Много будет там купцов новгородских;

             Как и будут все на пиру напиватися,

             Будут все на пиру да наедатися,

             Как будут все похвальбами да похвалятися,

             Иной будет хвастати да несчетной золотой казной,

             Иной будет хвастати добрым конем,

             Иной будет хвастати силой-удачей молодецкою,

             А как умный-разумный да будет хвастати

             Старым батюшкой, старой матушкой,

             А и дурак-то да будет хвастати

             Да своей он как молодой женой...

Троекратные дословные повторы одного и того же эпизода. Русская былина как бы «пробуксовывает», возвращая действие на круги своя по три раза, чем своеобразно подчеркивается ценность того, о чем идет речь.

Троекратность повторов целых эпизодов в былине – одна из примет песенности: в песнях часто есть «припев», особенность которого в том, что он повторяется; песенность былины подчеркивается и повторами зачинов – слов, с которых начинаются строчки:

                Как опять тут с ним да случилося:

             Не зовут Садка на почестен пир,

                Как другой день не зовут и на третий день,

             И опять Садку да соскучилось,

             И пошел Садко да к Ильмень-озеру,

                Как садился он на синь горюч камень,

                Как он начал играть во гусли во яровчаты,

                Как опять он играл с утра до вечера,

             А волна уж в озере расходилася,

             А вода с песком да сомутилася!

Иногда это повторы глаголов:

                Стал ездить Садко да по всем местам,

             По другим городам да он по дальним,

                Стал получать барыши да он великие!

Но чаще всего это повторы союзов или союзных слов:

                И так тут да после этого

                И женился Садко, купец новгородский.

             А еще Садко да после этого

                Как он выстроил палаты белокаменные,

                Как он сделал все в своих палатушках,

                Как он сделал в теремах все по-небесному:

                Как на небе печет да красно солнышко...

Эта очень важная особенность русского эпоса, например, троекратную повторяемость слов внутри стиха:

             А потом построил тридцать кораблей –

             Тридцать кораблей, тридцать червленых,

             Как свалил он товары новгородские

             На те на червленые кораблики,

             И поехал торговать купец богатый новгородский

             На своих на червленых корабликах...)

– Почему отсутствие рифмы не лишает былину напевности? (Есть ритм, многие строки начинаются с союзов и, а.)

Интересно, что повторение предлога перед каждым словом – довольно часто используемый былиной прием. Предлог со позволяет подчеркнуть ценность и значительность каждого слова, выделить его особо с помощью предлога.

– Прочитайте ту часть былины, где говорится о плавании Садко по Ильмень-озеру.

– Почему былина так любит использовать уменьшительно-ласкательную форму слов? Приведите примеры использования уменьшительно-ласкательной формы. (В этой форме проявляется доброе, хорошее отношение Садко к членам дружины: «дружинушка хоробрая, любезная» – так называет ее Садко, а также любовное отношение к предметному миру в целом: «гусельки яровчаты», «червленые кораблики», «столик дубовый», «именьице».)

Поскольку все предметы, названия которых даны в уменьшительно-ласкательной форме, так или иначе имеют отношение к Садко, можно сказать, что в использовании этих форм проявляется теплое отношение былины (народа-автора и певца-исполнителя) к самому Садко.

– Из чтения былин в третьем классе нам знаком прием преувеличения. Найдите случаи явного преувеличения в тексте. (Например: «В теремах у него печет да красно / солнышко; / У него в теремах светят / звезды частые.)

3. Обобщение.

– Назовите теперь отличительные черты былины. (Былинный зачин, неспешность, обстоятельность, подробность повествования, образность языка.)

– Какие особенности образности языка былин вам известны? (Гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, отсутствие рифмы.)

Физкультминутка

4. Выразительное чтение былины. (Оценка чтения.)

– Как можно назвать последнюю часть былины? (Дети придумывают разные названия.)

5. Беседа по определению жанровой принадлежности былины.

– Согласитесь или опровергните данные высказывания:

«Былина – это песня. Былина – это сказка». (Былины читают нараспев, подыгрывая на гуслях, их исполняют торжественно, так как о славных людях ведут разговор; в былине есть характерные особенности волшебных сказок; но былина сочетает в себе черты волшебной сказки и песенности исполнения.)

IV. Итог урока.

– Какие бывают былины? (Киевские и новгородские; героические и сказочные.)

– Как вы думаете, манера исполнения этих былин будет разная? (Нет.)

– В старших классах вы познакомитесь с былинами социально-бытового характера («Вольга и Микула»). Назовите особенности чтения былины.

Домашнее задание: подготовиться к уроку-дискуссии на тему «Чего в былинах больше: сказочного вымысла или исторической правды?».