twitter ВКонтакте facebook

ЧУДЕСНОЕ ВЕСЕННЕЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ (по стихотворению А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие...»)

Страницы учебника: 52–53.

Цели: рассмотреть образы ручьев, весны в стихах, отметить, что поэта интересуют тончайшие изменения и движения в природе; понаблюдать за особенностями рифмовки, за ударениями, за тем, какое настроение создают такие рифмы и такое ударение.

Оборудование: запись музыки П. И. Чайковского «Апрель» из цикла «Времена года».

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Апрель» из цикла «Времена года».

II. Введение в тему.

– В какое время года перенесла нас музыка?

– Какие картины нарисовали вы в своем воображении? (Высказывания детей.)

               Солнце, словно янтарь, засияло,

               Вновь укутало землю теплом,

               И из снежного одеяла

               Ручейки побежали кругом.

               Легким шагом пройдя по тропинкам,

               К лесу мрачному вышла Весна,

               И своею зеленой косынкой

               Все деревья покрыла она.

III. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихов.

IV. Постановка целей и объявление темы урока.

Учитель. В стихах есть герой, накрытый шапкой-невидимкой. Мы его не видим, а он подмечает все изменения, которые произошли в природе весной, ничего не ускользнет от его наблюдательного взгляда.

Вы уже догадались, о ком я говорю? Это время.

Поэт, чье стихотворение мы будем сегодня читать, лауреат Нобелевской премии. Он – один из самых выдающихся поэтов ХХ века.

– Прочитайте фамилию и имя поэта. (Борис Пастернак.)

Его стихотворение называется «Опять весна».

– Вспомните, какая весна у Тютчева, у Матвеевой? Давайте узнаем, какая весна у Пастернака.

V. Изучение нового материала.

1. Чтение стихотворения учителем.

– Какие мысли возникли? Поделитесь. (Высказывания детей.)

– С помощью каких центральных образов создается ощущение весны? (Образ ручья и образ приближающейся весны.)

Физкультминутка

2. Анализ стихотворения.

1) Самостоятельное чтение стихотворения.

– Читайте медленно, ни один художник не рисует со скоростью машины. После каждой строки – пауза. Отметим непонятные слова, останавливаясь на них.

2) Словарная работа.

Сызнова – снова.

Запруда – плотина.

Чад – то, что дурманит разум, сознание.

Быстрина – место быстрого течения в реке.

Пригвождена – прибита.

3) Образы стихотворения.

– Рассмотрите эти образы. Прочитайте строки, в которых говорится о ручье. («Вышел из рощи ночью ручей. / Льется без умолку бред торопливый / Полубезумного болтуна».)

– Что заметили? (В стихотворении мы не столько видим, сколько слышим ручей.)

Поэтам удается с помощью дара слова не только увидеть, но и услышать пение птиц, журчание ручья, звон колокольчиков.

3. «Третьяковская галерея».

– Рассмотрите картину В. Серова «Зимой», отметьте, что художнику удалось передать в своей картине. (Движение. Видно, как в следующую секунду лошадка повернет за угол.)

– Как удалось Серову «расколдовать» время, снять с него шапку-невидимку? (Художник запечатлел тот короткий миг, когда лошадь еще не завернула за угол, но резкая диагональ низа дощатой избы, которая идет от левого нижнего края вглубь картины, к ее центру, и пресекается в центре вертикалью угла избы, побуждает глаз проделать этот путь от края картины к центру и завернуть за тот угол, откуда только что выехала лошадка. Лошадка своим движением, которое совпадает с направлением протоптанной дорожки, создает другую диагональ, которая закругляется прямо на зрителя. Именно ритм, который создается сочетанием прямых и закругляющихся линий (дуга дорожки, дуга оглобли, дуга согнутой ноги лошадки), создает впечатление движения.)

– Какие чувства вызывает у вас картина? (Высказывания детей.)

VI. Итог урока.

Выразительное чтение стихотворения.

– Назовите главное отличие весны Б. Пастернака. (Пастернак создает образ, который отличается непредсказуемостью, неупорядоченностью, стихийностью. У Пастернака весна будничная, скромная, в косынке и телогрейке. Но она и весна-снегурочка, красивая, хрупкая, как любое чудо.)

Вывод: чудо словно рождается у нас на глазах из привычных явлений, весна проступает сквозь движение ручья, словно Афродита из морской пены.

– Какой образ весны вам больше нравится: весны, за спиной у которой румяный хоровод майских дней, или весны-снегурки в косынке и телогрейке? Какой образ ручья (ручей – гонец; ручей – робкий воришка; ручей – торопливый полубезумный болтун) нравится вам больше и почему? (Выслушивание и обсуждение всех мнений учащихся.)

– Найдите рифмующиеся слова. Как они расположены? Соедините их аккуратно карандашом. Что у вас получилось? Зачем поэт использует разные рифмы? Что, с вашей точки зрения, лучше передает характер весны: использование одних и тех же рифм или разных? (В первой строфе два четверостишия. В них рифмуются первое и четвертое, второе и третье слова. Во второй строфе тоже два четверостишия. В первом по-прежнему охватная рифма, а во втором – перекрестная. Завершает стихотворение четверостишие с перекрестной рифмой.)

Домашнее задание: подумайте и ответьте, в каком из трех стихотворений лучше всего передано течение времени.