Follow @Pyccstudy |
Цели:
воспитывать любовь к поэзии; читая
стихи наизусть, подбирать верную интонацию, получать эстетическое
удовольствие
от чтения и слушания.
Оборудование:
выставка творческих работ на тему «Мир –
удивительный такой!».
Ход
урока
I.
Организационный момент.
–
Сегодня я
приглашаю вас в нашу литературную гостиную. Тема
нашего разговора
«Весна, весна...».
II.
Введение в тему.
Работа
с выставкой детских рисунков.
–
Что
удивительного, необычного вы увидели в том, что изобразили, смастерили,
описали? (Ответы детей.)
–
Что вы
слышите, чувствуете, когда произносите слово
«весна»? (Высказывания детей.)
Учитель
читает стихотворение.
Полно,
степь моя, спать беспробудно:
Зимы-матушки царство прошло,
Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
Снег пропал – и тепло, и светло.
Пробудись и умойся росою,
В
ненаглядной красе покажись,
Принакрой
свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы
нарядись.
Полюбуйся:
весна наступает,
Журавли
караваном летят,
В
ярком золоте день утопает,
И
ручьи по оврагам шумят...
Скоро
гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют –
посмотри!
Что за звуки, за песни
польются
День-деньской, от зари до
зари!
И. С. Никитин
–
Что вы увидели, услышали,
почувствовали, когда слушали стихотворение? Поделитесь своими мыслями,
переживаниями. (На глазах происходят чудеса – серое
небо осветилось золотом,
показалась молодая травка, журчат ручьи, душа наполняется
необыкновенным
весельем, радостью.)
III.
Постановка цели урока.
–
Вы сейчас
будете читать наизусть стихи об этом чудесном времени года. Помните,
весна –
это символ пробуждения новой жизни. Следите за интонацией, читая стихи.
Желаю
вам получить эстетическое удовольствие от чтения и слушания.
Результатом
работы будет таблица:
Автор
стихотворения | Название | Какие
яркие картины весны поэты
рисуют в своих стихах |
| | |
IV.
Изучение нового материала.
Учитель
читает стихотворение.
До свиданья, зима, до свиданья!
Приходи к нам на будущий год.
До свиданья, зима, до свиданья –
Пусть весна поскорее придет!
Ученик
читает стихотворение.
Весна,
весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей
лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна,
весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь
к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят
ручьи, блестят ручьи.
Взревев, река несет
На
торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Ещё
древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как
прежде, под моей ногой
И шумен, и душист.
Под
солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый
жаворонок поёт
Заздравный гимн весне.
Е. Баратынский
–
Какие приметы весны описал поэт в
стихотворении? (В природе бывает три весны: весна света,
весна воды и весна
травы.)
Ученик
читает стихотворение.
Гонимы
вешними лучами,
С
окрестных гор уже снега
Сбежали
мутными ручьями
На
потоплённые луга.
Улыбкой
ясною природа
Сквозь
сон встречает утро года;
Синея,
блещут небеса.
Ещё
прозрачные, леса
Как
будто пухом зеленеют.
Пчела
за данью полевой
Летит
из кельи восковой.
Долины
сохнут и пестреют:
Стада
шумят, и соловей
Уж
пел в безмолвии ночей.
А. С. Пушкин
–
Каким
выражением поэт заменил слово «весна»? (Утро
года.)
–
На какие
краски весны обратил внимание Пушкин? (Синие небеса, зеленые
леса, пестрые
долины.)
–
Какие весенние
звуки отмечает поэт? (Шум стада на лугах и пение соловья.)
Учитель.
Солнце
ласково смеется,
Светит
ярче, горячей.
И с
пригорка звонко льется
Разговорчивый
ручей.
Ученик. Бушует полая
вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело, и важно.
Дымятся
чёрные бугры,
И
утром в воздухе нагретом
Густые
белые пары
Напоены
теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут...
Весна,
весна! И всё ей радо.
Как
в забытьи каком стоишь
И
слышишь свежий запах сада
И
тёплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
И. Бунин
–
С каким
чувством поэт пишет о весне? Какими словами он передал эти чувства?
Апрель
–
замечательный месяц. В полном разгаре весна. Начинается великое
переселение
птиц на родину. Птицы – вестники радости. Каждый год они
приносят на крыльях
весну.
А
незримый
жаворонок начинает петь заздравный гимн весне.
Ученик
читает стихотворение.
ЖАВОРОНОК
На
солнце тёмный лес зардел,
В
долине пар белеет тонкий,
И
песню раннюю запел
В
лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт,
на солнышке сверкая:
–
Весна пришла к нам молодая,
Я
здесь пою приход весны!
В. А. Жуковский
Физкультминутка
Май
– месяц
первой зелени, первых цветов, первых весенних гроз.
Ученик
читает стихотворение.
ВЕСЕННЯЯ
ГРОЗА
Люблю
грозу в начале мая,
Когда
весенний, первый гром,
Как
бы резвяся и играя,
Грохочет
в небе голубом.
Гремят
раскаты молодые,
Вот
дождик брызнул, пыль летит,
Повисли
перлы дождевые,
И
солнце нити золотит.
С
горы бежит поток проворный,
В
лесу не молкнет птичий гам,
И
гам лесной, и шум нагорный –
Всё
вторит весело громам...
Ф. Тютчев
–
Как поэт передает звучность и
красочность весенней природы во время грозы?
Звучит
«Вальс цветов» из балета
«Щелкунчик».
Ученик
читает стихотворение.
ВЕСЕННЕЕ
ЦАРСТВО
Вернулось
царство вешних дней:
Звенит
по камушкам ручей,
Река шумит,
И
с криком стая журавлей
Уж к нам летит.
Смолою
пахнет от лесов,
Краснея,
почки лепестков
Вздохнули вдруг,
И
миллионами цветов
Покрылся луг.
С. Д. Дрожжин
–
Назовите несколько весенних цветов из
миллионного весеннего царства.
Ученик
читает стихотворение.
ЗЕЛЕНЫЙ
ШУМ
Идёт-гудёт
3елёный Шум,
3елёный
Шум, весенний шум!
Играючи,
расходится
Вдруг
ветер верховой:
Качнёт
кусты ольховые,
Подымет
пыль цветочную,
Как
облако, – всё зелено:
И
воздух, и вода!
Идёт-гудёт
3елёный Шум,
3елёный
Шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишнёвые,
Тихохонько шумят;
Пригреты
тёплым солнышком,
Шумят
повеселелые
Сосновые
леса;
А
рядом новой зеленью
Лепечут
песню новую
И
липа бледнолистая,
И
белая берёзонька
С
зелёною косой!
Шумит
тростинка малая,
Шумит
высокий клён...
Шумят
они по-новому,
По-новому,
весеннему...
Идёт-гудёт
3елёный Шум,
3елёный
Шум, весенний шум!
Н. Некрасов
–
Некрасов объяснил смысл названия:
«Так народ называет пробуждение природы весной».
Как
вы объясните
смысл названия стихотворения?
V.
Обобщение изученного материала.
–
Что объединяет
все стихи разных поэтов, которые звучали сегодня на уроке? (Светлые
поэтические зарисовки полны радостного ощущения жизни.)
Весна, весна кругом живет и дышит.