twitter ВКонтакте facebook

«ВЕСНА, ВЕСНА...» (урок выразительного чтения)

Цели: воспитывать любовь к поэзии; читая стихи наизусть, подбирать верную интонацию, получать эстетическое удовольствие от чтения и слушания.

Оборудование: выставка творческих работ на тему «Мир – удивительный такой!».

Ход урока

I. Организационный момент.

– Сегодня я приглашаю вас в нашу литературную гостиную. Тема нашего разговора «Весна, весна...».

II. Введение в тему.

Работа с выставкой детских рисунков.

– Что удивительного, необычного вы увидели в том, что изобразили, смастерили, описали? (Ответы детей.)

– Что вы слышите, чувствуете, когда произносите слово «весна»? (Высказывания детей.)

Учитель читает стихотворение.

       Полно, степь моя, спать беспробудно:

       Зимы-матушки царство прошло,

       Сохнет скатерть дорожки безлюдной,

       Снег пропал – и тепло, и светло.

                   Пробудись и умойся росою,

                   В ненаглядной красе покажись,

                   Принакрой свою грудь муравою,

                   Как невеста, в цветы нарядись.

  Полюбуйся: весна наступает,

  Журавли караваном летят,

  В ярком золоте день утопает,

  И ручьи по оврагам шумят...

                   Скоро гости к тебе соберутся,

                   Сколько гнёзд понавьют – посмотри!

                   Что за звуки, за песни польются

                   День-деньской, от зари до зари!

             И. С. Никитин

– Что вы увидели, услышали, почувствовали, когда слушали стихотворение? Поделитесь своими мыслями, переживаниями. (На глазах происходят чудеса – серое небо осветилось золотом, показалась молодая травка, журчат ручьи, душа наполняется необыкновенным весельем, радостью.)

III. Постановка цели урока.

– Вы сейчас будете читать наизусть стихи об этом чудесном времени года. Помните, весна – это символ пробуждения новой жизни. Следите за интонацией, читая стихи. Желаю вам получить эстетическое удовольствие от чтения и слушания.

Результатом работы будет таблица:

Автор

стихотворения

Название

Какие яркие картины весны

поэты рисуют в своих стихах

 

 

 

IV. Изучение нового материала.

Учитель читает стихотворение.

       До свиданья, зима, до свиданья!

       Приходи к нам на будущий год.

       До свиданья, зима, до свиданья –

       Пусть весна поскорее придет!

Ученик читает стихотворение.

      Весна, весна! Как воздух чист!

       Как ясен небосклон!

      Своей лазурию живой

       Слепит мне очи он.

      Весна, весна! Как высоко

       На крыльях ветерка,

      Ласкаясь к солнечным лучам,

       Летают облака!

      Шумят ручьи, блестят ручьи.

       Взревев, река несет

      На торжествующем хребте

       Поднятый ею лед!

      Ещё древа обнажены,

       Но в роще ветхий лист,

      Как прежде, под моей ногой

       И шумен, и душист.

      Под солнце самое взвился

       И в яркой вышине

      Незримый жаворонок поёт

       Заздравный гимн весне.

             Е. Баратынский

– Какие приметы весны описал поэт в стихотворении? (В природе бывает три весны: весна света, весна воды и весна травы.)

Ученик читает стихотворение.

      Гонимы вешними лучами,

      С окрестных гор уже снега

      Сбежали мутными ручьями

      На потоплённые луга.

      Улыбкой ясною природа

      Сквозь сон встречает утро года;

      Синея, блещут небеса.

      Ещё прозрачные, леса

      Как будто пухом зеленеют.

      Пчела за данью полевой

      Летит из кельи восковой.

      Долины сохнут и пестреют:

      Стада шумят, и соловей

      Уж пел в безмолвии ночей.

       А. С. Пушкин

– Каким выражением поэт заменил слово «весна»? (Утро года.)

– На какие краски весны обратил внимание Пушкин? (Синие небеса, зеленые леса, пестрые долины.)

– Какие весенние звуки отмечает поэт? (Шум стада на лугах и пение соловья.)

Учитель. Солнце ласково смеется,

    Светит ярче, горячей.

    И с пригорка звонко льется

    Разговорчивый ручей.

Ученик.   Бушует полая вода,

    Шумит и глухо, и протяжно.

    Грачей пролётные стада

    Кричат и весело, и важно.

         Дымятся чёрные бугры,

         И утром в воздухе нагретом

         Густые белые пары

         Напоены теплом и светом.

    А в полдень лужи под окном

    Так разливаются и блещут,

    Что ярким солнечным пятном

    По залу «зайчики» трепещут...

Весна, весна! И всё ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И тёплый запах талых крыш.

    Кругом вода журчит, сверкает,

    Крик петухов звучит порой,

    А ветер, мягкий и сырой,

    Глаза тихонько закрывает.

             И. Бунин

– С каким чувством поэт пишет о весне? Какими словами он передал эти чувства?

Апрель – замечательный месяц. В полном разгаре весна. Начинается великое переселение птиц на родину. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят на крыльях весну.

А незримый жаворонок начинает петь заздравный гимн весне.

Ученик читает стихотворение.

ЖАВОРОНОК

             На солнце тёмный лес зардел,

             В долине пар белеет тонкий,

             И песню раннюю запел

             В лазури жаворонок звонкий.

             Он голосисто с вышины

             Поёт, на солнышке сверкая:

             – Весна пришла к нам молодая,

             Я здесь пою приход весны!

                  В. А. Жуковский

Физкультминутка

Май – месяц первой зелени, первых цветов, первых весенних гроз.

Ученик читает стихотворение.

ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА

             Люблю грозу в начале мая,

             Когда весенний, первый гром,

             Как бы резвяся и играя,

             Грохочет в небе голубом.

               Гремят раскаты молодые,

               Вот дождик брызнул, пыль летит,

               Повисли перлы дождевые,

               И солнце нити золотит.

             С горы бежит поток проворный,

             В лесу не молкнет птичий гам,

             И гам лесной, и шум нагорный –

             Всё вторит весело громам...

                            Ф. Тютчев

– Как поэт передает звучность и красочность весенней природы во время грозы?

Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Ученик читает стихотворение.

ВЕСЕННЕЕ ЦАРСТВО

      Вернулось царство вешних дней:

      Звенит по камушкам ручей,

               Река шумит,

      И с криком стая журавлей

               Уж к нам летит.

      Смолою пахнет от лесов,

      Краснея, почки лепестков

               Вздохнули вдруг,

      И миллионами цветов

               Покрылся луг.

           С. Д. Дрожжин

– Назовите несколько весенних цветов из миллионного весеннего царства.

Ученик читает стихотворение.

ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ

      Идёт-гудёт 3елёный Шум,

      3елёный Шум, весенний шум!

       Играючи, расходится

       Вдруг ветер верховой:

       Качнёт кусты ольховые,

       Подымет пыль цветочную,

       Как облако, – всё зелено:

       И воздух, и вода!

      Идёт-гудёт 3елёный Шум,

      3елёный Шум, весенний шум!

       Как молоком облитые,

       Стоят сады вишнёвые,

       Тихохонько шумят;

       Пригреты тёплым солнышком,

       Шумят повеселелые

       Сосновые леса;

      А рядом новой зеленью

      Лепечут песню новую

      И липа бледнолистая,

      И белая берёзонька

      С зелёною косой!

       Шумит тростинка малая,

       Шумит высокий клён...

       Шумят они по-новому,

       По-новому, весеннему...

      Идёт-гудёт 3елёный Шум,

      3елёный Шум, весенний шум!

             Н. Некрасов

– Некрасов объяснил смысл названия: «Так народ называет пробуждение природы весной».

Как вы объясните смысл названия стихотворения?

V. Обобщение изученного материала.

– Что объединяет все стихи разных поэтов, которые звучали сегодня на уроке? (Светлые поэтические зарисовки полны радостного ощущения жизни.)

             Весна, весна кругом живет и дышит.