twitter ВКонтакте facebook

НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. ВРЕМЯ ВО ВЛАСТИ АВТОРА

Цели: развить интерес к чтению, на материале прочитанных текстов поразмышлять над проблемой времени в авторской литературе.

Оборудование: запись песни «Трава у дома», бортовые журналы – тетради; выставка книг по теме «Время во власти автора».

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит песня «Трава у дома».

II. Вступительное слово учителя.

«Книги – мудрые и сердечные друзья, которые тебе указывают верный путь, предостерегают от заблуждений и с которыми и в детстве, и в старости ты не одинок, ты силен» (В. Василевская).

Есть особенные книги, которые рассказывают об удивительном мире, существующем только в воображении ученых и писателей-фантастов.

III. Актуализация опорных знаний.

– Книгу какого писателя вы принесли сегодня на урок? Как она называется? (Е. Велтистов «Миллион и один день каникул».)

– В каком жанре написано это произведение? (Фантастическая повесть.)

– Что такое фантастика? (Слово «фантастика» произошло от греческого слова «фантазия» – воображение. Это же слово обозначает мечту. Издавна люди мечтали. Мечтали обо всем. Когда-то трудно было добывать огонь. Тысяча лет понадобилась человеку, чтобы изобрести спички. А сейчас мы с вами уже стали забывать, что это такое, потому что есть зажигалка – газовая, бензиновая, электрическая. А уж полеты в космос могли только привидеться во сне. Но вот мы живем уже в ХХI веке, и никого не удивляют выходы в открытый космос, фотографии Марса... Наука не стоит на месте, то, что казалось фантастикой сто лет назад, сегодня – реальность.)

«Космическая» викторина

1) Наша Галактика называется:

а) Млечный Путь;

б) Магеллановы облака.

2) В Солнечную систему входят:

а) 9 (8) планет;

б) 11 планет.

3) Первым космонавтом был:

а) Юрий Гагарин;

б) Герман Титов.

4) Назовите самую дальнюю планету Солнечной системы:

а) Марс;

б) Плутон.

5) Как звали героиню произведений писателя-фантаста Кира Булычева:

а) Агата;

б) Алиса.

6) В каком году Ю. А. Гагарин совершил полет в космос?

а) 1959;

б) 1961.

7) «Комета» в переводе с греческого означает:

а) «хвостатая»;

б) «носатая».

8) Астрономы Древней Греции и Китая называли созвездия:

а) в честь царей и правителей;

б) в честь героев мифов и легенд.

9) «Планета» по-гречески означает:

а) «скиталец», так как планеты меняют свое

положение на небе;

б) «домосед», так как планеты не меняют свое

положение на небе.

10) Самые горячие звезды:

а) белые и голубые;

б) желтые и красные.

11) Солнце – это:

а) красная звезда;

б) желтая звезда.

12) Кто изобрел первый летательный аппарат для освоения космоса?

а) К. Э. Циолковский;

б) Леонардо да Винчи.

– Что вы знаете об этом великом ученом? (Ответы детей, дополнения учителя.)

Слово об ученом и изобретателе.

Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935) в начале ХХ века первым в мире высказал идею о том, что в скором времени человек проникнет в космос, и сделал математические расчеты полета космических ракет. Он также сформулировал идею создания космических околоземных станций, состоящих из нескольких космических кораблей. К. Э. Циолковский опубликовал работу под названием «Космические ракетные поезда», в которой рассказал, как будет выглядеть многоступенчатая космическая ракета. Он запустил в небо воздушный шар, создал проект дирижабля. Циолковскому принадлежит идея постройки аэроплана с металлическим каркасом, а также моноплана, который по своему внешнему виду и конструкции предвосхищал самолеты, появившиеся через 15–18 лет. Он создал проект аппарата для подводного плавания – батискафа.

Главный конструктор космических кораблей Сергей Королев считал себя учеником Циолковского.

– Чем отличается путешествие на Земле от космического путешествия? (Высказывания детей.)

IV. Объявление темы и постановка целей урока.

           Мы знаем: время растяжимо.

           Оно зависит от того,

           Какого рода содержимым

           Вы наполняете его.

                 С. Маршак

Давайте совершим заочный космический полет и поразмышляем над проблемой времени в данной фантастической повести.

V. Изучение нового материала.

– Что вас удивило в этой фантастической повести? Прочитайте.

– На каком космическом корабле совершали полет дети? Как он выглядит? Прочитайте. («”Виктория”, краса звездного флота, фантастическая птица с гордо вздернутым вперед клювом, совершала броски в Ближний, Дальний и Конечный космос. Ее  серо-стальные бока и крылья отполировал ветер разноцветных звезд; ее острый шпиль пронзал пустоту с беззаботной легкостью иглы, скользящей сквозь кусок ткани. Двигатели точно выводят “Викторию” к самой отдаленной цели, и гигантский лайнер причаливает с осторожностью шлюпки  в порту  незнакомой планеты, возле космической станции или у порога одноместного корабля астронавта, затерянного среди звезд».)

Если в классе есть дети, которые интересуются космонавтикой, можно их попросить подготовить небольшой рассказ с иллюстрациями, на которых изображены современные космические корабли.

(«Теперь в кораблях имеются бассейны, сады, уголки леса, картинные галереи, музеи, исторические залы. Человек, следующий на  другой конец Вселенной, не расстается с привычной земной обстановкой. За несколько часов полета он может отдохнуть на летней поляне или побыть наедине с картинами Леонардо да Винчи, Рембрандта, Репина. Человек вспоминает свое прошлое, он словно ощущает под ногами землю и потому спокойно глядит в миллионноглазый океан пустоты. Он подготовлен к встрече с будущим. Без прошлого, как известно, нет будущего».)

– Чем отличается Родительский День реальной жизни от придуманного фантастом? (Ответы детей.)

– Прочитайте описание Родительского Дня «будущего». («Родительский День бывает раз в году. Где бы ни работали родители школьников – на горных ледниках, на дне океана, в марсианской пустыне, в звездном патруле, – к ним обязательно плывут, едут, летят их дети. И нет такой точки ни на Земле, ни во всей Вселенной, куда не смогут прибыть в назначенный час сын или дочь. А если отец и мать находятся в самой далекой галактике, в Конечном космосе, куда не прорвешься за день, встреча назначается на полпути к Земле...». «Торжественный день для всех учеников лесной школы, для  всех ребят Земли! Быть рядом с родителями, где бы они ни работали, увидеть, узнать, как целый год они жили без тебя... Нырнуть вместе с отцом в морскую впадину, поохотиться на осьминога, съехать с высоченной горы на лыжах, прыгать в скафандре через малые лунные кратеры, увидеть в Дальнем космосе погасшее Солнце.

Все это самые счастливые часы для будущих подводников, космонавтов, исследователей. Радости хватит на  целый год!.. Потом самолеты, подлодки, ракеты доставят ребят обратно. И снова – первое сентября, зима, весна, долгие месяцы до нового Родительского Дня».)

– Назовите главных героев. Кратко охарактеризуйте их. Подтвердите словами текста. («Карен усмехнулся:

– Это наивно: мир бесконечен. Главное – посмотреть новое!».

«Олег рисует световым карандашом на стекле тигра. И хотя на небесном своде нет такого созвездия, звезды точно легли в рисунок: тигр пристально смотрит зеленым и желтым глазами.

Тигр совсем живой, очень земной, он, конечно, понравится родителям.

А вот Алька не вспоминает ни о чем. Прыгает себе по темным квадратам пола с бликами звезд».)

– Когда Велтистов писал свою фантастическую повесть, во второй половине ХХ века, освоение космоса только началось. Вспомните годы запуска первого искусственного спутника Земли и первый полет человека в космос. (1959, 1961.)

– Сейчас у нас хоть и первая половина ХХI века, но многое из этой книги уже стало реальностью. Назовите, что именно. (Космические туристы, видеоэкран, роботы.)

– Что такое Шар пути? Прочитайте. («Карен широко открытыми глазами смотрел на свою ладонь. Загорелое лицо его чуть побледнело. На ладони лежал прозрачный шар с серебристой паутиной внутри.

– Шар пути, – прошептал Олег, заглядывая в лицо друга.

Шар, поворачиваясь в руке Карена, сплетал и расплетал нити. Рисунок мгновенно менялся. Тысячи путей вели корабли к звездам, где-то среди этих линий тянулась тонкая нить "Виктории".

Все, что было завоевано за столетия космонавтикой, заключалось в простом и прекрасном шаре. Он был драгоценнее любого земного алмаза, любой ювелирной находки с других планет, потому что таил в себе знания человечества о галактиках, звездах и планетах, гигантских туманностях и абсолютной пустоте, законах космического времени и пространства, так не похожих на земные».)

– С каким предметом современной жизни вы его можете сравнить? (Компас, глобус, карта.)

 (Высказывания детей.)

Физкультминутка

VI. Продолжение работы над повестью.

– Что в космосе было самым опасным? Прочитайте. («– В скверную историю мы попали, Паша. – Капитан Вегов из-под опущенных век взглянул на Прозорова. – Говорю тебе откровенно как штурману. Нас занесло в неизвестный космос. «Викторию» притягивает черный карлик.

Пап прекрасно знал, что это значит.

Черный карлик – мертвая звезда.

Когда-то она была огромной белой звездой, освещавшей ночь призрачным  светом. Любой астроном, взглянув на ее снимок, мог сказать, что звезда нездорова, ее пожирает адский огонь, что внутри у нее, как семечко в яблоке, зреет черная сердцевина. Однажды звезда взорвалась, обратив космическую ночь в яркий день, затмив на мгновение все другие звезды. Свет ее закрутился в огненные облака, которые потом упали на тяжелую сердцевину, погасли.

И это был тот случай, когда белое вдруг стало черным.

Черный карлик невидим сам по себе. Но он неудержимо притягивает все, что движется вокруг него: пыль, газ, метеориты, свет звезд. И только по нарастающей скорости падения можно узнать, что ты пленен черным карликом. Вот почему  ученые называют такие звезды "черной  дырой": в эти дыры постоянно втекает окружающая материя и проваливается безвозвратно».)

– А в реальной жизни существуют подобные «черной дыре» таинственные места? Расскажите, что вам об этом известно. (Дети рассказывают о Бермудском треугольнике, Летучем голландце.)

– В чем опасность попадания в «черную дыру»? Прочитайте. («Капитан наблюдал странные, как бы вывернутые наизнанку солнца. Даже свет не мог вырваться за невидимую границу «черной дыры»! Бездонная!.. Ее нельзя заполнить ничем. Каждое тело, упавшее в дыру, лишь увеличивало ее размеры...

...– Не каждый ребенок переходит из одного звездного мира в другой... Учти, штурман: темпы течения и даже направление времени близ «черной дыры» могут неожиданно меняться.

– Значит, при обратном течении времени взрослый превратится в ребенка? – пошутил Пап.

– Не исключено...»)

– Назовите последствия встречи «Виктории» с «черной дырой». («Черная дыра» искривила путь корабля, и он как бы вернулся во вчерашний день. Корабль попал в Петлю времени.)

– Прочитайте, что происходит в Петле времени. («Известно, что возле массивных космических тел, например вокруг Земли, любой снаряд, спутник, корабль летит под действием силы тяготения по кривой линии. Но его путь считается прямой линией в искривленном пространстве.

Как же сильно искривляет пространство и время гигантская звезда, уплотненная до малых размеров!

Возле «черной дыры», бывшей когда-то в тысячу раз больше Солнца, свойства пространства и времени могли оказаться гораздо сложнее, чем это представлялось раньше людям. Во всяком случае капитан Вегов не очень удивился, застав в каюте самого себя. Он объяснил вчерашнему Вегову обстановку, и они вместе стали размышлять, что делать дальше.

– Петля времени, как я подозреваю, только начало фокусов «черной дыры», – сказал Вегов-сегодняшний. – Не будем терять времени.

– Время в данном случае исчезло, обратилось в пространство. А искривленное  пространство совместило наши корабли, – высказал предположение Вегов-вчерашний. – То, что для вас «сегодня», для меня – «завтра», а сам я для вас – «вчера». Впрочем, «сегодня», «вчера», «завтра» – очень условные понятия: в любой момент вы или я можем исчезнуть».)

– Поразмышляйте,  может  подобное когда-нибудь стать реальностью? (Высказывания детей.)

Человек уже научился управлять многими силами природы: поворачивать реки вспять, превращать пустыню в «город-сад».

– Что хотел подчеркнуть автор, когда привел пример обратного движения времени?

– О каких уроках космоса рассказал Велтистов?

– Почему уроки космоса так ценны для нас, живущих на Земле?

Чтение главы 18 (в которой встречаются миры с разными Стрелами времени).

Внезапно вокруг засверкал фейерверк огней, заплясали языки белого пламени.

– Спокойствие! – предупредил спутников астрофизик с «Альфы». – Это самое редкое явление во Вселенной. Нам посчастливилось увидеть тахионов.

«Ты ошибаешься, землянин, – раздался в динамиках странный голос, с трудом напоминавший человеческий. – Тахионы, как вы нас называете, населяют космос так же, как вы свою планету. Но мы редко встречаемся...»

Огни постепенно выравнивались в столбы света. Они заметно колебались, озаряли темноту сильными  вспышками, и казалось, едва удерживаются на одном месте.

– «Тахис» – по-древнегречески «быстрый», – вспомнил вслух Карен и подскочил от внезапной догадки: – Это люди-свет?

«Мы не люди, мы не просто сверхсвет. Мы все вместе: корабль, планета, разум, жизнь, – пояснили тахионы через динамики. – Частицы, из которых мы состоим, пока не открыты людьми. Вы лишь предполагаете о нашем существовании в природе».

– Спасибо, – поблагодарил отец Олега, физик, взволнованный увиденным. – Какая скорость вашего движения?

«Мы движемся быстрее света. Для вас это – конечная скорость. А для нас – только начало на пути к бесконечности. Такое движение обычно для тахионов, это наша жизнь...»

Люди узнали, что тахионы – вечные странники космоса – всегда движутся в противоположном направлении, чем вся известная человечеству Вселенная. Вот почему их никто никогда не встречал. И хотя иногда сверхбыстрые странники проносились совсем рядом с кораблями землян, два разных мира были невидимы друг другу.

Сейчас тахионы кружили вокруг дыры, освещая путь двум кораблям. Пока «Виктория» и «Альфа» облетали дыру со скоростью, близкой к скорости света, время в кораблях повернуло назад, совпало с течением времени тахионов, и связь миров стала возможной. Люди, беседовавшие с тахионами, говорили, конечно, непривычно – порядок слов в их речи был обратный, и тут  же забывали услышанное и сказанное. Но они не замечали этого – точно так же, как и во время необычного обеда. Каждое событие в этот момент становилось как бы частью их будущего. Потом, когда ход времени вернется в привычное русло, они вспомнят о встрече все до мельчайших подробностей...

В одной из старинных сказок двадцатого века королева страны Оз пересекает пустыню смерти. Она движется всегда в одном направлении – по узкой ковровой дорожке, именуемой «Теперь», – иначе ее ждет гибель. Королева видит перед собой только «Теперь» и не может вернуться в свое «Вчера». Магический ковер разворачивается впереди под ногами королевы и тут же сворачивается сзади нее...

Почему же ковер времени для живущих на Земле никогда не разворачивается обратно? Почему прошлое для людей безвозвратно?

Стремительная световая дорожка «людей света», как назвал тахионов Карен, раскручивается в противоположном для Земли направлении. Но и для существ сверхсвета она не может повернуть обратно. Направлена только к их будущему, а не к прошлому.

Эти космические миры движутся «вперед» и «назад» одновременно. Каждый, конечно, считает, что именно он нацелен вперед, и каждый по-своему прав. Истины можно сравнить только в редких случаях, в исключительных обстоятельствах, когда эти миры случайно совпадают в своем движении.

– Как узнать, куда направлена Стрела времени? – задумчиво сказал капитан Вегов. – Где наконечник, где оперение этой стрелы? Где, иначе говоря, будущее, а где прошлое?

«Природа не выделяет ход одного времени по сравнению с другим, – последовал ответ из динамика. – То, что у вас «лево», у нас – «право». И наоборот. Между прошлым и будущим не больше различия, чем между левым и правым».

– Значит, основные законы природы у нас одинаковы, – сделал вывод астрофизик с «Альфы».

Мышук-младший: «Однако наши галактики разлетаются от Земли, а «черная дыра» стягивает материю».

«Это и есть главное отличие вашего будущего от нашего, – сообщили тахионы. – То, что вы называете умирающей звездой, мы называем рождением нового».

– Куда же девается то, что исчезает? – взволнованно проговорил Мышук-младший.

«Ничто в природе не исчезает. Одно переходит в другое. В разных частях Вселенная то сжимается в точку, то взрывается».

– Понял! – закричал во весь голос ученый. Открытие, к которому он готовился  всю жизнь, свершилось! – Вселенная дышит!

Столбы света странно изогнулись и растворились в темноте.

Вокруг стола вновь были привычные стены.

В тот же миг разъединились и корабли. Пассажиры «Альфы» исчезли из кают-компании «Виктории». Но они были совсем недалеко – за тысячу километров, видели друг друга на экранах.

«Виктория» и «Альфа» скачком вернулись в привычное течение времени. Пути землян и тахионов разошлись.

Каждый их двух миров летел к своему будущему.

Стрелы их времени были нацелены в противоположные стороны».

– Наше путешествие заканчивается. Вспомните, сколько оно длилось в земном времени у героев книги Евгения Велтистова? (Три тысячи лет.)

– Прочитайте слова капитана, которые он сказал экипажу и нам с вами перед возвращением на Землю. («– У каждого человека бывает пустой день, который проходит просто так, уходит незаметно из памяти и из жизни, – говорил Вегов. – Нам всем космически повезло! Один только день – день школьных  каникул, а мы будто прожили миллион ярких дней, увидели прошлое и будущее человечества и сейчас, в семнадцать пятнадцать по корабельным и земным часам, приближаемся к Земле».

«– Что мы знали до сих пор о времени? – продолжал капитан.

– Ненамного больше, чем древние философы, которые представляли время текущей рекой. Признаюсь всем: я, старый звездочет, почувствовал себя просто школьником, когда Вселенная дала нам свой звездный урок. Вы видели загадочные явления природы, о которых расскажете людям. Вы были мужественными и терпеливыми учениками Вселенной. И здесь, на Земле, будете учиться тому, чего не знаете...»

А капитан продолжал:

– Это радость, это человеческое  счастье – учиться всю жизнь. – Он обернулся к пассажирам, улыбнулся девчонке с косичками: – Вот спросите Альку. Несколько часов назад она вывела формулу счастья. И стерла одним движением руки... Алька рассудила  мудро: в следующий миг счастье будет совсем, совсем другим... Легкой посадки на Земле!»)

VII. Итог урока.

– Как вы думаете, как выглядела формула счастья, которую стерла Алька одним движением руки? (Ответы детей.)

– В чем заключается мудрость: в следующий миг счастье будет совсем другим?

– Кому понравилась книга Велтистова, написанная в жанре фантастической повести?

Знакомство с выставкой книг по теме «Время во власти автора».

Творческая работа.

Прямо по курсу у нас Неизвестная планета. Попробуйте себя в роли писателя-фантаста. Придумайте свои фантастические приключения, которые, может быть, когда-нибудь станут реальностью. Сделайте запись в своих бортовых журналах (тетрадях). Работать можно группой, в паре, индивидуально.