twitter ВКонтакте facebook

ДВА МИРА В РАССКАЗЕ: мир парикмахерской и мир дачи

Страницы учебника: 56–71.

Цели: учить по поступкам, словам и эмоциональным проявлениям делать выводы о характере героя; сравнить жизнь ровесников, живших сто и более лет назад, со своей собственной.

Оборудование: «лента времени».

Ход урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

      В круговороте грозном и великом,

      Рассчитанном на долгие века,

      Жизнь кажется порой

      Лишь кратким мигом,

      Коротким дуновеньем ветерка.

                  И. Абашидзе

– Почему поэт называет жизнь коротким мигом? С чем он сравнивает жизнь?

– Кажется ли вам такое сравнение удачным, точным? (Высказывания детей.)

      Но иногда на вечность жизнь похожа:

      Ты долго шел

      И вот идешь опять,

      И все живешь, тревожась и тревожа,

      И начинаешь снова начинать.

                  И. Абашидзе

– Когда жизнь похожа на вечность?

– Как вы считаете, ваша жизнь – миг или вечность? Объясните. (Высказывания детей.)

– Рассмотрите шмуцтитул третьей главы. Прочитайте название.

– Куда будем крутить «барабан времени»? (Назад.)

– Как догадались? (Вывеска «Цирульня», босой мальчик, рубаха, пишет чернилами, ездят на санях, на лошадях.)

II. Объявление темы урока.

– Прочитайте слова, записанные на доске: нужда, беззащитность, угнетение,  тяжелый, непосильный труд, сочувствие, сострадание, жестокость.

– Соотнесите их со шмуцтитулом. О чем будем читать в третьей главе? (Предположения детей.)

– Сегодня мы начинаем читать произведения, которые познакомят вас с жизнью ваших ровесников, живших 100 и более лет назад.

– Определите этот временной период и нанесите его на «ленту времени».

На доске:

конец XIX века

начало ХХ века

III. Актуализация опорных знаний.

– Каких писателей и поэтов конца XIX – начала ХХ века вы знаете? (Б. Пастернак, А. Ахматова, А. Блок, С. Есенин и др.)

– Что вы о них знаете? Чему посвящено их творчество? (Высказывания детей.)

IV. Вступительное слово учителя.

У Александра Блока есть стихотворение «Два века». Послушайте его и представьте себе то время, в которое мы попали.

Два века

      Век девятнадцатый, железный,

      Воистину жестокий век!

                   Тобою в мрак ночной, беззвездный

                   Беспечный брошен человек!..

                   ...Век расшибанья лбов о стену

                   Экономических доктрин,

                   Конгрессов, банков, федераций,

                   Застольных спичей, красных слов,

                   Век акций, рент и облигаций,

                   И малодейственных умов...

                   ...А человек? – Он жил безвольно:

                   Не он – машины, города,

                   «Жизнь» так бескровно и безвольно

                   Пытала дух, как никогда...

                   ...Двадцатый век... Еще бездомней,

                   Еще страшнее жизни мгла...

                   ...И отвращение от жизни,

                   И к ней безумная любовь,

                   И страсть и ненависть к отчизне...

                   ...Что ж человек? – За ревом стали,

                   В огне, в пороховом дыму,

                   Какие огненные дали

                   Открылись взору твоему?..

– Какими представили себе XIX и XX века? (Высказывания детей.)

– Предположите, как жилось вашим ровесникам на рубеже веков?

– Прочитайте имя автора и название рассказа. (Л. Андреев «Петька на даче».)

V. Постановка целей урока.

– Кто из вас бывал на даче? В деревне? Расскажите о своих впечатлениях.

– Кто хотел бы жить на даче все время, всю жизнь? Почему?

– Для кого возвращение с дачи – радостное событие? Почему у вас не возникает чувства безысходности, тоски по даче? (Хочется поскорее вернуться в свой родной дом к родителям, друзьям, привычным вещам. Ждут новые открытия на уроках и т. п.)

Сегодня на уроке мы постараемся сравнить два мира: живой (мир дачи) и мертвый (мир парикмахерской); увидеть возрождение главного героя под влиянием новых, ярких впечатлений и переживаний; проследить, как постепенно преображается главный герой в процессе знакомства с живым миром природы; предстоит выяснить, почему герой рассказа Л. Андреева Петька, покидая дачу, испытывал совсем другие чувства.

VI. Изучение нового материала.

1. Первичное чтение.

Дети читают «по цепочке», по ходу чтения проводится словарная работа.

Подмастерье – помощник, подручный мастера-ремесленника.

Окорначенный – слишком коротко, неровно обрезанный, остриженный.

Распущенный – 1) недисциплинированный, своевольный; 2) развратный, безнравственный.

Дремота – полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза.

Пристойный – вполне отвечающий правилам приличия.

Конфуз – состояние смущения, неловкости.

2. Беседа после прочтения.

– Докажите, что рассказ – это произведение.

– Подумайте, почему именно этот жанр выбран писателем. (Жанр рассказа предполагает временную ограниченность, значит, мы ориентированы на повествование о каком-то периоде, но не всей жизни героя. Рассказ – это эпический жанр, следовательно, внимание автора сосредоточено на изложении событий. Перед нами рассказ-событие.)

– Кто главный герой рассказа? Что узнали о нём? (Ответы детей.)

– Традиционно произведение начинают с представления героя. Соблюдена ли эта традиция в прочитанном рассказе? (С первого предложения читатель оказывается свидетелем события без подготовки и объяснения, точно так же он покидает героев, как бы не дослушав до конца их разговор.)

– Всю ли жизнь героя показал автор? (Нет, отдельный момент жизни мальчика, биография которого подробно не прописана.)

– Объясните название произведения. Полно ли оно отражает художественное время и место? (Названием произведения автор подчеркнул значимость центрального эпизода – пребывание на даче.)

Физкультминутка

3. Составление плана рассказа.

– Назовите основные  эпизоды рассказа.

1) Петька в городе. (Примерно две с половиной страницы, с. 56–59.)

2) Поездка на дачу. (Со слов «Много ли, мало ли жил Петька таким образом, он не знал» до слов «На другой день, с семичасовым утренним поездом, Петька уже ехал в Москву», с. 59–66.)

3) После возвращения с дачи. (С. 67–68.)

– Почему второй эпизод самый большой по объему? (Центральный эпизод самый важный. Он дает возможность почувствовать, как мир распадается на два разных мира – в городской парикмахерской и на даче.)

4. Работа с первой частью рассказа.

– Представьте мир города (парикмахерскую, окрестный квартал, работников и посетителей парикмахерской, жителей города). Автор рисует нам пропитанную скучным запахом дешёвых духов парикмахерскую, её вид дополняют детали.

– Каков городской пейзаж? (Городской пейзаж мрачен. «Деревья бульвара, серые от пыли, неподвижно млели под горячим, безжалостным солнцем и давали такую же сырую, неохлаждающую тень...» Квартал заполнен домами терпимости, которые придают местности «особый характер чего-то грязного, беспорядочного и тревожного». Главные события – пьянки и драки. Жители квартала грязно и странно одеты, у них равнодушные, злые или распущенные, с печатью утомления и пренебрежения к окружающим лица, они говорят хриплыми, резкими голосами, бранятся.)

– Опишите Петьку в городе. (Автор рисует маленькую, худую, сгорбившуюся в углу на стуле фигуру, на нестриженой голове – нехорошие струпья, вызывающие брезгливость даже у нетребовательных посетителей. «...Глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведённые острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика». Петька не жил, а существовал, равнодушие и апатия характеризовали его, жизнь он воспринимал как длинный неприятный сон.)

– Какие чувства вызывает у читателя похожий на старичка мальчик? (Ответы детей.)

– Какое сложилось у Петьки представление о хорошей жизни? (Петька завидовал «умному и бесстрашному» Николке, который пил, курил, сквернословил, знал много грязных историй.)

– Каким мы представляем будущее Петьки, отталкиваясь от материала первой части? (Жизнь Петьки беспросветна, ему не вырваться из грязного и циничного существования города, мальчик «думал, что когда-нибудь и он будет такой же».)

– Охарактеризуйте художественное время первой части. («Петькины дни тянулись удивительно однообразно и похожи один на другой, как два родные брата». Всё за эти три года его жизни в парикмахерской одно и то же: зимой и летом, утром и вечером «он всё подавал и всё подавал». Автор подчёркивает недвижимость застывшего времени.)

– Запишите в тетрадь пять-шесть прилагательных, характеризующих город. (Безжалостный, беспорядочный, тревожный, грязный, равнодушный, скучный, жёлтый, порыжевший, неприятный, чёрный, серый, дешёвый, подозрительный.)

5. Работа по второй части рассказа.

– Какими словами начинается повествование о втором эпизоде? (Конструкция «много ли, мало ли жил Петька» напоминает сказочный оборот «долго ли, коротко ли жил (шёл) герой»; таким образом, исподволь автор настраивает на сказочность, нереальность последующих событий.)

– Как среагировал Петька на известие о даче? («Сперва Петька не понял, потом лицо его покрылось тонкими морщинками от тихого смеха...» Он не знал, что такое дача, но чувствовал, что она-то и будет тем местом, «о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно», но куда он стремился.)

– Как вам кажется, автор сочувствует Петьке? Можете найти этому подтверждение в тексте? (С. 60 со слов «...Петька прилип к окну...» до с. 62. Прежде постоянно погружённый в тяжёлую дремоту, Петька оживился, он перебегал от одного окна к другому, голова его вертелась на тонкой шее, как на металлическом стержне. Родившийся и выросший в городе, он поражался всему новому и странному, открывшемуся в поле, и «глаза Петькины давно перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим». Всегда сонный, казавшийся собственной матери дурачком, маленький подмастерье, вырвавшись за границы городского мира, ожил, преобразился, исчезло сходство со старичком; вместе с тем изменилось и отношение к нему окружающих: вместо брезгливости незнакомые пассажиры дарят ему улыбки. Андреев делает доминантным эпизод «На даче», потому что в нём происходит «просветление» героя.)

– Чем занимался Петька на даче? (Автор подчёркивает богатство и силу новых впечатлений, которые оказались чрезмерными для маленькой и робкой душонки. «Этот современный дикарь, выхваченный из каменных объятий городских громад, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы». Первоначальный страх и степенность старичка в постижении нового, влекущего к себе мира отступают, через два дня достигнуто полное соглашение с природой. Сделаны маленькие открытия: бегать босиком в тысячу раз приятнее, чем в сапогах, прыгать в «классики» легче, если надуваешь щёки. Описывая купание в реке, автор сравнивает мальчика со щенком, впервые попавшим в воду. Занятных мальчишеских дел у Петьки оказалось невпроворот, даже жаль было тратить время на еду. Постоянная занятость, пришедшая на смену прежнему дремотному состоянию, благотворно повлияла: он «изумительно помолодел» и забыл, что на свете существует парикмахерская Осипа Абрамовича.)

– Каков  главный  итог  недельного  пребывания  на даче? Прочитайте. («Про город он забыл, а другое место, куда ему всегда хотелось уйти, уже найдено».)

– Какой художественный прием использует автор? (Он использует уменьшительно-ласкательные формы слов: «худенький мальчик», «тоненькие морщинки».)

– Запишите в тетради прилагательные, характеризующие дачную жизнь. (Светлый, весёлый, живой, ласковый, удивительно ясный, беленький, радостный, серебристый, серенький, яркий, тёмно-синий, зеркальный, седой от росы.)

– Автор, с сочувствием наблюдая за поведением мальчика в поезде, пишет о том, как Петька с доверчивостью клал «плохо отмытую ручонку на плечи и колени незнакомых пассажиров»; автор отмечает, как быстро исчезли морщинки с Петькиного лица и т. д. Чьими глазами увиден вокзал и вид из окна поезда: глазами автора или Петьки? (Вокзал воспринят Петькиными глазами. Так, густые и сердитые гудки (свистки) паровозов напоминают ему сердитый голос Осипа Абрамовича, а тоненькие и визгливые свистки кажутся ему похожими на голос больной жены хозяина. Картины, разворачивающиеся в окнах поезда, также увидены Петькиными глазами: лес кажется ему травкой, а белые облачка – ангелочками.)

– А первое впечатление от гимназиста Мити – это авторское или Петькино впечатление? Обратите особое внимание на сравнения, тогда сразу сориентируетесь. (Первое впечатление от гимназиста Мити, судя по тому сравнению, которое есть в тексте, также Петькино, а не авторское. Смугло-желтое от загара лицо Мити сравнивается с цветом вагона второго класса. А цвет вагона второго класса – это недавнее Петькино впечатление: ведь он ехал в Царицыно именно на поезде.)

VII. Итог урока.

                   Жизнь полюбил и объяснился с нею

                   Всегда без недомолвок – напрямик.

                   Так что тебе понравилось сильнее:

                   Миг или вечность?

                   Вечность или миг?

                    И. Абашидзе

– Что для Петьки было кратким мигом? А что вечностью?

– Мы продолжим работу над рассказом на следующем уроке. О чем вам хочется узнать подробно?

Домашнее задание: перечитать рассказ, подумать, как меняется Петька, его характер и отношение к окружающему миру.