twitter ВКонтакте facebook

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РАССКАЗА. ВОЗРОЖДЕНИЕ И ВОЗВРАЩЕНИЕ

Страницы учебника: 56–71.

Цели: учить по поступкам, словам и эмоциональным проявлениям делать выводы о характере героя; сравнить жизнь ровесников, живших сто и более лет назад, со своей собственной.

Оборудование: «лента времени».

Ход урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

             На краткий миг пленяет в жизни радость,

             Невидимо мелькают счастья дни,

             Едва блеснут и скроются они.

                 Е. Баратынский

II. Постановка цели урока.

– Прочитайте вопрос урока, который записан на доске: как краткий миг радости изменил жизнь маленького Петьки?

III. Работа по теме урока.

Слово о писателе.

Леонид Николаевич Андреев (1871–1919) был незаурядным художником и мастером цветной фотографии, это сказывается в цветовой палитре: словно чёрно-белая фотография сменилась цветной, появились краски, выходящие за пределы серо-грязной гаммы городского мира, проявились полутона. Писатель передаёт нам детский взгляд на окружающий мир посредством слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ангелочки, облачка, домики), сравнения (домики, похожие на игрушечные, такая же игрушечная белая церковь), одушевления природы (тёмно-синее небо звало к себе и смеялось, как мать).

1. Беседа по вопросам учебника.

– Вызывает ли Петька у тебя жалость? Но почему: разве та работа, которую он выполняет в парикмахерской, является физически трудной, непосильной? (Петька вызывает жалость, потому что его «дни тянулись удивительно однообразно и похоже один на другой», потому что над ним «и утром, и вечером, и весь божий день... висел один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды», потому что он должен выполнять одну и ту же работу, которая никак не связана с освоением парикмахерского искусства. Петька вызывает жалость не потому, что его замучили тяжелой физической работой или потому, что у него нет возможности выспаться. Напротив: «Петька спал много», но ему все время хотелось спать от смутного ощущения бесцветности и однообразия жизни. Достаточно вспомнить, на что каждый раз натыкается его взгляд в парикмахерской – на одни и те же зеркала, одно из которых было с трещиной, а другое кривое и потешное. Петька равнодушно ел даже сладости, принесенные ему матерью, – так велика была его апатия, так бессмысленно существование. У Петьки до его поездки на дачу не было никакого жизненного стимула, не было ни одного яркого и свежего впечатления. После возвращения с дачи Петька вызывает жалость уже по другим основаниям. Теперь он знает о том, что есть на земле место, где красиво и просторно, где вольно дышится, где можно посвящать день разнообразным впечатлениям и настоящим детским играм и забавам, где можно полноценно общаться со своим сверстником, но он лишен всего этого в силу неумолимых жизненных обстоятельств: надо помогать матери и приобретать какую-то специальность, чтобы зарабатывать на кусок хлеба, то есть приходится очень рано взрослеть и терпеть все унижения, связанные с бесправным положением подростка.)

Вывод: нравственное, духовное унижение человека не менее страшно, чем физическое.

Важное для ребёнка сравнение с матерью и подчёркнутое сходство эмоций мальчика и одушевлённых явлений природы (радость, задумчивость, смех) подводят читателя к уяснению, что этот мир для Петьки родной и сам он – естественная частица его. Замкнутость мертвенного города уступила место безграничности полной жизни природы: «Всё здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю».

– Где и как начинается освоение Петькой нового мира? (Освоение нового мира начинается уже на вокзале. Уже там Петька испытывает чувство нетерпения и возбуждения, впитывает все впечатления – и зрительные, и слуховые.)

– А где и как продолжается? (Продолжается – в вагоне, где Петька, прилипнув к окну и изредка перебегая на противоположную сторону вагона, жадно разглядывает все подробности. Наконец, на даче на Петьку обрушивается огромный новый мир – мир природы, в котором мальчик все воспринимал как «живое, чувствующее и имеющее волю».)

– Насколько глубоко Петька переживает новые впечатления? (Отличаясь необыкновенно впечатлительной душой, обладая глубокой и восприимчивой натурой, Петька осваивает новый для него мир медленно, постепенно проникая в его прелесть и его тайны, не спеша растворяясь в нем, осторожно сливаясь с ним, не сразу вступив с ним в полное согласие. Петька всматривается, прислушивается к миру природы и к собственным ощущениям, наслаждается своими открытиями, старается вчувствоваться в каждое новое впечатление.)

– Похожи ли жители загорода на городских? (Танцы, музыка, весёлые, смеющиеся нарядные господа... Дача – это кусочек мира счастья, Петька, попав сюда, приобщается к этому безмятежному существованию.)

– Как отреагировал Петька на известие о необходимости уезжать? (После долгого непонимания мысли стали проясняться, и произошло странное перемещение: фактом стал Осип Абрамович, а удочка, принадлежность счастливого мира, превратилась в призрак. Красочность описания меркнет, как только в сознании героя начинают проступать реальные черты города. В проявлении недоумения от случившегося и отчаяния Петька не похож на детей, а воспроизводит привычные ему реакции грязных обитателей города: «...Он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре». И всё же он ещё способен на эмоциональный всплеск, а вот «своевременно» успокоившись, он опять впадёт в мертвенную спячку.)

2. Работа по третьей части рассказа.

– Опишите Петьку по дороге домой. Найдите подтверждение выводам по предыдущему вопросу. (Город убивает в мальчике детское и живое, во внешнем облике автор вновь обращает внимание читателя на старческие морщинки.)

– Найдите слова автора, определяющие его понимание происшедшего. Как вы их поняли? («Большой жадный город равнодушно поглотил свою маленькую жертву». Губительная сила одушевлённого, но не одухотворённого города, предназначение ребёнка стать жертвой, неотвратимость гибели маленького в столкновении с большим. Ужасен и страшен вид маленького старичка – абсолютно спокойного мальчика, из которого словно ушла вся жизнь. Петька, катающийся по земле в истерике и громко вопящий, должен вызывать меньше ужаса, чем Петька, потерявший всякий интерес к жизни, потому что в первом случае Петька бунтует, значит, он еще живой, а во втором случае трудно понять, живой он или уже мертвый.)

– Есть ли сходство в первой и последней части? Подтвердите, цитируя текст. Какое настроение создается благодаря этому сходству? (И первая, и последняя часть изображают картины грязной и душной парикмахерской и ужасной, отвратительной жизни за ее окном, на бульваре. Ключевой фразой и в первой, и в последней части является фраза «Мальчик, воды». Это сходство порождает настроение безысходности и бессмысленности жизни.)

– Зачем автор в конце рассказа ещё раз описывает парикмахерскую? (Выпавший на долю мальчика эпизод отходит, размывается, бледнеет, потому что наваливается прежний уклад. Обрамление эпизода дачной жизни описанием парикмахерской подчёркивает их контрастность, а также упрочивает мысль о незыблемости грязного существования, о победе города над счастливым мигом.)

– Какой картиной завершается рассказ? (Автор передаёт звуки города: мощное громыхание проезжающего обоза, отдалённый жалобный крик пьяной женщины, которую бьёт пьяный мужчина. Ощущение грязи жизни усиливается.)

– Какое настроение в целом порождает рассказ: безысходности или надежды? (Рассказ порождает очень сложное настроение. С одной стороны – безысходности, поскольку окружающая Петьку жизнь остается неизменной: такой же грубой, пошлой, безрадостной. С другой стороны – надежды, поскольку мальчик узнал, что совсем рядом есть и другая жизнь, полная радости, сильных и ярких впечатлений.)

Вывод: пробуждение души уже состоялось, мрачный мир парикмахерской не раздавил Петьку окончательно, не убил в нем человека: теперь эта душа будет ждать своего часа, чтобы вырваться наружу и состояться в присущих ей глубине и богатстве.

– Охарактеризуйте художественное время второй части. (Ход времени убыстряется, несколько дней наполнены событиями так, что насыщенность маленького жизненного отрезка больше, нежели во всё предыдущее существование.)

– Дача окончательно добила Петьку или, напротив, зародила в нем огонек надежды? Подтвердите свое мнение, обращаясь к тексту. (Дача открыла Петьке Петьку. Мальчик впервые узнал себя, почувствовал, что жизнь – не сплошная безрадостная и скучная серая полоса, что в ней есть прекрасный и разнообразный мир природы, что в нем самом могут рождаться сильные и яркие переживания. Несмотря на то что Петька, вернувшись в город, снова стал похож на маленького старичка, он не отказался от приобретенного духовного богатства, не отверг его. Он просит мать спрятать удочку, и хотя сама палка не имеет никакой ценности, важна надежда – надежда вернуться на дачу (символично, что Петькину мать зовут именно Надеждой). Очень важно и то, что Петька ночами взволнованно рассказывает Николке про дачу – делится своими необыкновенными впечатлениями. Таким образом, Петька, в опыте у которого есть дача, – это уже другой Петька, это уже мальчик с опытом необыкновенных и ярких переживаний, которые он ценит и которыми  делится.)

IV. Итог урока.

– Вырвется ли Петька из лап хищника города? (Дача – символ счастья; как разрушается образ дачи в Петькином сознании, так и у читателя разрушается вера в возможность счастья. Город не допустит, чтобы его беззащитная жертва вырвалась, а мимолётный миг загородной недели лишь подчёркивает неприглядность парикмахерской и делает жизнь в ней ещё горше. Грязный город существовал и будет существовать, будет губить все светлые впечатления, невозможно преодолеть его влияние. Утрата счастья неминуема: она была предрешена сказочной стилистикой при введении центрального фрагмента.)

– Каким вы представляете писателя, создавшего такой рассказ? (Способность сострадать, умение «нарисовать» образы и словесными средствами передать своё отношение к описываемому, убеждённость автора, что грубая действительность не допустит длительного существования счастья.)

Домашнее задание: ответить на вопрос, почему автор назвал Петьку жертвой большого города; нарисовать иллюстрацию к рассказу.