twitter ВКонтакте facebook

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ И ЕГО ПРОТОТИП

Страницы учебника: 56–71.

Цели: сравнить литературного героя Петьку с его прототипом Иваном Андреевым; познакомить с картиной Владимира Маковского «Свидание», рассмотреть картину М. Добужинского «Окно парикмахерской»; расширять читательский кругозор.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

На доске рисунки учащихся.

– Почему автор назвал Петьку жертвой большого города? (Ответы детей.)

III. Постановка целей урока.

– Предположите, персонаж Петька реальный или вымышленный?

Сегодня на уроке мы постараемся найти ответ на этот вопрос и обратимся к миру живописи, узнаем, как художники в своем творчестве смогли передать исторические события в жизни людей.

IV. Работа по теме урока.

1. Историческая справка.

1) Чтение статьи учащимися (с. 69).

– Как вы считаете, есть ли в литературном герое Петьке те задатки таланта,  которые воплотил в своей жизни реальный человек Иван Андреев? (Талантливый человек – эта еще и тот, кто способен оценить красоту мира, наслаждаться его богатством, кто одарен впечатлительной душой и развитым воображением.) (Высказывания учащихся.)

2) Чтение документа «Об отдаче мальчика в науку...» (с. 70).

3) Беседа по вопросам учебника.

– Какие признаки конкретного исторического времени видны в этом документе:  понятно  ли,  что  он  был  написан  более  двухсот лет назад? (Факт заключения сделки между отцом мальчика и цеховым мастером, то есть парикмахером: в учение отдают по акту, и человек, мальчик, является предметом сделки, хотя и считается свободным. Это уже примета далекого прошлого.)

– Какие обороты речи кажутся вам устаревшими? (Иван /Федоров сын / Рогов, «Федоров сын» – это Федорович.)

– Как вы думаете, легко ли было свободному человеку – мальчику Василию Рогову – жить у парикмахера? А много ли изменилось через сто лет, когда в учение к парикмахеру отдали другого «свободного» человека – мальчика Петьку? (Ответы детей.)

2. «Третьяковская галерея».

– Пойдите в Государственную Третьяковскую галерею, посмотрите там картину Мстислава Добужинского «Окна парикмахерской».

– Какую атмосферу создает художник? (В акварели «Окно парикмахерской» Мстислав Добужинский создает атмосферу, очень похожую на ту, что описал Леонид Андреев: от этого уголка ночной улицы веет безысходностью, безнадежностью, безжизненностью.)

– Почему яркое освещение фонаря не дает ощущение спокойствия, умиротворения ночной улицы? (Одинокий фонарь ярко освещает окно парикмахерской, в котором производят какое-то жутковатое впечатление неживые лица манекенов.)

– Что усиливает это впечатление? (Это мрачное впечатление усиливают зловещие дорожки теней от фонаря; сгорбленная фигура позднего прохожего, широкая походка которого кажется неуверенной, шатающейся из-за того, что руки засунуты в карманы пальто.)

– Какие краски выбрал художник для картины? Как они воздействуют на зрителя? (Цвета, в которые окрашены стены парикмахерской и ставни, – грязно-розовый и грязно-зеленый, усиливают тоскливое впечатление серости и безвкусицы.)

Физкультминутка

3. Пересказ текста от третьего лица.

– Перескажите содержание этого документа от третьего лица современным языком.

4. «Третьяковская галерея».

– Какое впечатление произвела на вас эта картина? (Грустная песня о жизни ребенка, оторванного от семьи, и о судьбе матери-крестьянки, вынужденной отдать малолетнего сына в ученье, в город, к чужим бессердечным людям.)

В творчестве Маковского преобладали социально-критические темы, образы революционной интеллигенции, сценки городского быта. Среди последних можно назвать картину «Свидание», написанную в 1883 году. На ней изображены мать и сын, встретившиеся после долгой разлуки.

– Что вы можете сказать о матери? (Судя по узелку и дорожной палке, по одежде женщины, она приехала из деревни, чтобы повидаться с сыном и подкормить мальчика. Ее жест и взгляд, направленный на мальчика, выражают боль и любовь. Мать, еще не старая, но изможденная непосильным трудом женщина, с нежностью и умилением смотрит на сына. Бессознательным жестом она касается своих губ – возможно, хочет о чем-то сообщить, но не решается. Ее голова укутана темным платком, а от стужи и ветра защищает черный кожух. Из-под него выглядывает красная юбка и постолы. Ей явно очень жалко сына, и она молча наблюдает, как он торопливо жует принесенный ею калач. У этих двух близких людей нет даже возможности повидаться в нормальных условиях: встреча явно происходит в мрачном углу не то подвала, не то коридора. Нет вида на улицу, нет просторной светлой комнаты. На заднем плане виднеются двери, ведущие в жилое помещение или мастерскую. Стены из обычных, плохо обработанных бревен потемнели от времени, вместе с земляным полом они производят гнетущее впечатление. Картину немного оживляет стоящая в углу бочка с водой, накрытая крышкой, на которой стоит глиняный кувшин. На бочку опирается суковатая палка – с ней пришла мать.)

– Почему даже здесь мать сидит на краешке? Чего она опасается? (Наверно, она боится рассердить хозяев своим присутствием, она их побеспокоила своим приходом. Хозяева не рады визиту, они не проявили к ней внимания, сочувствия, оставив в этом темном углу. А поскольку мальчик даже не снял фартук, он явно торопится вернуться на свое рабочее место.)

– Что вы можете сказать о мальчике? (Мальчику на картине на вид лет тринадцать, он одет в старенькие штаны из грубого серого полотна и поношенную рубашку, поверх которой повязан фартук. Его лицо и руки раскраснелись – наверное, мальчик только что работал и ему разрешили ненадолго отлучиться. Судя по всему, хозяин не очень хорошо заботится о своих учениках: маленький герой жадно уплетает принесенный из дома гостинец)

– Что можно прочитать по глазам матери? (Тревогу за судьбу сына, жалость и невысказанную любовь к сыну, грусть, что они не могут жить вместе.)

Вывод: в своей картине «Свидание» В. Е. Маковский не просто мастерски изображает нелегкую жизнь простых людей, но и заставляет зрителей сопереживать их горю и страданиям.

Обобщение: художник и писатель разными средствами передали одинаковые исторические события в жизни простых людей.

V. Итог урока.

– Что нового вы открыли на уроке? (Высказывания детей.)

– С помощью чего вы сделали такие открытия?

– Что вас особенно взволновало?

Домашнее задание: жизнь ваших ровесников в ХХ веке была не только трудна, полна испытаний, но и очень интересна. Прочитайте об этом книги: М. Шолохова «Нахаленок», А. Гайдара «Тимур и его команда», Е. Ильиной «Четвертая высота», А. Рыбакова «Бронзовая птица».