twitter ВКонтакте facebook

ТАКИЕ ПОХОЖИЕ РАЗНЫЕ СУДЬБЫ

Страницы учебника: 71–78.

Цели: сравнить условия жизни Петьки из рассказа Л. Андреева и Ваньки; их характеры, способности и судьбы; отметить, что в судьбе Ваньки тоже было два мира; поразмышлять над картиной Николая Богданова-Бельского «Дети».

Оборудование: произведения С. Городецкого, Н. Некрасова.

Ход урока

I. Организационный момент.

Городские дети

                   Городские дети, чахлые цветы,

                   Я люблю вас сладким домыслом мечты.

                   Если б этот лобик распрямил виски!

                   Если б в этих глазках не было тоски!

                   Если б эти тельца не были худы,

                   Сколько б в них кипело радостной вражды!

                   Если б эти ноги не были кривы!

                   Если б этим детям под ноги травы!

                   Городские дети, чахлые цветы!

                   Все же в вас таится семя красоты.

                   В грохоте железа, в грохоте камней

                   Вы – одна надежда, вы всего ясней!

               С. Городецкий

– Можно про Ваньку и Петьку сказать, что они «городские дети, чахлые цветы»?

II. Введение в тему.

Работа со шмуцтитулом третьей главы.

– Теперь вы можете назвать мальчиков, которые изображены на шмуцтитуле. Кто это? (Ванька и Петька.)

– Но они совсем не похожи на «чахлые цветы». Как вы объясните это противоречие? (Высказывания детей о двух мирах.)

– Опишите деревенский пейзаж, который подчеркивает состояние счастья Ваньки. (Словесное рисование морозной ночи в деревне.)

– Вспомните и расскажите, как Петька «вступил в полное соглашение с природой». (Ходил босиком, ловил рыбу в пруду, купался, ощущал себя свободным.)

III. Постановка целей урока.

– Дома вы готовили рассказ о жизни Ваньки у сапожника Алехина. Используйте план рассказа для заполнения сравнительной таблицы «Жизнь в городе Ваньки и Петьки».

IV. Работа по теме урока.

1. Самостоятельная работа. Проверка выполнения работы.

Учитель задает вопросы, дети зачитывают ответы из таблицы.

– Опишите героев. Какие они? (См. ответ в таблице.)

– Как мальчиков «учили» ремеслу? (См. табл.)

– Можно ли сказать, что Ваньке, отданному в ученье к сапожнику, приходится много хуже, чем Петьке? (Если сравнивать бесправность мальчиков, то они одинаково бесправны. Конечно, у Петьки нет части тех проблем, которые есть у Ваньки: Ваньку бьют, Ванька недоедает, недосыпает, Ваньке влетает и за собственные проступки (не так чистил селедку; заснул, укачивая хозяйского малютку), и за чужие грехи (подмастерья заставляют его красть для них огурцы, за что бьют опять-таки Ваньку). С другой стороны, Ванька не утрачивает живого интереса к жизни, несмотря на побои и ужасные условия, в которых он живет.)

– Куда хотят вырваться мальчики? Где они чувствуют себя по-настоящему счастливыми? (См. табл.)

Жизнь в городе Ваньки и Петьки

Петька

Ванька

Самый маленький из всех служащих в заведении, ему 10 лет, не курил, не пил водку, не ругался, не знал, скучно ему или весело; очень худой, веснушчатый, на голове струпья, всегда сонные глаза, рот полуоткрыт, мелкие морщины делали его похожим на состарившегося карлика

9 лет, умеет читать и писать, танцует кадриль, считает до 100

Выполнял однообразную подсобную работу, никак не связанную с парикмахерским ремеслом

Качал ребенка хозяев, помогал на кухне, его посылали в кабак за водкой, учили  красть огурцы

Дача – это место на земле, где красиво и просторно, где вольно дышится, где можно играть и резвиться со сверстниками

Деревня – место, где он жил. В памяти остались только хорошие воспоминания

– Можно ли сказать, что Ванька более развит, чем Петька? В чем причина этого? (Ванька часть своего детства провел в господском доме: пока жива была его мать, служившая у господ в горничных, господа хорошо относились к Ваньке, его даже выучили читать, писать, считать и танцевать кадриль. После смерти матери Ваньке жилось хуже, но тоже неплохо – в людской кухне с дедом: Ванька с дедом и сторожил господский дом, и ходил в лес зимой за елкой. И только потом сироту Ваньку, чтобы не держать в нахлебниках, отдали в Москву в учение к сапожнику. Таким образом, Ванька получил в детстве то развитие, которого не получил Петька. Он более развит и менее забит, в нем более развита способность сопротивляться жизненным обстоятельствам.)

– А какие у мальчиков одинаковые проблемы? (Общие проблемы у мальчиков – бесправие и скука. И того, и другого, по сути, не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих. И того, и другого неоправданно обижают. И тот, и другой мечтают вырваться из этой страшной атмосферы хамства и рабства.)

– Что является для Ваньки его «дачей»? (У Ваньки тоже есть своя «дача», то есть мечта: она в его воспоминаниях о доме, о дедушке, о былых временах.)

– Прочитайте слова. (На доске записаны слова: наблюдательный, активный, впечатлительный, находчивый, сообразительный.)

– Покажите, обращаясь к тексту, какими качествами обладают мальчики. (Ванька чрезвычайно наблюдательный: об этом говорит та часть письма, где он рассказывает деду о Москве, – со слов «А Москва город большой...». О наблюдательности говорит и описание поведения и характера собак Вьюна и Каштанки. О сообразительности свидетельствует как сам факт написания и отправки письма деду, так и его содержание – то, какие аргументы приводит Ванька для того, чтобы дед его забрал: Ванька уже и работу себе в деревне придумал, и рисует деду оптимистические картины совместной жизни с ним, Ванькой, и т. д. Он наблюдательный и сообразительный (вспомним рассказ о Москве),  активный и находчивый (сообразил написать письмо деду, расспросил торговцев, куда опускают письма, достаточно умело убеждает деда забрать его от хозяина, определив себе работу в деревне. Он не менее впечатлителен, чем Петька (можно прочитать описание ночного деревенского пейзажа, «увиденного» глазами Ваньки), но более активный, шустрый и жизнеспособный.)

Физкультминутка

2. «Самарский художественный музей».

Детскую тяжелую судьбу отражали не только писатели, но и художники. Они с большим мастерством, правдиво, выразительно рассказывают нам об этом красками в своих полотнах.

– Рассмотрите картину В. Маковского «Две матери».

– Что вы можете сказать о той семье, которая воспитывает мальчика? Как к нему относятся его приемные родители? (Мальчика в приемной семье явно любят. За общим столом стоит его плетеный детский стульчик с салфеткой. Приемная мать в тревоге прижимает его к себе. Старушка-нянька в ужасе всплеснула руками. Отец разнервничался и закурил.)

– Как может закончиться эта история? (Судя по тому, как привязаны новые родители к ребенку, а также по тому, что это явно достаточно обеспеченные люди, они не отдадут мальчика родной матери, которая отказалась в свое время от него, а предложат ей деньги.)

– Какова композиция картины? Краски? (Ответы детей.)

– Как вы думаете, почему никакой эпизод этой картины не нашел отражения на шмуцтитуле? (Высказывания детей.)

– Рассмотрите картину Николая Богданова-Бельского «Дети».

– Что выражают лица мальчиков: любопытство, стеснительность, деловитость, что-то другое? (В лицах мальчиков – напряженное внимание и ожидание. Лицо мальчика в соломенной шляпе отличается более взрослым выражением: его взгляд более серьезный и более требовательный. Вместе с тем он как будто задумался: этот взгляд и несколько отрешенный, чуть-чуть в себя. Лицо белобрысого мальчика более открыто и наивно. В нем есть тот оттенок детской недоверчивости, которую он не может скрыть. Оно как будто сохраняет печать прежних разочарований.)

– Какое настроение в целом излучает эта картина? Какую роль играет пейзаж в создании этого настроения? (В целом картина производит сложное, почти двойственное впечатление. С одной стороны, мы погружаемся в атмосферу яркого солнечного утра: детей окружает свежая молодая зелень раннего лета, сквозь ветки деревьев пробиваются ослепительно яркие солнечные лучи, которые ложатся белыми бликами разной формы на забор и скамейку, на рубашки и лица детей, на дощатый пол веранды. С другой стороны, победе этого настроения особой летней праздничности, безудержного калейдоскопа света и тени «мешают» сами дети: печать недетской озабоченности на лицах.)

V. Итог урока.

– Какое настроение у вас возникло после прочтения рассказов «Петька на даче» и «Ванька»?

– Послушайте, как точно подметил трудности детской жизни великий русский поэт Н. Некрасов.

Ученик читает стихотворение Н. Некрасова.

Плач детей

                 Равнодушно слушая проклятья

                 В битве с жизнью гибнущих людей,

                 Из-за них вы слышите ли, братья,

                 Тихий плач и жалобы детей?

                 «В золотую пору малолетства

                 Всё живое счастливо живет,

                 Не трудясь, с ликующего детства

                 Дань забав и радости берет.

                 Только нам гулять не довелося

                 По полям, по нивам золотым:

                 Целый день на фабриках колеса

                 Мы вертим, вертим, вертим!

                 Колесо чугунное вертится,

                 И гудит, и ветром обдает,

                 Голова пылает и кружится,

                 Сердце бьется, всё кругом идет:

                 Красный нос безжалостной старухи,

                 Что за нами смотрит сквозь очки,

                 По стенам гуляющие мухи,

                 Стены, окна, двери, потолки, –

                 Всё и все! Впадая в исступленье,

                 Начинаем громко мы кричать:

                 «Погоди, ужасное круженье!

                 Дай нам память слабую собрать!»

                 Бесполезно плакать и молиться –

                 Колесо не слышит, не щадит:

                 Хоть умри – проклятое вертится,

                 Хоть умри – гудит, гудит, гудит!

                 Где уж нам, измученным в неволе,

                 Ликовать, резвиться и скакать!

                 Если б нас теперь пустили в поле,

                 Мы в траву попадали бы – спать.

                 Нам домой скорей бы воротиться,

                 Но зачем идем мы и туда?

                 Сладко нам и дома не забыться:

                 Встретит нас забота и нужда!

                 Там, припав усталой головою

                 К груди бледной матери своей,

                 Зарыдав над ней и над собою,

                 Разорвем на части сердце ей...»

               <1860>

– Что нового вы узнали? Как пригодятся эти знания в будущем?

Домашнее задание: подумайте, когда счастливое детство стало возможным для всех детей.