Follow @Pyccstudy |
Страницы
учебника: 71–78.
Цели:
сравнить условия жизни Петьки из
рассказа Л. Андреева и Ваньки; их характеры, способности и судьбы;
отметить,
что в судьбе Ваньки тоже было два мира; поразмышлять над картиной
Николая
Богданова-Бельского «Дети».
Оборудование:
произведения С. Городецкого, Н. Некрасова.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
Городские
дети
Городские дети, чахлые цветы,
Я люблю вас сладким домыслом
мечты.
Если
б этот лобик распрямил виски!
Если б в этих глазках не было
тоски!
Если
б эти тельца не были худы,
Сколько б в них кипело
радостной вражды!
Если
б эти ноги не были кривы!
Если б этим детям под ноги
травы!
Городские
дети, чахлые цветы!
Все же в вас таится семя
красоты.
В
грохоте железа, в грохоте камней
Вы – одна надежда, вы всего
ясней!
С. Городецкий
–
Можно про
Ваньку и Петьку сказать, что они «городские дети, чахлые
цветы»?
II.
Введение в тему.
Работа
со шмуцтитулом третьей главы.
–
Теперь вы
можете назвать мальчиков, которые изображены на шмуцтитуле. Кто это? (Ванька
и Петька.)
–
Но они совсем
не похожи на «чахлые цветы». Как вы объясните это
противоречие? (Высказывания
детей о двух мирах.)
–
Опишите
деревенский пейзаж, который подчеркивает состояние счастья Ваньки. (Словесное
рисование морозной ночи в деревне.)
–
Вспомните и
расскажите, как Петька «вступил в полное соглашение с
природой». (Ходил
босиком, ловил рыбу в пруду, купался, ощущал себя свободным.)
III.
Постановка целей урока.
–
Дома вы
готовили рассказ о жизни Ваньки у сапожника Алехина. Используйте план
рассказа
для заполнения сравнительной таблицы «Жизнь в городе Ваньки и
Петьки».
IV.
Работа по теме урока.
1.
Самостоятельная работа. Проверка выполнения работы.
Учитель
задает вопросы, дети зачитывают ответы из таблицы.
–
Опишите
героев. Какие они? (См. ответ в таблице.)
–
Как мальчиков
«учили» ремеслу? (См. табл.)
–
Можно ли
сказать, что Ваньке, отданному в ученье к сапожнику, приходится много
хуже, чем
Петьке? (Если сравнивать бесправность мальчиков, то они
одинаково бесправны.
Конечно, у Петьки нет части тех проблем, которые есть у Ваньки: Ваньку
бьют,
Ванька недоедает, недосыпает, Ваньке влетает и за собственные проступки
(не так
чистил селедку; заснул, укачивая хозяйского малютку), и за чужие грехи
(подмастерья заставляют его красть для них огурцы, за что бьют
опять-таки
Ваньку). С другой стороны, Ванька не утрачивает живого интереса к
жизни,
несмотря на побои и ужасные условия, в которых он живет.)
–
Куда хотят
вырваться мальчики? Где они чувствуют себя по-настоящему счастливыми? (См.
табл.)
Жизнь
в городе Ваньки и Петьки
Петька
| Ванька |
Самый
маленький из всех служащих в заведении, ему 10 лет, не курил, не пил
водку, не ругался, не знал, скучно ему или весело; очень худой,
веснушчатый, на голове струпья, всегда сонные глаза, рот полуоткрыт,
мелкие морщины делали его похожим на состарившегося карлика | 9
лет, умеет читать и писать, танцует кадриль, считает до 100 |
Выполнял
однообразную подсобную работу, никак не связанную с парикмахерским
ремеслом | Качал
ребенка хозяев, помогал на кухне, его посылали в кабак за водкой, учили красть огурцы |
Дача
– это место на земле, где красиво и просторно, где вольно
дышится, где можно играть и резвиться со сверстниками | Деревня
– место, где он жил. В памяти остались только хорошие
воспоминания |
–
Можно ли сказать, что Ванька более
развит, чем Петька? В чем причина этого? (Ванька
часть своего детства
провел в господском доме: пока жива была его мать, служившая у господ в
горничных, господа хорошо относились к Ваньке, его даже выучили читать,
писать,
считать и танцевать кадриль. После смерти матери Ваньке жилось хуже, но
тоже
неплохо – в людской кухне с дедом: Ванька с дедом и сторожил
господский дом, и
ходил в лес зимой за елкой. И только потом сироту Ваньку, чтобы не
держать в
нахлебниках, отдали в Москву в учение к сапожнику. Таким образом,
Ванька
получил в детстве то развитие, которого не получил Петька. Он более
развит и
менее забит, в нем более развита способность сопротивляться жизненным
обстоятельствам.)
–
А какие у
мальчиков одинаковые проблемы? (Общие проблемы у мальчиков
– бесправие и
скука. И того, и другого, по сути, не учат ремеслу, а используют в
качестве
подсобных рабочих. И того, и другого неоправданно обижают. И тот, и
другой
мечтают вырваться из этой страшной атмосферы хамства и рабства.)
–
Что является
для Ваньки его «дачей»? (У Ваньки тоже
есть своя «дача», то есть мечта: она
в его воспоминаниях о доме, о дедушке, о былых временах.)
–
Прочитайте
слова. (На доске записаны слова: наблюдательный, активный,
впечатлительный,
находчивый, сообразительный.)
–
Покажите,
обращаясь к тексту, какими качествами обладают мальчики.
(Ванька чрезвычайно
наблюдательный: об этом говорит та часть письма, где он рассказывает
деду о
Москве, – со слов «А Москва город
большой...». О наблюдательности говорит и
описание поведения и характера собак Вьюна и Каштанки. О
сообразительности
свидетельствует как сам факт написания и отправки письма деду, так и
его
содержание – то, какие аргументы приводит Ванька для того,
чтобы дед его
забрал: Ванька уже и работу себе в деревне придумал, и рисует деду
оптимистические картины совместной жизни с ним, Ванькой, и т. д. Он
наблюдательный и сообразительный (вспомним рассказ о Москве), активный и находчивый
(сообразил написать
письмо деду, расспросил торговцев, куда опускают письма, достаточно
умело
убеждает деда забрать его от хозяина, определив себе работу в деревне.
Он не
менее впечатлителен, чем Петька (можно прочитать описание ночного
деревенского
пейзажа, «увиденного» глазами Ваньки), но более
активный, шустрый и
жизнеспособный.)
Физкультминутка
2.
«Самарский художественный музей».
Детскую
тяжелую
судьбу отражали не только писатели, но и художники. Они с большим
мастерством,
правдиво, выразительно рассказывают нам об этом красками в своих
полотнах.
–
Рассмотрите
картину В. Маковского «Две матери».
–
Что вы можете
сказать о той семье, которая воспитывает мальчика? Как к нему относятся
его
приемные родители? (Мальчика в приемной семье явно любят. За
общим столом
стоит его плетеный детский стульчик с салфеткой. Приемная мать в
тревоге
прижимает его к себе. Старушка-нянька в ужасе всплеснула руками. Отец
разнервничался и закурил.)
–
Как может закончиться эта история? (Судя по тому, как
привязаны новые
родители к ребенку, а также по тому, что это явно достаточно
обеспеченные люди,
они не отдадут мальчика родной матери, которая отказалась в свое время
от него,
а предложат ей деньги.)
–
Какова
композиция картины? Краски? (Ответы детей.)
–
Как вы
думаете, почему никакой эпизод этой картины не нашел отражения на
шмуцтитуле? (Высказывания
детей.)
–
Рассмотрите
картину Николая Богданова-Бельского «Дети».
–
Что выражают лица мальчиков: любопытство, стеснительность, деловитость,
что-то
другое? (В лицах мальчиков – напряженное внимание и
ожидание. Лицо мальчика
в соломенной шляпе отличается более взрослым выражением: его взгляд
более
серьезный и более требовательный. Вместе с тем он как будто задумался:
этот
взгляд и несколько отрешенный, чуть-чуть в себя. Лицо белобрысого
мальчика
более открыто и наивно. В нем есть тот оттенок детской недоверчивости,
которую
он не может скрыть. Оно как будто сохраняет печать прежних
разочарований.)
–
Какое
настроение в целом излучает эта картина? Какую роль играет пейзаж в
создании
этого настроения? (В целом картина производит сложное, почти
двойственное
впечатление. С одной стороны, мы погружаемся в атмосферу
яркого солнечного
утра: детей окружает свежая молодая зелень раннего лета, сквозь ветки
деревьев
пробиваются ослепительно яркие солнечные лучи, которые ложатся белыми
бликами
разной формы на забор и скамейку, на рубашки и лица детей, на дощатый
пол
веранды. С другой стороны, победе этого настроения особой летней
праздничности,
безудержного калейдоскопа света и тени «мешают»
сами дети: печать недетской
озабоченности на лицах.)
V.
Итог урока.
–
Какое
настроение у вас возникло после прочтения рассказов «Петька
на даче» и
«Ванька»?
–
Послушайте,
как точно подметил трудности детской жизни великий русский поэт Н.
Некрасов.
Ученик
читает стихотворение Н. Некрасова.
Плач
детей
Равнодушно
слушая проклятья
В
битве с жизнью гибнущих людей,
Из-за
них вы слышите ли, братья,
Тихий
плач и жалобы детей?
«В
золотую пору малолетства
Всё
живое счастливо живет,
Не
трудясь, с ликующего детства
Дань
забав и радости берет.
Только нам гулять не довелося
По
полям, по нивам золотым:
Целый
день на фабриках колеса
Мы
вертим, вертим, вертим!
Колесо чугунное вертится,
И гудит, и ветром обдает,
Голова
пылает и кружится,
Сердце
бьется, всё кругом идет:
Красный нос безжалостной
старухи,
Что
за нами смотрит сквозь очки,
По
стенам гуляющие мухи,
Стены,
окна, двери, потолки, –
Всё
и все! Впадая в исступленье,
Начинаем
громко мы кричать:
«Погоди,
ужасное круженье!
Дай
нам память слабую собрать!»
Бесполезно плакать и молиться –
Колесо
не слышит, не щадит:
Хоть
умри – проклятое вертится,
Хоть
умри – гудит, гудит, гудит!
Где
уж нам, измученным в неволе,
Ликовать,
резвиться и скакать!
Если
б нас теперь пустили в поле,
Мы
в траву попадали бы – спать.
Нам домой скорей бы воротиться,
Но
зачем идем мы и туда?
Сладко
нам и дома не забыться:
Встретит
нас забота и нужда!
Там,
припав усталой головою
К
груди бледной матери своей,
Зарыдав
над ней и над собою,
Разорвем
на части сердце ей...»
<1860>
–
Что нового вы
узнали? Как пригодятся эти знания в будущем?
Домашнее
задание:
подумайте, когда счастливое детство
стало возможным для всех детей.