twitter ВКонтакте facebook

НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. СУДЬБА ТВОЕГО РОВЕСНИКА, ЖИВШЕГО В ХХ ВЕКЕ. А. ГАЙДАР «ТИМУР И ЕГО КОМАНДА»

Цели: развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь, психические процессы детей (внимание, память); воспитывать культуру общения и такие черты характера, как коллективизм, товарищество и патриотизм.

Оборудование: выставка книг А. Гайдара, портрет писателя, для самостоятельной работы – красные звезды, таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент.

                   Мы приглашаем вас всех в путешествие,

                   Где ждут вас чудесные происшествия,

                   Волшебные звуки, послушные дети,

                   Все то, что так редко бывает на свете.

II. Актуализация опорных знаний.

      Большой, веселый, ясноглазый,

      Присев к ребячьему костру,

      Он сочинял свои рассказы,

      Как бесконечную игру.

– Что вы знаете о жизни и творчестве А. Гайдара? (Дети делятся своими знаниями, дополняя ответы учащихся.)

Материал для учителя

Слово о писателе.

Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) (1904–1941).

В 1918 году пошел добровольцем в Красную армию. В 16 лет командовал полком. Был неоднократно ранен. В 1924 г. по состоянию здоровья вынужден был оставить армию. Гайдар стал писать. Почти все произведения предназначены для детей – от первой повести «Р.В.С.» до последней «Тимур и его команда».

С самого начала Великой Отечественной войны Гайдар стал настойчиво добиваться возвращения в армию. В июле 1941 года Гайдар был послан на фронт корреспондентом «Комсомольской правды». Он остался на Украине, сражался в партизанском отряде и погиб героической смертью в бою, спасая товарищей.

На доске записаны названия произведений Гайдара:

Р.В.С.                                  Чук и Гек               Голубая чашка

Тимур и его команда    Школа          Дым в лесу  

Военная тайна                                                 Горячий камень

– Какие произведения вам знакомы? (Высказывания детей.)

– В 3 классе вы уже читали повесть Гайдара «Чук и Гек». Вспомните, о чем она? (Занимательная история о двух мальчиках-братьях Чуке и Геке. Они потеряли папину телеграмму. Отец жил у далеких Синих гор. В книге рассказывалось об их путешествии и приключениях.)

III. Объявление темы и постановка целей.

– Сегодня урок из цикла «Наедине с книгой». Я прочитаю вам стихотворные строчки, а вы по ним определите тему и цели нашего урока.

           О Тимуре, без сомненья,

           Вы читали с увлеченьем,

           Слово дав себе потом

           Подражать ему во всем.

(Книга А. Гайдара «Тимур и его команда» – руководство к действию для ребят. Славные дела тимуровской команды. Настоящая дружба. Тимуровское движение сегодня.)

IV. Введение в тему.

– Поделитесь впечатлениями о прочитанной книге. (Выборочное чтение понравившихся отрывков.)

V. Работа по содержанию.

– Где  и когда  происходит действие повести? Почему это важно знать? (Действие происходит в середине лета под Москвой. Это предвоенный год. Повесть проникнута тревогой за судьбу Родины. Гайдар предчувствовал трагическую неизбежность войны.)

– Назовите главных героев повести. (Женя, Тимур, Квакин и др.)

           Их по поступкам узнают,

           И это не беда,

           Что по-гайдаровски зовут

           Героев не всегда.

– О ком эти строчки?

– Назовите их по-гайдаровски.

– Что их объединяло, почему им было интересно вместе?

1. Характеристика главного героя.

– Каким вам представляется Тимур? (Дети называют, учитель фиксирует ответы на доске: смелый, отзывчивый, решительный, благородный в своих побуждениях, неугомонный и обаятельный.)

– Впервые мы встречаемся с Тимуром вместе с Женей. Каким его видит Женя? Прочитайте и сравните с вашими характеристиками. (Возможные ответы: деловитый, строгий, требовательный – осудил Колю Колокольчикова и Гейку за неумение выполнить как следует задание; чуткий – забота о плачущей девочке; хороший товарищ – понимает стремление малыша бежать в Красную армию; решительность и достоинство – разговор с Квакиным.)

– Прочитайте авторское описание портрета Тимура.

«– Кто вы такие? – отступая от окна, в страхе спросила Женя. – Уходите!.. Это наш сад. Я вас сюда не звала.

Но плечо к плечу, плотной стеной ребята молча шли на Женю. Очутившись прижатой к углу, Женя вскрикнула.

В то же мгновенье в просвете мелькнула еще одна тень. Все обернулись и расступились. Перед Женей встал высокий темноволосый мальчуган в синей безрукавке, на груди которой была вышита красная звезда.

– Тише, Женя! – громко сказал он. – Кричать не надо. Никто тебя не тронет. Мы с тобой знакомы. Я – Тимур.

– Ты Тимур? – широко раскрывая полные слез глаза, недоверчиво воскликнула Женя. – Это ты укрыл меня ночью простынею? Ты оставил мне на столе записку? Ты отправил папе на фронт телеграмму, а мне прислал ключ и квитанцию? Но зачем? За что? Откуда ты меня знаешь?

Тогда он подошел к ней, взял ее за руку и ответил:

– А вот оставайся с нами! Садись и слушай, и тогда тебе все будет понятно».

2. Тимур – командир.

– Почему именно он, Тимур, стал командиром? (Герой книги Тимур придумал чудесную форму помощи нашей армии. Он со своими сверстниками окружал большой заботой тех, кто остался без отцов и братьев, ушедших в армию. Тимур был хорошим организатором: штаб, карта поселка, тетрадь с адресами и другими сведениями.)

– Какие добрые дела выполняли тимуровцы? Расскажите о них от лица Тимура. (Ответы детей.)

– Когда Женя поняла настоящую цель действий Тимура?

– Какое сообщение Тимура ее особенно потрясло?

– Докажите, что игра и дело слиты воедино. (Игра подчинена высоким целям, но эти дела вряд ли могли осуществиться, если бы для них не была найдена увлекательная форма.)

3. Связь поступков тимуровцев с делами страны.

– Как Гайдар добивается единства и неразрывности дел тимуровцев и страны? (Параллельное изображение заседания в штабе тимуровцев и мчащийся конно-артиллерийский дивизион, стремление ребят убежать в Красную армию.)

Физкультминутка

4. Работа в группах: сравнение команды Тимура и шайки Квакина.

– Сравните характеры этих героев, цель их занятий, поведение в переговорах, в подготовке к бою и в бою. Оформите результаты работы в таблице.

Команда Тимура

Шайка Квакина

Характеры командиров

Смелый, отзывчивый,

решительный

Безответственный, хулиган,

грубый

Занятия

Помощь семьям

красноармейцев

Обворовывание садов

Поведение в переговорах

Мужество, благородство

Хамство

Подготовка к бою

Ультиматум

В ответ: грубое ругательство, арест парламентеров

Во время боя

Честное ведение боя

Отсутствие выдержки

– Как, по вашему мнению, автор относится к своим героям? Почему вы так думаете? (Высказывания детей с опорой на текст.)

5. Чтение по ролям.

Творческие группы выбирают эпизоды для чтения по ролям, объясняют свой выбор. (Возможны варианты – «В штабе».)

VI. Обобщение и закрепление изученного.

1. Вопросы:

– Какие добрые дела выполняли тимуровцы?

– Какие полезные дела вы можете сделать вместе со своими друзьями?

2. Самостоятельная работа.

           Достается недешево

           Счастье трудных дорог.

           Что ты сделал хорошего,

           Чем ты людям помог?

           Может, строишь ракету?

           Гидростанцию? Дом?

           Согреваешь планету

           Своим мирным трудом?

           Иль под снежной порошей

           Жизнь спасаешь кому?

           Делать людям хорошее –

           Хорошеть самому!

                   (По Л. Татьяничевой.)

– Приведите примеры из своей жизни, когда вы сделали что-то хорошее другому человеку бескорыстно, не ради награды. Пусть что-то маленькое, но такое, отчего другому человеку стало приятно, а у вас на душе – светлее.

У каждого из вас на парте лежит красная звездочка. Напишите на ней кратко, какое доброе дело вы совершили.

Читать вслух мы не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому что, как гласит английская пословица, «кто добр поистине, добро творит в молчании».

3. Значение книги для ребят ХХI века.

В годы войны тимуровцы выполняли самые разнообразные поручения, в том числе доставляли письма семьям бойцов.

После войны – помогали семьям погибших.

Во второй половине ХХ века помогали ветеранам Великой Отечественной войны.

– А какие тимуровские дела можете выполнять вы, ребята XXI века? Чем они будут различаться и что их будет объединять с тимуровскими делами 1940 года? (Свободные высказывания детей.)

Сделайте вывод: зачем нужна эта книга современным школьникам?

VII. Итог урока.

– Почему А. Гайдар говорил, что у него «обыкновенная биография в необыкновенное время»? (Высказывания детей.)

– Какие чувства вы испытываете по отношению к Тимуру? Почему? (Восхищение, гордость.)

 

               Любимых детских книг творец

               И верный друг ребят.

               Он жил, как должен жить боец,

               И умер, как солдат.

               Прочти гайдаровский рассказ

               И оглянись вокруг:

               Живут сегодня среди нас

               Тимур, и Гек, и Чук.