twitter ВКонтакте facebook

МИР ДРУЗЕЙ В СТИХОТВОРЕНИЯХ В. БЕРЕСТОВА «ДРАКОНИЛ», «РАЗЛУКА», «ФАНТИКИ», «ДЕВОЧКА»

Страницы учебника: 79–84.

Цель: увидеть в поэтических текстах характер лирического героя, мир его ценностей.

Оборудование: записи песен М. Пляцковского «Настоящий друг», «Улыбка»; портрет В. Берестова.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Ребята, помните мультфильм «Крошка Енот»? Какая песня там звучала? («Улыбка».)

– Послушайте ее, а кто знает, может подпевать.

Звучит запись песни М. Пляцковского «Улыбка».

– О чем эта песня?

– Какие главные слова в песне? (Дружба начинается с улыбки.)

– Давайте и мы улыбнемся друг другу и начнем наш урок. Прочитайте эпиграф нашего урока.

На доске записано:

Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага.

Аристотель

II. Вступительная беседа.

– Это высказывание философа, а как вы ответите на вопрос: что такое дружба? (Дружба – это отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов.)

О дружбе размышляли во все времена. О ней размышляли поэты и писатели, ученые и философы.

(Чтение изречений философов, поэтов о дружбе.)

• Дружба – это единодушие относительно прекрасного и справедливого.  Дружба – это соучастие в благих делах и испытаниях.

Платон

• Друзья мои, прекрасен наш союз...

А. С. Пушкин

Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок:

• Нет друга – ищи, ... (а нашел – береги).

• Один за всех, ... (все за одного).

• Человек без друзей, ... (что дерево без корней).

– Что значит «дружить»?

– Почему распадается дружба?

– По каким причинам это происходит чаще всего?

– Какие стихи, песни, рассказы о дружбе вы знаете? (Я. Аким «Друг», В. Драгунский «Друг детства» и др.)

III. Объявление темы и постановка целей урока.

У Владимира Высоцкого есть «Песня о друге». Там такие слова:

             Если друг оказался вдруг

             И не друг, и не враг, а так...

– Назовите наиболее важные качества характера, которые вы цените в своих друзьях.

Учитель записывает на доске:

Доброта,  внимание,  отзывчивость, честность, верность, помощь и т. д.

– Но ведь ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Посмотрите еще раз на слова внимательно и подумайте, какие черты присущи и вам. Каждый из вас для себя пусть сделает вывод: хороший  ли я друг?

Сегодня на уроке мы проведем некоторые исследования «Настоящая дружба. Преданный друг». Результатом работы будут «Законы дружбы», которые вы сформулируете в конце урока. Помогут нам сегодня стихи замечательного поэта и интересного человека.

IV. Изучение нового материала.

1. Слово об авторе.

– Посмотрите на портрет. Это Валентин Дмитриевич Берестов (1928–1998). Начал писать стихи для детей только после рождения дочери, хотя поэтические способности у него обнаружились очень рано. В 8 лет он написал дразнилки на своих одноклассников, за что они его сильно побили. Но Берестов не переставал сочинительствовать, только теперь он записывал стихи в тетрадь и прятал ее в тайнике. Особую роль в литературной биографии Берестова сыграл Чуковский, которому 14-летний поэт решил показать заветную тетрадь. Об этой встрече есть стихотворение, с ним мы познакомимся при чтении второй части учебника.

Звучит песня М. Пляцковского «Настоящий друг».

– Давайте прочитаем стихи Берестова и определим, какими качествами обладал лирический герой, можно ли его назвать настоящим другом.

2. «Драконил». Анализ стихотворения.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение наизусть.

– Какие  мысли  возникли  у  вас,  когда  вы услышали стихотворение? (Высказывания детей.)

– Почему мальчика, о котором рассказывает лирический герой, он везде называет просто «он»? (Лирический герой не хочет называть «его» по имени, потому что с «ним» связаны самые неприятные воспоминания детства: «он» – провокатор, которому доставляло удовольствие подставить приятеля, поиздеваться над ним, а вся фантазия уходила на то, чтобы изобрести очередную пакость. Его нельзя и назвать иначе, кроме того имени, которое он сам изобрел для журнала – Драконил.)

– Прав ли лирический герой, называя «его» негодяем? Имеет ли он на это право? (Судя по тем эпизодам – с походом в кино, с теплицами, с любимыми журналами лирического героя, о которых рассказывает лирический герой, Драконил действительно негодяй.)

– Прочитайте стихотворение выразительно.

– Определите общее настроение стихотворения.

– Почему детство лирического героя, несмотря на такого Драконила рядом, можно все-таки назвать безоблачным и счастливым? (Несмотря на такого Драконила рядом, детство лирического героя – счастливое. Ведь его никто не заставлял насильно общаться с таким Драконилом, никто не заставлял и участвовать в тех рискованных незаконных предприятиях, которые придумывал Драконил.)

– Почему лирический герой все-таки играет с Драконилом и прощает все его пакости? (Раз лирический герой все же дружил и играл с Драконилом, значит, его привлекала – пусть и направленная на разные козни – изобретательность Драконила, его неуемная фантазия.)

3. Работа в группах.

– Запишите качества лирического героя, о которых вы узнали из этого стихотворения. (Умение прощать.)

4. «Разлука». Анализ стихотворения.

– Что  является  для  лирического  героя  основой  детской  дружбы? (Игра.)

– Во что вы любите играть с друзьями?

– Есть пословица «Друг познается в беде», а что будет обозначать такое выражение – «Друг познается в игре»?

             Друг уехал далеко,

             Мне без друга нелегко.

             День прошел, потом неделя,

             Три недели пролетели.

             Летом дождь, зимою вьюга.

             Очень скучно мне без друга.

– Поделитесь впечатлениями.

У В. Берестова есть стихотворение «Разлука». Послушайте рассуждения лирического героя о разлуке с другом.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.

В игре выясняется все: и подвижность мышления, и наличие или отсутствие фантазии, и двигательные способности и навыки, и нравственные качества человека. Игра – это способ жизни юного человека, поэтому и отношение к ней должно быть серьезным.

– Какие выводы сделал лирический герой? (Дети всегда подчиняются воле взрослых, основа детской дружбы – игра.)

– Вы согласны с этими выводами? (Высказывания детей.)

Вывод: для настоящей дружбы расставание не помеха, можно написать письмо, позвонить, отправиться вслед за другом.

5. Работа в группах.

– Какие  новые  качества  вы  увидели у лирического героя? Запишите. (Друг – тот, кто рядом, с которым можно поиграть.)

Физкультминутка

Если нравится тебе

Учитель становится так, чтобы все его хорошо видели, запевает песню и показывает движения. Ученики подхватывают песню (мелодия проста и запоминается сразу) и вслед за учителем проделывают все движения.

            Если нравится тебе, то делай так...

            (Два щелчка пальцами над головой.)

            Если нравится тебе, то делай так...

            (Два щелчка пальцами над головой.)

            Если нравится тебе,

            То и другим ты покажи.

            Если нравится тебе,

            То делай так...

            (Два щелчка пальцами над головой.)

Дальше все строки куплетов повторяются еще три раза, но движения заменяются другими: сначала – два хлопка в ладоши, потом – два хлопка по коленям, потом – два притопа ногами.

Затем ученики поют:

            Если нравится тебе, то ты скажи:

            «Хорошо!»

     Если нравится тебе, то ты скажи:

     «Хорошо!»

     Если нравится тебе,

     То и другим ты покажи.

     Если нравится тебе –

     Хорошо, хорошо!

В заключение игры поют:

     Если нравится тебе,

     То делай все...

(Повторяются подряд одно за другим все движения: два щелчка, два хлопка в ладоши, два хлопка по коленям, два притопа ногами.)

     Хорошо!

     Если нравится тебе,

     То делай всё!

     (Все движения повторяются снова.)

     Хорошо!

     Если нравится тебе,

     То и другим ты покажи.

     Если нравится тебе –

     Хорошо!

6. «Фантики», «Девочка». Анализ стихотворения.

Иногда люди бывают так дружны, что им даже снятся одинаковые сны. Их крепкая, верная и долгая дружба держится на одинаковых интересах, вкусах, им нравятся одинаковые игры, занятия. У них похожие характеры.

– Прочитайте стихотворения «Фантики» и «Девочка» самостоятельно и решите, на чем держится дружба лирического героя этих стихотворений.

7. Самостоятельная работа.

– Что оказалось самым важным для лирического героя? (Общение, собирать и копить ему уже надоело.)

– Чем привлекает лирического героя девочка-командирша? (Храбростью, фантазией, богатым воображением.)

8. Работа по группам.

– Запишите, какие черты характера ценит лирический герой. (Общительность, храбрость, сообразительность, выдумка, увлеченность.)

9. Обобщение.

– Сравните черты лирического героя всех стихотворений. Как вы думаете, это один лирический герой или разные? (Один.)

– Расскажите о лирическом герое В. Берестова, используя свои записи.

«Драконил» – умеет прощать.

«Разлука» – любит играть.

«Фантики» – главным считает общение.

«Девочка» – ценит храбрость, увлеченность, выдумку.

– Как лирический герой понимает дружбу? (Дружить для лирического героя (которому всего десять лет, в отличие от взрослого автора) – это постоянно общаться, видеться, играть вместе, участвовать в совместных выдумках и рискованных предприятиях.)

V. Итог урока.

                   Что же такое дружба, каждый знает?

                   Может быть, и спрашивать смешно.

                   Ну  а все же, что обозначает

                   Это слово? Значит что оно?

                   Дружба в радости и дружба в горе.

                   Друг последнее всегда отдаст.

                   Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

                   Тот, кто не обманет, не продаст.

                   Дружба никогда границ не знает,

                   Нет преград для дружбы никаких.

                   Дружба на земле объединяет

                   Всех детей – и белых, и цветных.

                  (По Л. Измайлову.)

Домашнее задание: выучить стихотворение (по выбору учащихся).