twitter ВКонтакте facebook

ЧЕГО В БЫЛИНАХ БОЛЬШЕ: ПРАВДЫ ИЛИ ВЫМЫСЛА? (урок-дискуссия)

Цели: обобщить знания детей по теме «Былины»; учить рассуждать, размышлять, отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: выставка рисунков по теме «Былины», репродукции картины В. Васнецова, Н. Рериха, отрывок из оперы «Садко», таблица.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит торжественная музыка из оперы «Садко».

II. Введение в тему.

– У нас сегодня урок-дискуссия. Что это значит? (Дискуссия – это спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, в беседе.)

Вопрос нашего обсуждения записан на доске. У каждого из вас есть часть таблицы, в зависимости от того, какую позицию вы занимаете.

Чего в былинах больше

Правда

Вымысел

 

 

III. Деление на группы.

1-я группа – учащиеся, нашедшие аргументы в защиту того, что в былинах содержится больше правды.

2-я группа – учащиеся, считающие, что в былинах больше вымысла.

(Столы в классе расставлены таким образом, что группы-оппоненты сидят напротив друг друга.)

IV. Основная часть урока.

Учитель вписывает вопрос в таблицу на доске.

– В былине поется о том, что происходило на самом деле? (Группы-оппоненты приводят свои аргументы: защитники правды – «за», защитники вымысла – «против».)

– Впишите в свою часть таблицы аргументы «за» или «против».

1. Самостоятельная работа.

Назовите аргументы «за» (учитель фиксирует на доске).


 

Правда

Вымысел

– Путь из «варяг в греки»;

– расцвет города Новгорода;

– конкретно-исторические названия: реки Волхов, Нева, Чернава, озеро Ильмень;

– упоминания о Золотой Орде;

– эпизод с составлением завещания

– Путь Садко указывается неверно;

– подводное царство;

– Морской царь;

– златоперые рыбы

– Какое название более соответствует содержанию – «былина» или «старина»? (Дети должны вспомнить, что это одно и то же, «старинами» называли былины в северных районах России.)

– Сами исполнители называли былины старинами, подчеркивая их обращенность в прежние, стародавние времена.

Рассмотрите все «за» и «против».

Вывод: былины – произведения искусства, а потому для них характерен вымысел. Но вымысел этот является поэтической правдой.

Физкультминутка

2. Викторина «Былины».

1) Славный защитник Руси-матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. (Илья Муромец.)

2) Злодей. Свистел по-соловьиному, кричал по-звериному, шипел по-змеиному. (Соловей-разбойник.)

3) Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира. (Добрыня Никитич.)

4) Чудовище, которое жило на горе Сорочинской. (Змей Горыныч.)

5) Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря-океана у Морского царя. (Садко.)

6) Хозяин Ильмень-озера, который помог Садко поймать златоперых рыб. (Водяной.)

7) Богатырь, поповский сын. Одолел Тугарина Змеевича. (Алеша Попович.)

8) Богатырь, умевший превращаться в различных животных. (Волк Всеславович.)

9) Силач, легко выдернувший из земли соху, которую не могла вытащить вся дружина Вольги Святославовича. (Микула Селянинович.)

10) Могучий  богатырь,  который  не  смог  поднять суму переметную. (Святогор.)

11) Богатырь,  заставивший  одноглавого  змея  принести  живую  воду. (Михайло Потых.)

V. Итог урока.

– Былинный мир – это одновременно сказка и действительность, вымысел и история.

Почти каждая былина имеет в своей основе реальные корни.

– Какие выводы вы сделали для себя по теме «Былины»? (Идея любой былины – вызвать чувство гордости за родину, уважение к ее прошлому.)